В Москве стартовал 4-й Международный фестиваль кино стран Содружества «Московская премьера». В конкурсных программах полнометражных и короткометражных фильмов этого года представлены картины многих стран, в том числе и Азербайджана. Московский зритель увидит четыре картины разных лет, снятые азербайджанскими режиссерами. Что это за фильмы, и почему именно их представили на международном кинофестивале, порталу «Москва-Баку» рассказал член Российской академии кинематографических искусств «Ника», художественный руководитель фестиваля Вячеслав Шмыров. Также он рассказал кому из азербайджанских режиссеров будет посещена в рамках фестиваля ретроспектива и поделился своими воспоминаниями о последнем Всесоюзном фестивале кино в Баку.
- Вячеслав, что будет интересного в этом году на вашем фестивале?
- У нас два традиционных конкурса полнометражных и короткометражных фильмов. Приятно что в конкурсе полнометражных фильмах соревнуются классики национального кино, и в то же время дебютанты. Большой объем картин стран бывшего Советского Союза дает программ короткометражных фильмов. Там представлен большой спектр, включая такие для нас теперь полузакрытые страны как Латвия или Грузия. Есть большая программа с панорамой российского кино уже 2000-х. После большого перерыва на большой экран мы возвращаем фильм «Шапито-шоу» - это один из лучших фильмов того времени. В 2012 году критики назвали его лучшим фильмом десятилетия. Помимо «Шапито-шоу» мы показываем и «Стыд» Юсупа Разыкова, и «С любовью, Лиля!» Ларисы Садиловой. Очень много достойных картин, которые дают представление о довольно качественном состоянии российского кинематографа, по крайне мере тех лет. Закрывать наш фестиваль будет фильм Омирбаева «Последний сеанс». Это совместное производство Кыргызстана и Казахстана. При этом фильм снят на русском и казахском языках. Такие картины в кинематографе демонстрируют мастера старой школы. А нам хочется, чтобы в этот процесс была втянута и молодежь.
- Кроме профессионального жюри, зрители будут иметь возможность оценивать картины фестиваля?
- Ранее у нас был именно зрительский фестиваль. Было зрительское жюри, люди приходили, смотрели и голосовали за фильмы. Но учитывая пандемийные времена, которые разрушили многие системы, мы сформировали четыре жюри. Это жюри короткометражных фильмов, и полного метра. Впервые сформировали международное жюри киноведов и кинокритиков. И традиционно будет работать Российское жюри киноклубов. Как раз жюри российских киноклубов, а это люди, приехавшие из разных городов России, и могут быть частью зрительского ареопага.
- Азербайджанский кинематограф на фестивале представлен фильмами разных лет. Это такие картины как «В этом южном городе», «Прощай, южный город», «Гобелен» и «Допрос». Почему именно эти фильмы выбраны на фестиваль?
- Все дело в том, что мы на фестивале вспоминаем азербайджанского и российского драматурга, сценариста Рустама Ибрагимбекова. Его не стало в этом году. И у нас в рамках фестиваля сделана мини ретроспектива, в которую включены его фильмы. Фильм «В этом южном городе» - это первая картина, которая сделала Рустама Ибрагимбекова значимым, заметным автором. И фильм «Прощай, южный город», снятый уже его учеником, режиссером Олегом Сафаралиевым. Он к нам прилетел из Баку на фестиваль. Можно сказать, что эти два фильма в некотором смысле точка, разведенная 30 годами. Фильм про Баку времен начало оттепели, и про Баку времен перестройки. Идет взаимное резонирование двух фильмов. И будет показан наверно самый гражданский и очень жесткий для своего времени фильм «Допрос», тоже по сценарию Ибрагимбекова. Где режиссером выступил Расим Оджагов. В главной роли снялся Александр Калягин. После этого началась целая череда картин Оджагова с Калягиным и по сценариям Ибрагимбекова. Эти картины показывают взаимовлияние кинематографистов из разных союзных республик. Именно к этому и стремится наш фестиваль. Представляя эти фильмы на фестивале, мы нашли хороший отклик от посольства Азербайджана в России, от Министерства культуры Азербайджана. Я получил очень теплое письмо от посла Полада бюльбюль оглы. Конечно, мне бы хотелось сделать больше ретроспективы по фильмам Ибрагимбекова, но для этого нужна ещё более активная поддержка уже от азербайджанского государства.
