Когда-то на территории Бакинского приморского бульвара функционировали филиал знаменитой Петроградской офицерской школы морской авиации и пристань самой крупной пароходной компании Российской империи «Кавказ и Меркурий». У Девичьей башни располагалась часовня Святого Варфоломея, а по Каспию на паруснике катался русский поэт Сергей Есенин, декламирующий местным жителями свои стихи. Корреспондент «Москва-Баку» прогулялась по азербайджанской столице в компании известного журналиста и блогера Вячеслава Сапунова, который поведал о самых интересных «русских» страницах истории родного города.
Мы шагаем по мощёным улочкам Ичеришехер. Здесь, среди современных двухэтажных домов притаилась самая древняя постройка Старого города - мечеть Мухаммеда ибн Абубекра, датированная 1078 годом. В народе эту мечеть называют Сыныг-гала, что в переводе означает «сломанная, разрушенная башня или крепость». На северном фасаде мечети рядом со входной дверью имеется арабская надпись: «Во имя Аллаха милостивого и милосердного. Это двухэтажное здание мечети, которое приказал построить устад ар-раис Мухаммад ибн Аби Бакр». Свое второе название мечеть получила после событий 1723 года, когда военная эскадра российских войск, состоящая из 15 кораблей, и возглавляемая генералом Матюшкиным подошла со стороны моря к городу и потребовала его сдачи.
«В 20-х годах XVIII века Петр I, который только завершил Северную войну, решил отправить поход на западное побережье Каспийского моря. Он надеялся овладеть Каспием и прилежащими землями, – рассказывает Вячеслав Сапунов. – Петр I лично возглавил поход на Дербент, а год спустя русская эскадра под руководством генерала Матюшкина направилась в Баку. Здесь в бакинской бухте шел ожесточенный бой и после длительной осады Баку был взят и присоединен к молодой Российской империи. В ходе боев было повреждено множество сооружений в Старом городе. Одно из них – мечеть Мухамеда ибн Абурбекра. Минарет потом отреставрировали, но, если присмотреться, заметна разница в основной кладке», - указывает Вячеслав на возвышающийся в небе минарет. К слову, Каспийский поход стал для Петра I последним. Через полтора года после взятия Баку российский царь скончался.
Мы двигаемся дальше – к подножию величественной Девичьей башни. Наша цель – увидеть остатки стен часовни Святого Варфоломея. «Мне нравится версия о том, что Баку получил свое название от понятия «Багуван», «Багаван» - город Бога. Наверное, неспроста здесь когда-то была построена Девичья башня и множество мечетей, церквей и святилищ огнепоклонников. Говорят, что эта земля обладает особой энергетикой. Это своего рода «место силы»», - рассказывает Вячеслав Сапунов. - Здесь на этом месте в 71 году н.э. был распят один из 12 апостолов Христа – Варфоломей, за попытку распространения христианства в пустившей глубокие корни огнепоклонничества городе Баку. Позднее на этом месте был воздвигнут албанский храм, а в 1892 году здесь построили часовню Святого Варфоломея. Однако в советское время эта часовня, как и многие культовые памятники, стала жертвой политики атеизма. Впоследствии христианская церковь приписала Святого Варфоломея к лику святых.
«В дореволюционном Баку было огромное количество храмов – мечетей, церквей и костелов. В 1888 году началось строительство самого крупного на Южном Кавказе Собора Александра Невского. Это было потрясающее сооружение – самое высокое в Баку. Золотые купола и кресты на них возвышались над городом и были отовсюду заметны. На них держали курс капитаны бакинских кораблей. Даже мусульмане считали «золотую церковь» украшением Баку. К сожалению, храм не дожил до наших времен. В 30-е годы прошлого века большевики уничтожили его. Он остался в памяти только на фотографиях», - говорит Сапунов.
Одно из самых популярных среди туристов мест в Ичеришехер – Малая Крепостная улица, где снимали знаменитый эпизод советской кинокомедии «Бриллиантовая рука». «Каждый, кто приезжает в Баку, приходит сюда, на эту улочку, чтобы посидеть на месте, где когда-то «падали» герои «Бриллиантовой руки» и сделать памятные фотографии, - улыбается Вячеслав Сапунов. – Часто вижу, как арабские туристы, гуляющие по Старому городу, недоумевают, почему здесь всегда сидят люди и кричат непонятные слова: «Чьерт побьери!». Им не понять, что гости из постсоветского пространства до сих пор помнят и любят фильм Гайдая».
Еще одно место паломничества любителей советского кинематографа – небольшая улочка, где когда-то снимали эпизод другого, не менее любимого фильма «Человек-амфибия». Деревянный балкон над магазином отца главной героини картина Гуттиэре – Бальтазара до сих пор украшает Ичеришехер. «Здесь соорудили магазинчик Бальтазара, в котором он торговал морепродуктами и сувенирами с морских глубин. По этой улице убегал от аргентинских полицейских Ихтиандр», - показывает Сапунов. Сегодня на этом месте также располагается небольшой магазин, в котором туристы могут приобрести азербайджанские сувениры.
