AZN = 50.24 RUB
USD = 85.41 RUB
EUR = 93.17 RUB

A
В азербайджанском наряде чувствуешь себя особенной женщиной

В азербайджанском наряде чувствуешь себя особенной женщиной

Лейла Амирова    "Москва-Баку"
14.02.2023 19:50

/upload/iblock/593/593a6277ea6ee84d624a4f340b967180.JPG

Центр национальной одежды Азербайджана – уникальное пространство, распахнув двери которого попадаешь в роскошный мир старинных нарядов, шелковых кялагаи и парчи. Все они  - неотъемлемая часть работы известного модельера-дизайнера, руководителя Центра национальной одежды Азербайджана Гюльнары Халиловой. Более 20 лет своей жизни она посвятила развитию, пропаганде и сохранению азербайджанской национальной одежды, с успехом представляя ее на Неделях моды и международных событиях в разных странах мира.

Гюльнара Халилова неоднократно входила в состав международных жюри в области индустрии моды, удостаивалась национальных и международных премий. В качестве художника-модельера Халилова принимает участие в работе над азербайджанскими фильмами и спектаклями, не раз создавала коллекции и для проводившихся в стране важных спортивных соревнований – первых Европейских игр, Исламиады и др. В интервью «Москва-Баку» Гюльнара Халилова рассказала, как создавался Центр национальной одежды и что чувствует каждая его посетительница, примерившая роскошный азербайджанский наряд.


- Вы закончили педагогический университет, но затем полностью погрузились в мир моды Азербайджана. Любовь к прекрасному оказалась превыше всего?

- Наверное на это повлияла творческая атмосфера, в которой я выросла. Мой отец Видади Халилов – азербайджанский ученый, доктор педагогических наук, который посвятил всю свою жизнь науке и просвещению. В нашем доме часто проходили встречи творческой интеллигенции, собирались известные азербайджанские композиторы, писатели. Моя мама также была трудолюбивая женщина. Работая учителем-методистом, она параллельно занималась и другими делами, создавала что-то особенное и приобщала к этому своих детей. С детства мы с сестрами занимались музыкой, что-то творили, придумывали. Но в моей юности мода еще не была таким популярным направлением, поэтому получить высшее образование в этой сфере для меня оказалось невозможно. Я закончила Азербайджанский педагогический университет и стала работать преподавателем. Затем создала семью, появились дети, но, тем не менее, интерес к моде у меня не пропал.

И в 1999 году я стартовала в качестве дизайнера с коллекцией вязаной одежды. Признаюсь, это было необычно, но мне просто захотелось отлачиться от других дизайнеров, войти в мир моды с непривычной коллекцией. Что и удалось сделать, ведь после этого меня стали узнавать. Сейчас же я работаю в любом стиле, с любым материалом – будь то ткань, кожа или мех.

- Много лет вы возглавляете Центр национальной одежды и пропагандируете азербайджанский национальный костюм по всему миру. Как создавался Центр? 

- Он зарождался из любви к моей Родине, народу, национальным традициям. На самом деле, эту работу не так легко выполнить, ведь ты представляешь Азербайджан, рассказываешь о нем всему миру и сделать это нужно достойно. Пропаганда национальных ценностей, культуры, искусства и древнего наследия азербайджанского народа - одна из приоритетных задач Центра. Азербайджанская национальная одежда – это наша история, традиции, культура и гордость. Национальный костюм является предметом гордости, он ярко отражает специфику народа и жителей разных регионов нашей страны, в ней также нашли отражение этнографические, исторические, художественные особенности народного творчества Азербайджана.

- Что чувствует посетительница вашего Центра, примерившая азербайджанский национальный костюм?

- В азербайджанском языке есть понятие «ханум-хатун» - ханум-царица. Примечательность наших нарядов в том, что кто бы ее не примерил на себя, чувствует себя этой особенной женщиной - «ханум-хатун». Ведь у нас такие красивые наряды! Иногда в центр заходят иностранки, и когда они примеряют наряд, то буквально меняются в лице. Распрямляют спину, приподнимают подбородок и с удовольствием рассматривают себя в зеркале.

