AZN = 50.33 RUB
USD = 85.57 RUB
EUR = 93.26 RUB

A
Оперный исполнитель Игорь Ядров: В Баку я могу работать на своем родном языке (фото)

Оперный исполнитель Игорь Ядров: В Баку я могу работать на своем родном языке (фото)

Лейла Амирова    "Москва-Баку"
12.03.2024 11:26

/upload/iblock/76a/76a2719cb74dfd12b3a7142ddaacd526.jpg

Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета пополнился новым солистом, российским басом Игорем Ядровым. Именно такого голоса не хватало, - решили в театре, и теперь российский исполнитель участвует во многих оперных постановках на бакинской сцене. Параллельно с выступлением в театре, в Русском доме артист делится своим опытом с молодыми исполнителями и студентами консерватории. Об этом и многом другом Игорь Ядров рассказал корреспонденту «Москва-Баку».

- Вас назвали в честь дедушки, советского архитектора Игоря Ядрова. Какие воспоминания о нем у вас сохранились? И в целом, в какой атмосфере вы росли?

- О дедушке остались самые теплые воспоминания. Это был интеллигентный, аристократичный человек. Он был высокого роста, и этим я оказался на него похож (смеется). Дедушка в советские годы построил ряд крупных зданий в Москве. Он был одним из архитекторов, которые проектировали жилой «Дом Совмина» на Ленинском проспекте, здание «Госплана», ныне там расположена Государственная дума, а также ряд столичных больниц. Мои родители же работали врачами. Но, тем не менее, в семье всегда царила творческая атмосфера, звучала музыка. Наверное, это происходило под влиянием моей бабушки, народной артистки СССР Зары Долухановой, которая была просто одержима музыкой. Кстати, дома часто слушали и Муслима Магомаева, Полада Бюльбюль оглы. Все это не могло не повлиять на мой музыкальный вкус.

- И ваше увлечение музыкой?

- Несомненно. Музыкой я стал заниматься с трех лет. Учился в специальной школе «Класс-центр» в Москве, где помимо общеобразовательного, можно было получить музыкальное и актерское образование. Затем я поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных, а после - в Академию хорового искусства имени Попова. Еще два года проучился в Центре оперного пения Галины Вишневской.

- Чем же вас, молодого человека, привлекла классическая музыка?

- На самом деле, сначала я занимался эстрадным джазом, но потом подумал, - а почему бы не попробовать оперное искусство? Из оперы я всегда смогу перейти к эстрадной музыке, а вот из эстрады - нет. Решил брать по максимуму. Мне нравится опера, потому что это синтез трех искусств в одном – музыкального, вокального, драматического. Конечно же, все это не так легко, как кажется. Нужно иметь хорошую память, знать разные языки, прочувствовать музыку вместе с дирижером, оркестром, партнерами по сцене. И нет предела совершенству, мы всю жизнь учимся.

- Где в России успели поработать?

- Работал в Академической симфонической капелле у Валерия Полянского, но в связи с тем, что не успевал с учебой, пришлось уволиться. Сотрудничал с Московской областной филармонией, где под руководством Максима Дунаевского, вместе с хоровой академией, участвовал в спектаклях по Моцарту, мы ездили с постановками по разным регионам России. Помимо этого, я организовывал собственные концертные программы.

- В Баку вы приехали по приглашению Азербайджанского театра оперы и балета?

- Вначале это была моя инициатива. Приехал в Баку в октябре 2022 года, прочитав множество положительных отзывов в интернете. Решил попробовать себя в Азербайджане. В Баку у меня никого не было, но мне здесь стало так интересно... Хотя, признаюсь, в начале ничего не получалось и первые девять месяцев я пел в ресторанах. Потом узнал о том, что в Азербайджанском театре оперы и балета стала работать моя знакомая, российский концертмейстер Ребекка Магомедова. Написал ей, она пригласила меня в театр, где познакомила с Сабиной Асадовой (заместитель директора театра - прим. ред.). Меня послушали, сказали - хороший голос, нам как раз басы нужны. Вот так меня и взяли на работу (улыбается).

- Это произошло после назначения директором театра Юсифа Эйвазова?

- Да, его только назначали. В театре начались перемены, стали приглашать специалистов из России - Ребекку Магомедову, балетмейстера Руслана Пронина. На самом деле, это полезная практика. Мне кажется, что такой обмен идет только на пользу азербайджано-российским отношениям.

