Умер художественный руководитель юмористического журнала «Ералаш» Борис Грачевский. Об этом сообщила его супруга Екатерина Белоцерковская. Он скончался на 72-м году жизни.
Коронавирус у Грачевского обнаружили в конце декабря. Сначала он лечил болезнь дома, однако затем его положили в реанимацию.
Как сообщалось, 4 января его погрузили в медикаментозную кому и подключили к аппарату экстракорпоральной мембранной оксигенации (прибор для насыщения крови кислородом при развитии острой дыхательной недостаточности). Тогда причиной ухудшения самочувствия Грачевского стали осложнения, вызванные коронавирусной инфекцией.
Борис Грачевский являлся худруком «Ералаша» с 2002 года. Знакомый и любимый всеми с детства юмористический киножурнал «Ералаш» приближается к полувековому юбилею - программа радует зрителей с 1974 года.
Художественный руководитель и режиссер журнала Борис Грачевский незадолго до своей кончины в интервью «Москва-Баку» рассказал почему не мог бросить "Ералаш" даже в самые для него тяжелые годы и поделился впечатлениями от своей первой поездки в Баку.
- За полувековую историю программы у вас когда-нибудь возникала идея приостановить работу журнала или вовсе закрыть его?
- Времена действительно были разные, уже сейчас всего и не вспомнишь. Точно могу сказать, что с самого первого дня открытия журнала я стал относиться к нему, как к своему ребенку. Он рождался в муках, в проблемах, в борьбе за то, что мы делаем нужное дело. И как любой нормальный родитель не может разлюбить свое дитя, так и я бросить его не мог. Я всегда пристально смотрю за своим «Ералашем», несмотря на то, что ему уже так много лет - 44 года! Его нужно водить за ручку, потому что всегда что-то происходит, меняются люди, темы и проблемы.
Сейчас наша программа очень современная - мы прекрасно понимаем, чем интересуются дети! Буквально недавно мы закончили второй сюжет о блогерах. Есть серьезная проблема - мы хотим, чтобы нас показывали по центральным каналам в нормальное время, но все каналы чем-то заняты. Хотя для нас полчаса раз в неделю - было бы вполне достаточно! То нас показывают по шесть часов подряд неизвестно где, то совсем снимают с эфира. Это очень обидно, когда у нас 30 миллионов посетителей на сайте, а подписчиков на канале «Ералаша» в интернете 800 тысяч. Все это смотрят дети, родители никогда не полезут в интернет искать наши короткометражки... Но как только его показывают на центральных каналах, взрослые буквально прилипают к экранам!
Однажды ко мне подошел мужчина со словами: "Мне 68 лет, и я с огромным удовольствием смотрю «Ералаш». Скажите, со мной что-то не так"». Я ему сказал, что это нормально, потому что главный постулат журнала гласит: «мальчишки и девчонки, а также их родители». Это не «Свинка Пеппа» или «Три кота». Я не хочу никого обижать, но взрослые это смотреть не могут. Был такой момент - я встретил знакомого с ребенком лет семи. Отец, представляя меня сыну, сказал: «Этот дядя делает «Ералаш». Мальчик так внимательно на него посмотрел и сказал очень важную для меня фразу: «Пап, «Ералаш» дети делают»
- Как вы сами можете оценить спрос на сегодняшний «Ералаш»?
- Фразу "«Ералаш» раньше лучше был" я воспринимаю, как комплимент, потому что этот журнал работает только на сегодняшних детей, отвечая их интересам. Я очень часто провожу встречи с детьми, начиная именно с того, кто что помнит из «Ералаша». И почти все называют новые сюжеты. В топе нет старых, назовем их культовыми сюжетами - это уже неинтересно современным детям. Какая-то часть сюжетов умерла полностью, никогда уже не вернутся истории по поводу председателей отрядов, ведь сленг уже может быть непонятен ребенку.
