В октябре 2024 года в Баку открылась Творческая школа Российской академии имени Гнесиных. Гнесинка и Бакинская музыкальная академия имени Узеира Гаджибейли подписали Меморандум о взаимопонимании. Во главе делегации из России была бакинка, президент Российской академии музыки имени Гнесиных Галина Маяровская. О том, как прошла ее первая за много лет поездка в родной Азербайджан, о традициях Баку ее детства и о том, какие направления теперь Гнесинка будет развивать с республикой, Галина Васильевна рассказала в интервью «Москва-Баку».
- Галина Васильевна, Вы – коренная бакинка, уроженка Азербайджана, и впервые за много лет приехали на родину. Как оцениваете визит с точки зрения его эффективности, и, конечно, какие ощущения от посещения малой родины?
- Наш визит – это не спонтанное решение. Начнем с того, что в 2014 году в Минске был создан специальный Совет по культуре. В него вошли представители ведущих музыкальных учебных заведений государств-участников СНГ. Заседание Совета мы собираем каждый год. В этом году он был 30 мая в Москве. Было очень много делегаций, были представители всех государств. И, конечно, был представлен Азербайджан. С каждой делегацией мы очень тесно работали, и в завершение договорились, что нам надо бы прилететь в Баку для укрепления культурных мостов. Один из наших проектов, который мы сейчас реализовывали, это мастер-классы и творческие школы. Мы уже были в Казахстане, в Узбекистане, в Кыргызстане. И вот теперь поездка состоялась и в Азербайджан.
В Баку был подписан Меморандум о нашем сотрудничестве. И мы очень рады этому, мне кажется, что это открывает большие перспективы действительного нашего взаимодействия, нашего сотрудничества, а самое главное – нашего стремления сохранить нашу систему музыкального образования.
Если говорить о Баку, то для меня это была такая приятная командировка на родину! Баку — удивительно гостеприимный город, где живут гостеприимные люди. Я это прекрасно знаю, ведь я там прожила 15 лет! Помню, как мы с родителями ходили в гости, и в абсолютно каждом доме нас встречали, как очень близких людей.
Мои коллеги были удивлены, говорили: такой теплый прием, такой контакт с нами и такая помощь на каждой нашей встрече. Были проведены мастер-классы между нашими ведущими преподавателями, был концерт, на котором играли наши мастера.
Наши преподаватели отметили, что уровень Азербайджанской консерватории очень высокий, ребята подготовленные, что меня тоже очень радует, потому что я выпускница даннойконсерватории.
- Как сильно изменился город в сравнении с детскими воспоминаниями?
- Баку – это живой организм, который очень меняется, и это правильно. Когда в этот мой приезд у меня появилось свободное время, я взяла такси, решила приехать туда, где я прожила с родителями 15 лет. Я жила на проспекте Ленина, а теперь он называется проспект Азадлыг. Мой отец был военным, на проспекте Ленина находился штаб ПВО Закавказского округа, который он возглявлял.
Когда я была маленькой, мне казалось, что наш дом был огромным. Что вот это вот здание штаба было огромным. И проехалась на такси к нашему дому и подумала: на самом деле, дом небольшой, четырехэтажный, низкий. И военное здание низкое. Там сейчас, по-моему, Американское посольство расположено. Я прошла пешочком, зашла дом, где мы жили, посмотрела, прогулялась.
Главное, что я почувствовала – дух Баку сохранился. Город весь цветущий. Меня поразило, что едешь из аэропорта, и высажены туи, ёлки. Ну, это же не бакинские растения. Но они поливаются, за ними ухаживают, и они растут в таком теплом климате.
Я прогулялась и по бульвару вдоль Каспия. Он тоже изменился в лучшую сторону, хотя и раньше был очень хороший, мы там любили гулять с друзьями. А сейчас он просто идеальный: чистый, очень красивый. Так что для меня эта поездка в Баку – глоток свежего воздуха, воздуха моей родины. Поездка в Азербайджан стала возможностью окунуться в молодость.
- Известно, что Вы на протяжении 30 лет управления в сфере культуры всегда поддерживали тесные связи с бакинцами в Москве. Например, с Мстиславом Ростроповичем, также Вы вместе учились с Муслимом Магомаевым и Поладом Бюльбюль оглы.
- Да, вы правы. Поскольку я курирую музыкальное образование, с конца 1980-х годов была знакома с Мстиславом Ростроповичем. Впервые мы познакомились в консерватории в Баку, когда я была юной студенткой. Тогда он еще не был великим артистом в том понимании, каким стал позднее. Тогда для нас всех он был преподавателем, очень приятным, дружелюбным. Наше тесное общение и взаимодействие началось в Оренбурге. Это было в 1987-м или в 1989-м году. Вы даже не представляете, как меня поразил этот человек своей безграничной любовью к этой земле! Он буквально все, порой даже невозможное делал для этого региона в самые непростые годы, хотя, казалось бы, его уже знал весь мир, но он всегда вникал во все и всегда во всем помогал. Удивительный был человек. Ростропович был очень добрый человек, очень контактный.
Если говорить о Муслиме Магомаеве и Поладе Бюльбюль оглы, то да, мы действительно учились вместе, но на разных курсах. Муслим — это всегда звезда. Каждое его появление – событие. Помню, как обожали его девушки.
- Возвращаясь к теме сотрудничества Москвы и Баку в музыкальной сфере. Вы говорили о подписании меморандума. Что он предполагает?
- Совместные концерты, обмен студентами. К сожалению, сейчас в Российской академии имени Гнесиных азербайджанских студентов нет. У нас есть очень много китайцев, есть студенты из Европы, Латинской Америки, а вот из Азербайджана нет. Хотя, подчеркиваю, музыкальный уровень студентов из Баку очень хороший. Потому обращаюсь ко всем жителям Азербайджана, которые планируют поступать в музыкальный вуз: вас очень ждет Российская академия музыки имени Гнесиных, сейчас для этого есть все возможности. Добро пожаловать!