Мы выходим из Старого города и двигаемся дальше, по направлению Бакинского приморского бульвара. Здесь, на площади Азнефть, рядом с которой гордо реет азербайджанский флаг, в начале прошлого века размещалась Бакинская офицерская школа морской авиации (БОШМА). Она была первым «филиалом» Петроградской офицерской школы в провинциях Российской империи, единственным и последним.
«Ее создание пришлось на начало Первой Мировой войны. Каждая страна делала тогда ставку на какой-то вид вооружения. Россия, в частности, - на авиацию и морскую авиацию. Открытию БОШМА как отделения Петербургской офицерской школы морской авиации именно в Баку послужило несколько обстоятельств. Бакинский порт был незамерзающим зимой, что давало возможность вести обучение летчиков постоянно. Кроме этого, Баку был крупнейшим морским портом империи по грузообороту и развивался динамичнее всех других», - рассказывает Вячеслав Сапунов. Здесь, на бульваре, располагались многочисленные ангары и спецпомещения, где летчики испытывали новые гидропланы – «летающие лодки». Благодаря летчикам до наших дней сохранились фотографии Баку, сделанные с высоты птичьего полета.
В то время Бакинский Приморский бульвар был не таким масштабным как сейчас – чуть более 200 метров. Его строительство началось в 1909 году по инициативе азербайджанского инженера Мамеда Гасана Гаджинского. Городские власти ассигновали на закладку бульвара 600 тысяч рублей. Материальную поддержку также оказали бакинские меценаты.
По бульвару любили прогуливаться приезжие именитые писатели и поэты. «Бакинский бульвар помнит множество великих людей. Один из них – Сергей Есенин. Он приехал в Баку в 1924 году. Прогуливаясь по набережной в компании своего друга Василия Болдовкина, Есенин заметил у бухты парусник под названием «Пушкин», – рассказывает Сапунов. – Как пишет в своих воспоминаниях Болдовкин, Есенин обрадовался и захотел прокатиться на лодке. И всю дорогу читал стихи Василию и мальчику-лодочнику Мамеду».
В конце XIX – начале XX века на Бакинском приморском бульваре располагалась также пристань самой крупной российской пароходной компании «Кавказ и Меркурий». Здесь в разное время трудились два представителя российской культуры – именитый оперный певец Федор Шаляпин и писатель, прозаик Александр Грин. «Они были еще молодыми и неизвестными, приезжали в Баку на заработки. Работали грузчиками на пристани. В то время в городе свирепствовала эпидемия холеры, и Шаляпину пришлось много трудиться, чтобы зарабатывать себе на хлеб», - рассказывает Вячеслав Сапунов. Он говорит, что бакинцы испытывают особую любовь к русской литературе. Большое количество бакинских улиц носят имена знаменитых поэтов и писателей – улица Пушкина, Гоголя, Есенина, Маяковского, Толстого.
Вдоль бульвара мы направляемся в самый центр Баку – на улицу Хагани, где располагается второй старейший сад азербайджанской столицы – Молоканский. Интересно, что «молоканским» он никогда официально и не был. Со дня своего основания был Мариинским сквером, потом, после революции, «Садом 9 января», позже - имени Ашума Алиева, и наконец, после развала СССР, стал «Садом имени Хагани». Впрочем, для бакинцев, он, как и прежде «Молоканский садик».
В 60-х – начале 70-х годов XIX века вокруг пустыря, на котором позже будет разбит сад, располагалось несколько караван-сараев, которые облюбовали себе молокане, приезжавшие в Баку из разных уездов с товарами на продажу. Некоторые селились поблизости, стихийно сформировав Молоканскую слободку. «На близлежащих улицах было множество бондарных мастерских, извозных дворов и конюшен. В округе господствовала полная антисанитария со всеми ее составляющими. Если добавить сюда еще и пятничный рынок, открывающийся между Молоканкой и Биржевой площадью, изрядно добавляя мусора и грязи и основательно мешая движению экипажей, то картина станет полной. А буквально рядом уже начали формироваться богатые престижные кварталы. Поэтому городские власти, в соответствии с очередным планом застройки города, снесли всю эту прелесть до основания, а молокан переселили в совершенно новый район Завокзалья. На освободившемся после сноса месте в начале 70-х годов был разбит сквер», - рассказывает Сапунов.
Недалеко от знаменитого Молоканского сада располагается один из самых популярных и старейших театров Баку – Азербайджанский государственный академический русский драматический театр имени Самеда Вургуна. «В разгар пандемии коронавируса театр отметил свое 100-летие. Он прошел сложный и интересный путь. За годы работы театра были поставлены спектакли по произведениям русских, азербайджанских и зарубежных классиков. В театре работали выдающиеся мастера сцены, такие как Вера Ширье, Рахиль Гинзбург, Анатолий Фалькович, Дина Тумаркина, Магеррам Ашумов, Мехти Мамедов. Не многие знают, что на сцене Бакинского драмтеатра играли также самые яркие звезды советского театра и кино – Фаина Раневская и Михаил Жаров», – рассказывает Вячеслав Сапунов. Раневская очень любила прогуливаться по извилистым узким улочкам Старого города и по Приморскому бульвару. Бакинцы узнавали любимую актрису и провожали добрыми улыбками.