-Вы были знакомы с Рустамом Ибрагимбековым?
- Да, конечно, я был с ним знаком. Он возглавлял конфедерацию Союза кинематографистов до того, как наш фестиваль стал международным и стал работать в пространстве СНГ. У нас была секция специально для Рустама, для кинематографистов, представляющих конфедерацию Союза кинематографистов. Это одно из наших сокровищ. Я к нему относился как к гуру, как к мастеру.
- Есть ли у азербайджанского кинематографа отличительная черта, свой почерк, по которому можно сказать - это азербайджанское кино?
- Раньше азербайджанское кино производило более целостное впечатление, почему? Потому что все производство фильмов шло через киностудию «Азербайджанфильм». И во многом Рустам Ибрагимбеков был тем нервом, который всех объединял, из его картин вырастали новые имена. Например, фильм «В одном южном городе». Из него вырос режиссер Эльдар Кулиев. В качестве оператора работал Расим Оджагов. Он потом стал тоже очень значимой фигурой в азербайджанском кинематографе. Он работал как раз на картине «Допрос». В фильмах Рустама Ибрагимбекова отображены больше городские истории или истории сельского человека. В этом смысле это и есть линия, которая объединяет азербайджанское кино 70 годов и до наших дней. Тогда национальное кино сплотилось и стало очень заметным, и не только на Советском пространстве. Сегодня производство фильмов совершенно другое. «Азербайджанфильм» и «Мосфильм» - это фабрики, предоставляющая услуги. Инициирование проекта происходит в головах режиссеров, которые сейчас в Европе. Да, эти фильмы сняли в Азербайджане, но монтировали их уже в Германии. Поэтому новые режиссеры Азербайджана одной какой-то фигурой не связаны. Былого единства, его нет. Может быть к этому уже и не надо стремиться. Но это рождает ощущение какой-то новой специфики, с которой мы обязаны дружить. Современные кинематографы Азербайджана, как ни странно, сейчас больше работают в европейском тренде.
- В следующем году у вас пятый юбилейный фестиваль. Не рассматривали провести его в одной из стран участниц, например, в Азербайджане?
- Когда фестиваль из отечественного трансформировался в международный фестиваль мы оставили название «Московские премьеры». И мы очень привязаны к названию. Конечно, можно поиграть с ним, например, назвать «Московская премьера в Баку». Но это же не Москва, и плюс ко всему к нам приезжают люди из разных стран (улыбается). Конечно, мы можем сделать какой-то другой формат выездного фестиваля, так как видим положительную реакцию от Азербайджана. Хочу сказать, что самое активное внимание к нашему фестивалю проявили две республики. Это Азербайджан прежде всего, и Узбекистан. Но мне кажется, что Баку уже давно должен и может иметь свой крупный кинофестиваль. Да, был кинофестиваль «Восток-Запад», который проводил Ибрагимбеков, но он был в большей степени в формате семинара. А кинематографичный Баку требует звездной дорожки, требует приезда звезд, и так далее, и так далее. В Баку есть музыкальный фестиваль ЖАРА, который как раз демонстрирует настоящий масштаб. И здесь ему можно позавидовать, потому что это очень дерзко и мощно всегда подается. В таком же масштабе Баку нужен и свой новый кинофестиваль.
- Одно время в Баку проходил Всесоюзный фестиваль, вы посещали его?
- У меня с Баку связано одно чудесное воспоминание. Я закончил ВГИК и был еще начинающий в своей сфере человек. И так получилось, что я попал на Всесоюзный кинофестиваль, который проходил в Баку. Происходила смена форматов и это был последний кинофестиваль. Это был праздник, где можно было увидеть мастеров старшего поколения, таких как Николай Крючков. На фестивале вспоминали, что когда-то, именно в Баку свою награду за фильм «Калина Красная» получил Василий Шукшин, и на фестивале была Лидия Николаевна Шукшина. Была интересная программа фестиваля. Нас возили в регионы республики, и я помню, как всех во время поездок веселил Михаил Глузский. Мы побывали и в обсерватории, которая располагалась в горах, и на винном предприятии. Был прекрасный прием. Тогда мы ощутили на себе все прелести азербайджанского гостеприимства (улыбается).