Полотна Куинджи, Верещагина, Айвазовского, Кандинского, Шишкина и многих других известных русских художников и скульпторов, а также реликвии Императорского дома Романовых можно увидеть в Азербайджанском национальном музее искусств. Всего же здесь хранится около 18 тысяч образцов мирового искусства, многие из которых являются редчайшими экспонатами. Корреспондент «Москва-Баку» прогулялась по музею и познакомилась с частью его самых ценных экспонатов.
1. Иван Шишкин. В лесу
Иван Шишкин - русский художник, который не эпатировал публику, а покорял ее мастерством. Изображал природу так, будто знал устройство мироздания. Он признан одним из лучших пейзажистов в истории России. Талант Ивана Шишкина был настолько очевиден и неоспорим, что его судьбу можно смело считать эталоном признанности для художника. В Цюрихе его работы выставлялись наравне с великими европейскими художниками, а в России он был удостоен звания академика, а позднее возведен в звание профессора. Его картины хорошо продавались и вошли в собрание Третьяковской галереи, а также в частные коллекции. В Баку хранится картина Шишкина «В лесу», которую еще называют «Березовая роща», написанная в 1878 году. В этой работе преобладают оттенки зеленого, коричневого и белого. Казалось бы - сочетание цветов более чем простое, но удивительно удачное: глядя на картину, полностью ощущаешь себя среди изображенных на ней деревьев, чувствуешь тепло солнечных лучей.
2. Иван Айвазовский «Дорога в лесу»
Одно из уникальных полотен, ставших настоящим украшением зала бакинского музея - «Дорога в лесу» Ивана Айвазовского. Художник запомнился потомкам как выдающийся маринист. Морские пейзажи ему давались превосходно, при том, что художник никогда не писал их в открытом море. Но кроме «марин» в коллекции Айвазовского находились картины с «сухопутными» сюжетами. Настоящей редкостью являются его пейзажи, и один из них - «Дорога в лесу». В музее хранится также полотно Ивана Айвазовского «Корабль в бурю», которое в начале прошлого века украшала личную коллекцию бакинского нефтепромышленника и мецената Гаджи Зейналабдина Тагиева и, к слову, масштабное полотно Айвазовский написал специально для Тагиева.
3. Петр Верещагин «Вид с моря»
Из коллекции бакинского благотворителя Тагиева значится еще один ценный экспонат музея - картина «Вид с моря» Петра Верещагина, которую художник писал, что называется, «с натуры». Верещагин всегда проявлял большой интерес к изображению исторических городов. Будучи в Баку, художник отразил в своем творчестве много любопытных деталей, зафиксировал каждую мелочь, связанную с городом. На картине «Вид с моря» отражен интересный момент в истории города, когда Баку постепенно стал разрастаться как промышленный город и выходить за пределы крепостных стен, где можно видеть дополнительные пристройки. Средний план картины занимает спокойная гладь моря с кораблями, а на первом плане показаны жанровые сцены из повседневной жизни. Обращает на себя внимание крутая линия холма, на вершине которого возвышается Дворец Ширваншахов, в то время как среди одноэтажных домов, подобно пикам, вырастают минареты.
4. Василий Пукирев «Прерванное венчание»
Еще одна интересная работа - «Прерванное венчание» Василия Пукирева или по-другому - «Двоеженство». Это «продолжение» его знаменитой картины «Неравный брак», которая хранится в Третьяковской галерее. Пукирев являлся ярким представителем критического реализма. В 1863 году Академия наградила художника званием профессора за «великое мастерство изображения народных сцен и их познание». Полотно «Прерванное венчание» основано на драматических нотках. Событие происходит в церкви. Согласно сюжету, разоренный жених женится на молодой и состоятельной даме. Но с приходом женщины, одетой в черную мантию, подходящей к священнику со свидетельством о браке, церемония бракосочетания нарушается. Все замерли. Присутствующие в недоумении и волнении, стараются понять, что происходит. Две пострадавшие молодые женщины и разоблаченный жених. Каждый образ второстепенных персонажей выполнен с особым вниманием. Лица присутствующих гостей художник изображает индивидуально. С живописным мастерством так же, как и в первом произведении, Пукирев написал парчовую ризу священника и подвенечное платье невесты.