Чтобы повысить спрос к нашему контенту, мы стараемся жить в «хайпе», в шуме. Я вчера переслушивал Басту, испытываю очень большую симпатию к его «Медлячку», который все так любят. Тем не менее своей жене, которой всего 33 года, я читаю большую поэзию. Очень люблю Цветаеву, Ахматову, но я вынужден знать, чем интересуется сейчас новое поколение. Я сижу иногда и часами слушаю этих чудовищных стендаперов, таких как Поперечный. Мне кажется, это просто ужасно, но приходится слушать и смотреть, чтобы знать, что важно для подрастающего поколения сейчас.
- Какой он, современный зритель «Ералаша»?
- Когда-то я прочел, что даже Сократ жутко переживал, что поколение уже не то. Всегда будет проблема отцов и детей, это неизбежно. Мы понимаем, что наши дети не такие, как мы. Другой вопрос, что я не всегда поддерживаю их. Современный ребенок любит то, на что мы бы даже не взглянули или испугались вообще! Кто бы мог подумать, что вот этот чудовищный ритмичный жуткий реп останется и будет практически самым популярным. Не стоит забывать, что есть разные дети. Поверьте, кто-то любит классическую музыку, кто-то реп, но все они будут смотреть «Ералаш». Наша задача нести хорошие и добрые мысли, я всегда видел именно в этом свою миссию. Недавно я начал писать сценарий по сюжету взаимоотношений учительницы и мальчика, который не выучил уроки, перевести попытался все это в плоскость рэп-баттла, и вдруг понял, что там тупики сплошные. Мне банально не хватает драматургии. Я даже однажды написал рэп для сюжета на тему теоремы Пифагора, но это была необходимость, а для души я пишу стихи.
- В одном из своих интервью Вы заявили: «Мы теряем поколение. Оно американизируется. Для них наш родной Чебурашка становится менее дорог, чем всякие жуткие твари»...
- Верно! Когда моя маленькая дочка любит этих окровавленных Монстер Хай, о чем можно говорить вообще?! Сейчас она немного переключилась на Лолов, собирает целые коллекции. Но мне не кажется, что все это хорошо. Чему могут научить такие игрушки? И я совершенно никак не могу понять, как это может нравиться. Насколько красива была Барби с человеческой внешностью, а теперь монстры в платьях. Полностью оградить детей не получится от всего это ужаса в прямом смысле этого слова, но мы, родители, должны сами показывать детям русские мультики. Ведь очарование нашего Чебурашки и наших героев нельзя ни с чем сравнить, они прививают все лучшее. С этой задачей не справятся зарубежные персонажи!
- За вами закрепился образ вечно улыбающегося человека, который дарит добро и радость, и тут Вы внезапно для многих приступили к фильму «Крыша». Как родилась идея снять то, что совсем не похоже на «Ералаш»?
- Обе картины, которые я снял очень серьезны. Юмором я занимаюсь на работе. Но на самом деле являюсь очень грустным лириком, пишу грустные стихи. Много лет меня мучило желание снять серьезное кино. Поначалу, у меня ничего не получалось. И тут мне, как продюсеру принесли сценарий, и я принял решение снимать. Но было одно очень большое «но» - снимать фильм о том, как три девочки прыгают с крыши будет, мягко говоря, неправильно. И я ввел туда много различных линий, дополняющих основную, взаимоотношений взрослых между собой, взаимоотношения родителей и детей, которые сместили акценты, из-за которых дети оказались на краю крыши именно из-за невнимания родителей. В финале изначально девочки прыгали и гибли. Как же мучительно я думал над этой сценой, и однажды утром понял, что они будут жить, и моя задача показать, как они передумают.
С одной стороны, это было сложное время, с другой, очень важный этап для меня. Я лишился всяких фестивалей, потому что такое кино неинтересно критикам. Но как меня благодарят люди за то, что я открыл эту проблему, в кинотеатрах они рыдали. Даже я плакал, когда писал финальный монолог девочки. Мне нужно было добиться того, чтобы взрослые задумались над жизненными приоритетами, чтобы дети перестали прыгать с крыши, ведь дети должны жить! Десять лет я вожу эту картину по России, каждый раз видя, как плачут родители и дети, понимая во время просмотра, что они – самое важное друг для друга.
