Первый канал представил зрителю новую экранизацию романа «Угрюм-река». Фильм имеет свою сюжетную линию, которая в каких-то моментах не схожа с советской экранизацией романа. Это разделило зрителей в своих мнениях. Единственное в чем единогласен зритель, это в том, что в новом фильме нельзя не восхититься природой Урала, натуральными декорациями, костюмами и интересными персонажами - колоритными как Ибрагим, или мистическими как Синильга. Тунгусскую шаманку в новой экранизации романа исполнила актриса калмыцкого происхождения Евгения Манджиева. Что узнала о своей загадочной героине Евгения, кто одобрил костюмы для образа тунгусов в фильме и была ли мистика во время съемок сцен с Синильгой, Евгения рассказала в интервью порталу «Москва-Баку».
- Евгения расскажите о своем персонаже, её роль в этой истории? Насколько близок вам этот персонаж?
- Синильга - это мифический персонаж умершей шаманки. Блуждающий дух, олицетворяющий природу, прекрасную, могучую, суровую. Которая может сломать, наказать и погубить. Я воспринимаю ее как тайну. Внутренний диалог Прохора с собой, его тень, темную сторону его личности. Юрий Мороз, «как художник» очень тонко ведёт мою героиню через всю картину, давая зрителю возможность самому определить для себя, кто же на самом деле Синильга. Шаманка является Прохору Громову в переломные моменты его жизни. Прохор то верит в ее покровительство, то видит в ней врага, который заманивает и обманывает его. Он заключил с ней союз, чтобы найти золото и обрести власть. Она прядёт нить времени. Внешне у нас с ней много общего, а внутренний мир - неизвестность. Она как отражение в зеркале. Мой близнец, но дальше - загадка...
- Любой актер готовится к роли, и мы знаем, что вы, например, для роли в фильме «Чайка», где играли деревенскую девушку, отправились в калмыцкое село на несколько недель, где жили в этой атмосфере. Для того, чтобы отобразить образ Синильги в "Угрюм-реке" вам что-то пришлось делать, изучать?
- Для меня работа над ролью - это всегда приключение. Чем многослойней персонаж, тем интереснее. Я собирала информацию о Синильге из разных источников. Меня заинтересовали такие персонажи как Панночка из «Вий» Гоголя, «китцунэ» из японской мифологии и даже персонажи из голливудского кино. Для создания образа я часто прибегаю к книгам и фильмам в которых, как мне кажется, персонажи обладают некими качествами, которые хотелось бы привить моей героине. И дальше можно собирать: характер, повадки, голос, интонация и т д. Интересный процесс. Чувствуешь себя скульптором.
- Во время съемок картины местные жители рассказывали вам про Синильгу? Была ли такая шаманка в реальности на Урале, или это только плод воображения писателя.
- С моим участием съёмки проходили в Свердловской и Ивановской области, в Москве и Белоруссии. С эвенками я не встречалась, к сожалению. И рассказов о шаманке я не услышала. Вся информация о ней была моим поиском. Но я все же думаю, что прототип Синильги существовал в реальности. Ведь все истории откуда-то берут своё начало (улыбается).
- Часто актеры, снимающиеся в мистических ролях, рассказывают, что во время съемок с ними происходили какие-то мистические случаи. Было ли что-то похожее во время съемок «Угрюм-река»?
- Единственной мистикой, наверное было то, что Синильга была не против моего исполнения этой роли. Потому что куда бы я не прилетала на съёмки, всегда была отличная погода! Как например, в Екатеринбурге, в сцене, где мне нужно было погрузиться под воду, температура воздуха была +33 градуса, и река успела прогреться.
- Отдельно хочется спросить про костюмы вашей героини…
- Все, кто был причастен к картине «Угрюм-река», проделали фантастическую работу! В том числе и художник по костюму Лариса Лебедева и ее команда. Все костюмы очень достоверно отображают стиль тунгусской одежды. И шаман, принимавший участие в фильме, похвалил за костюмы, сказав, что они даже «пахнут шаманом» (улыбается).
- Смотрели ли вы советский фильм "Угрюм-река", где Синильгу играет актриса Нонна Тен. Ваши героини похожи?
- Фильм 1968 года я смотрела конечно же. Так как хотелось максимально собрать сведений о своём персонаже. Задачи повторить героиню из предыдущей экранизации не было, да и нет такого интереса. У каждого артиста свой почерк, как и у режиссёра.
- Многие зрители сравнивают эти два фильма, кто-то критикует, кто-то хвалит. Ваше мнение?
- Сравнивать или нет эти две картины - свободный выбор зрителя. Главное, что они пробуждают интерес к литературе, кино и искусству.
Историческая справка:
В экранизации романа "Угрюм-река" 1968 года роль тунгусской красавицы-шаманки Синильги играет советская актриса Нонна Тен. У актрисы корейские корни. Утонченная, интеллигентная девушка окончила ВГИК, однако снималась очень мало. Образ Синильги в ее фильмографии остался самым ярким, колоритным и загадочным. Нонна Тен преподавала технику сценического движения во ВГИКе. В середине 1980-х годов преподавала в театральном институте города Дамаска (Сирия). Кандидат искусствоведения. С 1984 года - доцент кафедры актёрского мастерства. В последнее время проживала в Москве.
Писатель Вячеслав Шишков не выдумал образ Синильги, так как большинство преданий тунгусов связано с шаманами и шаманками. Шишков просто вплел в нить своего романа красивую легенду о Синильге. Вполне реально что шаманка Синильга на самом деле существовала, ведь легенду о ней рассказывают жители тех мест любопытным путешественникам:
«…Одну из легенд, о шаманке Синильге, поведал наш домовладелец в Ошарово в одной из немногочисленных бесед. Слушать его было интересно, потому что об этой истории писал ещё Шишков в своём романе «Угрюм река», тем не менее, расскажу её в том виде, в каком услышал.
У одного тунгуса родилась дочь. Когда он вышел из чума на улицу, там падал снег, и тунгус решил назвать дочь Синильгой, что в переводе с эвенкийского и означало - снег. Когда дочь выросла, то стала шаманкой. При этом была она редкой красоты и ума. Умерла Синильга внезапно, в молодом возрасте, по неизвестной причине. По тунгусским обычаям, была похоронена в выдолбленной из цельного ствола дерева колоде, подвешенной на деревьях, на берегу одной из рек Эвенкии. Эта молодая не успокоившаяся шаманка по ночам бродила по земле и вытворяла разные чудеса, иногда страшные, иногда - не очень. Чаще всего она приходила к домам одиноких мужчин, стучалась к ним в окна. Многие одинокие мужчины (а таковых в здешних краях большинство) даже видели её в своих домах, слышали её голос…», - писал в своей книге «В таёжных дебрях Подкаменной Тунгуски» путешественник и писатель Александр Сорочинский.