В свою очередь, именно так работают в Европе. Там в театрах выступают приглашенные исполнители, которые, отработав по контракту, скажем, год или два, затем переходят в другой театр, возможно даже и в другой стране. Если в Европе - контрактная система, то в России люди порой по 40 лет работают в одном и том же театре. А в это время очередное поколение молодых исполнителей выпускаются с вузов и им нужно искать работу. В российской столице большая конкуренция, столичные театры переполнены солистами, а в региональных не такая большая зарплата. Поэтому кто-то уходит в преподавательскую деятельность, другие в хоровые коллективы. В оперный театр же попадают единицы.

В действительности, стать оперным исполнителем не у всех получается. Очень много денег приходится вкладывать в обучение, изучать языки, заниматься с коучами. А еще поездки на конкурсы, которые ты сам оплачиваешь, и нет гарантии, что выиграешь.

- Но вам повезло принять участие в нескольких престижных конкурсах.

- Да, в 2017 году я стал финалистом международного конкурса МОА «Монтекатини» в Италии, а через год мне посчастливилось быть участником Оперной лаборатории «Les Azuriales» во французской Ницце. В 2019 году я участвовал также во Венецианском Биеннале.

- Насколько важно исполнителю участвовать в таких конкурсах?

- Это дает возможность услышать мнение жюри о твоем голосе, узнать, какой репертуар тебе подходит. С каждым годом голос меняется, преобразуется, поэтому периодически необходим совет профессионалов. К нам в бакинский театр тоже часто приезжают зарубежные специалисты, коучи, которые делятся своим мнением, дают советы. Приятно, что руководство театра таким образом заботится о нас. Наверное, это связано с тем, что они тоже исполнители и понимают, как для певца было бы лучше. Здесь все делается не ради денег, а думают об искусстве.

- Что вам удалось сыграть на азербайджанской сцене?

- Сыграл в «Богеме», «Тоске», «Травиате» и «Пиковой даме». На самом деле в нашем театре много постановок. В апреле, кстати, еще будет «Кармен». В Баку, в основном, ставят итальянских композиторов Пуччини и Верди, из русских классиков только оперу Чайковского «Пиковая дама». Но очень скоро планируют поставить также «Алеко» и «Евгения Онегина».

- Могли бы участвовать в азербайджанских оперных постановках?

- Я очень люблю азербайджанскую музыку, но на данном этапе не могу участвовать в местных постановках из-за плохого знания азербайджанского языка. Но я работаю над этим. Пока успел познакомиться только с оперой «Севиль» Фикрета Амирова и «Аршин мал алан» Узеира Гаджибекова, и мне очень импонирует их музыка и сюжет.

- Вам нравится работать в азербайджанском театре?

- Очень нравится - и коллектив, и руководство. Все такие доброжелательные по отношению ко мне. Я так рад, что оказался здесь.

- Заметила у вас в социальных сетях фотографию с Динарой Алиевой. Как вы познакомились?

- С Динарой мы учились в Академии хорового искусства у замечательного педагога Светланы Нестеренко. В академии у нас было свое «коммюнити», где мы общались, вместе выступали на концертах. В последний раз виделись с ней в сентябре прошлого года в Баку, на Международном фестивале имени Динары Алиевой. Побывал на ее концерте в филармонии, поскольку не мог пропустить такое важное событие. Тем более, что ее концертмейстером является Любовь Венжик, с которой я сотрудничал, когда учился в хоровой академии. Приятно было их вновь увидеть.

- Какие впечатления от жизни в Азербайджане?

- Красивый и чистый город, доброжелательные люди, которые не дают почувствовать здесь какой-то дискомфорт. Я ездил и по другим странам СНГ, был в Грузии, Казахстане, но больше всего мне понравилось в Азербайджане. Здесь мне все по душе. Первые полгода у меня ушло на изучение столицы Азербайджана, насколько все оказалось интересно. Особенно то, что большая часть населения говорит на русском языке, и сложилось особое отношение к русским. В Баку я могу работать на своем родном языке, а это многого стоит. Такое сегодня мало где встретишь. А климат для меня, как исполнителя, просто идеальный. Здесь очень вкусная еда и море, которое я очень люблю. В мае еще обещают приехать родители, будем вместе с ними гулять по Баку.