AZN = 54.97 RUB
USD = 93.44 RUB
EUR = 99.58 RUB
Новости дня

A
Русский драмтеатр в Азербайджане готовится к премьере. Репортаж «Москва-Баку» (видео)

Русский драмтеатр в Азербайджане готовится к премьере. Репортаж «Москва-Баку» (видео)

Самира Кязимова, Рухин Керимов, Дин Бицоев    Москва-Баку
04.11.2021 14:27

Один из старейших театров Закавказья – Азербайджанский Государственный Академический Русский драматический театр им.Самеда Вургуна, распахнул свои двери для зрителей. После двухлетнего перерыва, связанного с пандемией, на его сцене вновь проходят репетиции и ставятся новые спектакли. Корреспондент «Москва-Баку» побывала в Русском драмтеатре и познакомилась с его творческим коллективом, а также узнала, над какой постановкой работают актеры сейчас.

Бакинский театр встречает нас пустынными коридорами. Он соскучился по своим зрителям и каждый раз с нетерпением ждет встречи с ними. В начале октября Русский драмтеатр одним из первых принялся за работу. На сцене были представлены постановки «Женитьба» (по пьесе Николая Гоголя) и «Семь красавиц» (по поэме Низами Гянджеви). А сегодня труппа работает над новым спектаклем по последнему роману Магсуда Ибрагимбекова - «Приходила женщина в черном». Режиссер-постановщик - народный артист Азербайджана Александр Шаровский, художник-постановщик - народный художник СССР Таир Салахов. Действие романа происходит в 80-90-е годы прошлого века в одном из приморских поселений азербайджанского Абшерона. Главный герой романа в одиночку борется за торжество социальной справедливости.

В беседе с корреспондентом «Москва-Баку» директор театра, заслуженный работник культуры, обладатель медали Пушкина Адалят Гаджиев признается, что очень ждал открытия нового сезона. «Как только мы узнали о том, что с 1 октября можно начать работу, начали готовиться к выступлениям. Нам было предписано соблюдать все нормы безопасности. Зрительный зал должен быть заполнен лишь на 50%, и все присутствующие должны иметь при себе «ковидный» паспорт. Признаться, поначалу думал, что зрителей будет мало. Но желающих приобщиться к театральному искусству было предостаточно», - рассказывает Адалят Гаджиев.

В декабре 2020 года Азербайджанскому Государственному Академическому Русскому драматическому театру исполнилось 100 лет. В самый разгар пандемии коронавируса у труппы не получилось отметить это радостное событие. Но в этом году творческий коллектив готовится к торжеству.

«Хотим, чтобы это событие запомнилось всем зрителям!», - говорит Адалят Гаджиев. Он вспоминает, как в далекие и смутные 90-е годы его назначили замдиректора Русского драмтеатра и он, экономист по образованию, думал тогда, что это временно. «Но, когда я впервые увидел репетицию труппы, познакомился с жизнью театра «изнутри», понял, что театр – мое призвание, моя жизнь», - улыбается Адалят Гаджиев. В беседе с корреспондентом «Москва-Баку» он говорит также о важности сохранения русского языка в Азербайджане. «Русский язык для меня лично очень важен. Да, все мы знаем азербайджанский язык и чтим свою культуру и традиции. Но мы должны знать и другие языки, особенно русский. Поверьте, от этого только польза. Как можно не знать язык Чехова, Достоевского, Пушкина, Лермонтова?», - отмечает директор театра.

«100 лет - солидный возраст, и театру за это время пришлось пережить взлеты и падения. Наш театр был организован в декабре 1920 года как Сатир-Агиттеатр. Это был театр малых форм, камерный», - рассказывает главный режиссер театра Александр Шаровский.