- Вы известны не только тем, что создаете традиционные наряды, но и адаптируете их к современным реалиям. Например, красное бархатное платье с национальными орнаментами из вашей коллекции можно одеть на любое торжество. Какие еще новые традиции вы привнесли в мир национальной одежды?

- На самом деле, в наших костюмах очень много деталей, они многослойные и сложные. В классическом наряде обязательно присутствует несколько рубашек, кофт, подштанников, юбок. При этом, следует учитывать, что мы живем в 21 веке, и большее внимание следует уделять стилизации национального костюма, чтобы его можно было одевать не только по праздникам, но и в повседневной жизни. Я как-то спросила у своих студентов, одели бы они национальный костюм? И в ответ получила: нет, ведь его тяжело носить. И тогда у меня появилась идея сделать азербайджанский наряд более удобным и легким. Да, они по-прежнему напоминают об истории и традициях нашего народа, но в тоже время такие наряды стали удобными, в них легко двигаться. Мне захотелось, чтобы такой наряд полюбила и молодежь, и кажется, у меня это получилось. Так, в последнее время стало модно заказывать национальные платья на «хну» – это такая предсвадебная традиция, девичник, где подружки невесты танцуют, веселятся, и им всем разрисовывают ладошки хной.

- Одна из ваших популярных коллекций посвящена Карабаху и цветку харыбюльбюль. Чем примечательна эта коллекция?

- В формировании и развитии национальной одежды особую роль сыграли различные регионы Азербайджана, в которых особое место принадлежит Карабаху. Особенности этого региона Азербайджана в различных одеяниях я постаралась передать в коллекции «Карабах» и «Харыбюльбюль», целью которой является донесение до широкой аудитории многовековой культуры одежды Карабаха - неотъемлемой части Азербайджана и всего тюркского мира в целом. В этой одежде есть все: древние узоры, национальная атрибутика, цветок харыбюльбюль, который неразрывно связан с Шушой, является символом любви и мира. А еще каждый образец коллекции носит название одного из 12 городов Карабаха - Агдам, Агдере, Джебраил, Физули, Ханкенди, Ходжалы, Ходжавенд, Кяльбаджар, Губадлы, Лачин, Шуша и Зангилан. В свою очередь, эту коллекцию я смогла продемонстрировать и в России, во время показа в музее-заповеднике "Казанский Кремль" в Татарстане в прошлом году.

- Этот год для вас начался представлением необычной коллекции в Осло. Как ее восприняли норвежцы?

- Экспозиция в Центре культуры Deichman Bjorvika в Осло называлась «Северные истории с CİZGİ» и на ней гостям были представлены шелковые платки и платья ручной работы с орнаментами Норвегии и Карабаха. Во второй раз представляю свои работы в Норвегии, на родине выдающегося археолога, путешественника и писателя Тура Хейердала, который после многолетних исследований пришел к выводу, что викинги родом из Азербайджана - в древности именно с территории нашей страны они начали свой путь в Скандинавию. Орнаменты Норвегии на шелковых изделиях вызвали большой интерес у гостей. Они были приятно удивлены не только точностью переданных композиций, но и тем, что впервые их национальные орнаменты были представлены на шелковых изделиях.

- Что вас вдохновляет?

- Не могу сказать, что меня вдохновляет какое-то отдельное событие. Я люблю творчество, свою работу. Вдохновляюсь каждым созданным нарядом, что дает мне энергию творить дальше. Так постепенно и собирается вся коллекция.

- Что сегодня самое главное в моде? И какую одежду вы сами носите? 

- Я думаю, главное в моде - пропагандировать вкус. В азербайджанском языке есть прекрасное слово «зовг», которое переводится, как чувство красивого, изящного. Когда у тебя есть зовг, то ты всегда в тренде и вызываешь интерес у окружающих. Мне нравится, когда на мне есть какая-та деталь из моей коллекции. Раньше, во время демонстрации коллекции, я готовила для себя отдельный наряд, который являлся частью этой коллекции. Но в последнее время я чаще всего появляюсь в костюмах. Наверное, это влияние пандемии, за время которой мы привыкли к удобной одежде. После пандемии мой взгляд на одежду изменился, я также со вкусом одеваюсь, но уже больше отдаю предпочтению удобству. Больше никаких шлейфов (смеется).