- А как общество приняло другую вашу картину - «Между нот или тантрическая симфония»?
- Я много раз переписывал сценарий этого фильма, а замечательный драматург Мария Хмельник помогла мне его доработать. Для меня взаимоотношения между мужчиной и женщиной всегда были темой важнейшей и сакральной. Мы много работали, постепенно фильм укрупнялся и сцены раздвигались. В итоге получились полнометражный фильм и 4-х серийный фильм. Сразу скажу, что их ни в коем случае не надо сравнивать с первой работой. Это абсолютно взрослое кино. Там скандальная Мария Максакова играет роль разлучницы, роль, которая ей очень близка. Да, я лично знаю Машу, поэтому сразу позвал ее, понимая, что эта героиня ей будет очень близка по характеру. Раньше мы дружили, это теперь мы по разные стороны баррикад.
Сложностей было столько, что всех и не вспомнишь. Мы очень долго искали деньги, потом государство нас поддержало, и началась долгая подготовительная работа. Но вдруг за 10 дней до начала съемок сбежала актриса, утвержденная на главную роль. Это был стресс, мне казалось, что я в буквальном смысле сойду с ума! И вот совсем неожиданно появляется актриса, утвержденная на эпизодическую роль, сама просит меня посмотреть пробы. Увидев, как Янина Мелехова работает, вся команда ахнула. Это было стопроцентное попадание в роль. Работа закипела, с ней было очень легко снимать эротические сцены, но смотреть она их очень стеснялась.
- Не так давно вы впервые посетили Баку. Расскажите, как прошла поездка для команды «Ералаша»?
- У нас было два замечательных крупных мероприятия. «Ералаш» дал традиционные концерты для детей. Это было незабываемо! После концерта мы проводили кастинг, несколько бакинских ребят его прошли и теперь будут сниматься в «Ералаше», надеюсь, что это будет уже в новом 2019 году. О Баку хочу сказать, что город просто удивительный. К своему сожалению, я никогда в нем до этого не был! Это город особенной красоты! Там нет злых людей, во всяком случае, ни я, ни моя супруга этого не заметили. Когда мы после мероприятий гуляли по Баку, к нам подходили люди, глаза которых светились добром. Они говорили о том, что в Азербайджане смотрят и очень любят «Ералаш»», а для меня это действительно очень приятно. Мы были в Центре Гейдара Алиева, который просто великолепно сделан, посмотрели очень интересную экспозицию. Это непередаваемо, "лучше один раз приехать и увидеть"- это про Баку. Мы уехали с таким теплом и желанием неоднократно приезжать в Азербайджан.
В Баку с нами приключилась очень веселая история в отеле. Со мной поехал один из администраторов «Ералаша», который, к слову, азербайджанец. Так вот он, встретив меня в аэропорту, дал несколько манат. Я не понимал, сколько это. И когда мы приехали в отель отдал эту денежку носильщику. Оказалось, что это было 20 долларов. Все решили, что я могу швыряться деньгами. Несмотря на то, что в Баку я приехал впервые, у меня очень много друзей азербайджанцев, артистов известных из Азербайджана, с которыми дружу. У нас тёплые отношения с Поладом Бюльбюль оглы. Он выглядит замечательно, удивительный и интеллигентный человек.
Нам не хватит времени рассказать все истории, которые со мной приключились в разных странах, но одной еще поделюсь! Однажды в Тель-Авиве на улице ко мне подошел седой мужчина с аккуратно подстриженной бородой. Он так смотрит на меня внимательно и говорит: «Вы – режиссер, я слежу за вашим творчеством. Спасибо. У Вас все очень хорошо получается, не останавливайтесь». Я пообещал ему, что буду продолжать в том же духе, мы пожали друг другу руки, а после этого он по пояс залез в помойный ящик и продолжал рыться. Это был странный и веселый случай. Таких бомжей я еще не видел!