За век своей деятельности он неоднократно менял названия, но сохранил свой уникальный дух и сейчас является легендарной театральной площадкой, неотделимой от культуры и истории города Баку. В состав первой труппы бакинского театра входили участники распавшейся в Тбилиси пародийного театра «Летучая мышь» Николая Балиева. Родившийся в Баку Владимир Швейцер - драматург, киносценарист, завлит «Летучей мыши» и театральный режиссер, без раздумий вернулся в родной город и, заручившись поддержкой друзей, отправился к начальнику КавРОСТа (авт.- Кавказское краевого отделение Российского телеграфного агентства) Сергею Багдатьеву с идеей создания театра пролетарской агитки. Предложение было принято: в многонациональном и многоконфессиональном городе на пересечении Востока и Запада это было как нельзя кстати. 27 сентября 1920 года вышел приказ АзЦентропечати и АзКавРОСТа о создании нового советского театра. Владимиру Швейцеру было поручено найти помещение и сформировать труппу в самые сжатые сроки. 20 декабря 1920 года новый театр впервые распахнул двери перед бакинским зрителем. Государственный Свободный сатир-агиттеатр был открыт по улице Ольгинской (позже - улица Джапаридзе, Мамед Эмина Расулзаде) в помещении бывшего пассажа Тагиева, который власти использовали под кинотеатр «Интернационал» (позднее кинотеатр «Азербайджан»). Тогда коллектив театра насчитывал 93 человека, из них 30 актеров. Многие из тех, кто работал в БакКавРОСТа, были приверженцами самых острых, революционных направлений и тенденций в изобразительном искусстве - кубизма, супрематизма, футуризма. К 1923 году театр миниатюр, выполнявший функции политической агитки, закономерно исчерпал себя. Стало абсолютно очевидным и для руководителей театра, и для городских властей, что Сатир-Агит необходимо преобразовать в театр больших форм, театр для нового поколения советских людей. И в октябре 1923 года театр был переименован в Бакинский рабочий театр. Открыли новый сезон 25 октября 1923 года спектаклем по пьесе С.Минина «Город в кольце». В течение первого сезона театр снискал среди бакинцев широкую популярность, полностью оправдав своё название - рабочий. А в 1937 году его переименовывают в Азербайджанский государственный Краснознаменный театр русской драмы.

«Наш театр всегда славился хорошей труппой, к которую входили прекрасные актеры и режиссеры. Имена Якушева, Гинсбурга, Фальковича, Мякишева, Раневской всегда будут помнить в этих стенах. Сегодня театр живет новой жизнью. Вот, в этом фойе вы можете увидеть портреты тех, кто играет на нашей сцене, - Александр Шаровский указывает на многочисленные фотографии на стенах театра. – Это - известный режиссер, народная артистка Азербайджана Ирана Тагизаде. А вот – народные артисты Сафа Мирзагасанов, Мурад Ягизаров, Людмила Духовная, Фуад Османов, Александра Никушина, Мабуд Магераммов, Аян Миркасимова, Наталья Шаровская. Все они – наша гордость!».

Главный режиссер Русского драмтеатра подводит нас с следующей фотографии. «А вот этим снимком все мы гордимся. Он был сделан 28 мая 2008 года, когда президент Азербайджана Ильхам Алиев вместе с первой леди Мехрибан Алиевой пришли на открытие театра после его реконструкции. Помню, в тот знаменательный день президент наградил меня орденом «Шохрат», за что я ему безмерно благодарен. На фотографии запечатлен также именитый актер Нодар Шашикоглу, который долгое время играл на нашей сцене Короля Лира», - рассказывает Александр Яковлевич.

Он говорит также о том, что мечтает отправиться вместе с труппой в освобожденную Шушу, чтобы представить там постановку «Мусье Жордан, ученый ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый колдун» по мотивам известной комедии азербайджанского писателя Мирзы Фатали Ахундзаде.

«Сегодня я собрал труппу и первое, что я им сказал: «Помните о своем здоровье». Увы, пандемия еще не закончилась, и мы должны соблюдать все меры предосторожности. Ну, и, должны компенсировать пропущенное время своей работой», - подчеркивает главный режиссер.

Мы проходим в святая святых театра – на его сцену. Здесь, за просторным столом собрался практически весь творческий коллектив Русского драмтеатра. Наблюдаем за процессом так называемой «читки», когда актеры вместе «проходят» по сценарию будущего спектакля и начинают репетировать.

«Мы готовимся к премьере постановки «Пришла женщина в черном», - рассказывает в беседе с корреспондентом «Москва-Баку» народный артист Азербайджана Фуад Османов. – Наконец-то мы все встретились и начали работать «вживую». Два месяца во время карантина репетировали в режиме «онлайн», что было не совсем удобно».

Заслуженная артистка Хаджар Агаева работает в театре 18 лет. Признается, что пандемия стала настоящим испытанием для всех актеров. «Мы соскучились по сцене, по зрителям. Ведь театр для нас -второй дом, без которого не представляем своей жизни. Вот, готовимся к очередной премьере. Ждем выхода на сцену. Театр – великое искусство и я бесконечно счастлива, что являюсь частицей этого искусства», - говорит Хаджар Агаева.