AZN = 54.27 RUB
USD = 92.26 RUB
EUR = 99.71 RUB
Новости дня

A
«Он превзошел самого себя…». Концерт великого советского и азербайджанского композитора Кара Караева прошел в Москве при полном аншлаге (видео)

«Он превзошел самого себя…». Концерт великого советского и азербайджанского композитора Кара Караева прошел в Москве при полном аншлаге (видео)

Инесса Рассказова    "Москва-Баку"
23.09.2018 10:40

В Концертном зале имени Чайковского в центре Москвы прошел концерт выдающегося советского и азербайджанского композитора Кара Караева, и собрал зрителей самых разных поколений. 

/upload/iblock/b07/b0728df7cfe39112413f1be7961d9d7d.jpg

Разумеется, его посетили и представители министерства культуры России и Азербайджана, посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль-оглы, который, к слову, тоже был учеником Кара Караева.

Наверное, при составлении программы, было так трудно выбрать из всего многообразия написанной Кара Караевым музыки те несколько произведений, которые прозвучат в двух отделениях – симфонические гравюры «Дон Кихот», Симфонию №3, концерт для скрипки с оркестром, посвященный легендарному скрипачу Леониду Когану и им впервые исполненный с присущим маэстро блеском в конце шестидесятых годов, музыку из балета «Тропою грома»…

За кулисами этой музыки, то гармоничной и светлой, то неудержимо страстной, стоял огромный, даже, можно сказать, нечеловеческий подвиг Кара Караева, который трудно представить себе и осмыслить. Ученик композитора, тоже известный композитор и органист Ариф Мирзоев, рассказывал нам несколько дней назад в интервью, посвященном Учителю, как великий Дмитрий Шостакович и Арам Хачатурян отказались писать музыку к фильму «Дон Кихот», и, по словам Шостаковича, единственным, кто смог бы справиться с этой задачей, был Кара Караев. И действительно, за пять дней, не выходя в эти дни из гостиничного номера, азербайджанский гений создал шедевр, который можно отнести не только к киношедеврам, но, по мнению критиков, к лучшим образцам симфонического искусства. Написанию Третьей симфонии и концерта для скрипки с оркестром предшествовали уже целые годы сознательного одиночества, так описанного доктором искусствоведения Рауфом Фархадовым: «Он все более замыкается в себе, общениям предпочитая одиночество, перепискам – дневники, всем чтениям – Иммануила Канта, а всем развлечениям – учебники по додекакофонии. Несколько лет почти затворничества стоили того, чтобы в 1964 и 1967 годах появились два лучших караевских сочинения – додекакофонные Третья симфония и Концерт для скрипки и симфонического оркестра. Сочинения для тех лет не просто новаторские….».

В беседе с «Москва-Баку» во время антракта, музыковед Рауф Фархадов добавил: «Вы знаете, я считаю, что вот как раз прозвучавшие сегодня Третья симфония и скрипичный концерт – это вершина творчества Кара Караева. Это то, к чему он шел всю свою сознательную жизнь. Если до этого в его жизни был период условного соцреализма, - и в этот период он очень многое сделал интересного и парадоксального в плане синтеза Европы и Востока, Азербайджана и России, - то скрипичный концерт и Третья симфония вызвали в то время очень неоднозначную реакцию. А между тем, эти произведения перевернули представления не только о Кара Караеве, но о творчестве композитора-классика! Это был тот случай, когда классик переиначил, превзошел и переосмыслил самого себя!».

К уровню исполнителей, которым было доверено сыграть Кара Караева, организаторы концерта подошли щепетильно и требовательно. За дирижерским пультом одного из лучших оркестров мира, Государственного Академического Большого Симфонического оркестра имени Чайковского встал профессор Рауф Абдуллаев, чье искусство прекрасно известно любителям классической музыки не только в России и Азербайджане, но и во Франции, Великобритании, Италии и США, Австрии и Финляндии, Объединенных Арабских Эмиратах…

А концерт для скрипки с оркестром, который навсегда обречен так, или иначе, ассоциироваться с непревзойденным Коганом, заоблачным образцом, и сравнения с ним всех последующих его исполнителей просто неизбежны, было доверено сыграть звезде современной музыки Алене Баевой. Звезде мирового масштаба, которая по праву считается одной из самых ярких скрипачек современности. Алена гастролирует по самым знаковым мировым сценам, выступая с лучшими оркестрами и дирижерами. Юная красавица с длинными, вьющимися волосами, в роскошном платье со скрипкой на плече – она действительно смотрится очень эффектно. Чувствовалось, что она вкладывает в свою игру так много эмоций и душевных сил, что во время коротких пауз, когда вступал оркестр, Алена отбрасывала рукой со лба совершенно взмокшую прядь…

Алена Баева Фото: Google
Алена Баева Фото: Google

В ответ на просьбу оценить ее игру, заметно отличающуюся от манеры Когана, что, безусловно, представляет собой интересный контраст, доктор искусствоведения Рауф Фархадов сказал по этому поводу следующее:

«Коган играл более классически, ортодоксально. У Алены Баевой манера раскрепощенная, она близка к экспрессионистической. Сегодня, когда я слушал ее, у меня сложилось впечатление, что это пока еще один из опытов Алены на подступах к еще более эмоциональному воплощению этого концерта. Хотя, безусловно, она сыграла сегодня выдающимся образом!».

Портрет Кара Караева работы Таира Салахова
Портрет Кара Караева работы Таира Салахова

Этот вечер превратился не только в праздник для пожилых семейных пар, выросших на музыке Кара Караева, но и для совсем молодых людей. Даже в вечер своеобразных мистических встреч. Остановившись под большой черно-белой фотографией в фойе, на которой были изображены великий азербайджанский художник Таир Салахов и великий азербайджанский композитор Кара Караев, художник Аскер Мамедов разворачивает журнал, выпущенный специально к концерту на той странице, где располагается портрет Кара Караева кисти Салахова, и тихо произносит: 

«Таир Салахов – это ведь мой учитель… Как и Кара Караев, он объединил своим искусством Азербайджан и Россию, когда-то мы были одной огромной страной. Сейчас, уже более двадцати лет мы стали разными странами, но сегодняшний концерт, на который, чтобы услышать прекрасную музыку Кара Караева, легко преодолевающую любые расстояния, и над которой бессильно время пришли, как вы видите, русские и азербайджанцы, и это означает, что мы по-прежнему вместе».