5.Архип Куинджи «Днепр 1908»
Экспозицию Азербайджанского национального музея искусств украшает картина Архипа Куинджи - «Днепр 1908». Интересные факты из биографии Куинджи говорят о необычайной одаренности и щедрой душе великого художника. Архипа Куинджи считают «художником света» за то, что ему удавалось невероятно точно передавать на холсте световые потоки. Пейзаж «Днепр» статичен - никаких переменчивых, «взволнованных» погодных состояний, живописных валеров, вибрирующего мазка и даже пленэра - непременных составляющих импрессионистической живописи. Его картина наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает свое величественное течение и небо - настоящее, бездонное и глубокое. Автор использует в основном два ярких цвета красок, голубой и песочно-желтый. Он так передал все краски, что сам невольно оказываешься внутри этого шедевра.
6. Константин Маковский «Портрет священника»
Константин Маковский - один из самых крупных живописцев и портретистов России 19 века, автор жанрово-исторических произведений. Мать Константина, певица Любовь Молленгауэр, преподавала в Московской консерватории. Отец, Егор Маковский, был членом Московского художественного общества. В семье росло пять детей. Из этой творческой среды вышли два известных русских художника - Константин и Владимир Маковские. Их талант ярко проявился, несмотря на разный стиль исполнения. Старший брат Константин Маковский проявил себя как мастер портрета и жанровых сцен. Его картина «Портрет священника» выставляется в Национальном музее искусств Азербайджана. В его полотне чувствуется основательная академическая подготовка и несомненный талант живописца и рисовальщика.
7. Владимир Маковский «Семья художника»
Владимир Маковский был непревзойденным мастером картины-новеллы. В экспозиции азербайджанского музея выставлена его картина 1893 года «Семья художника». На переднем плане можно увидеть в мастерской завершенную картину художника на религиозный сюжет «Вознесение Иисуса Христа в небо». Художник залез на стремянку, чтобы продолжить написание картины. Он хочет дописать картину с изображением Девы Марии с младенцем, но так как ребенок плачет, работу не удается завершить. Все члены семьи пытаются успокоить малыша. Дедушка хлопает в ладошки; бабушка, отложив вязание, тоже улыбается и хлопает. Чуть поодаль девушка играет на гармошке. Интересен интерьер, лежащие на белой скатерти предметы чайного сервиза и золотистый самовар придают произведению особую атмосферу уюта. Большое количество картин свидетельствует о том, что художник уже давно творит свои произведения.
8. Леонид Жодейко «Портрет молодой женщины»
Слава к русскому художнику Леониду Жодейко пришла рано. Уже в молодые годы он зарекомендовал себя как талантливый живописец и, в частности, виртуозный портретист. В 1858 году за картину «Умывающаяся девушка» был удостоен звания академика живописи. Очень скоро его картины украсили императорский дворец, а заказчиками стали преимущественно представители высшего света. Среди портретных работ широкое место занимают женские образы. Но экспонирующаяся в Баку картина «Портрет молодой женщины» (1856), созданная в пору расцвета таланта художника, без преувеличения может быть охарактеризована, как один из шедевров мастера. Героиня изображена в черном, с печальным и задумчивым выражением лица, на темном фоне, и все это создает тревожную атмосферу. Парадоксально, что в то же время во взгляде героини присутствует некое очарование. Все это вместе взятое делает композицию запоминающейся, производя на зрителя сильное впечатление. Известно, что картина была продана музею в 1940 году неким жителем Баку, который в свое время купил ее в Москве.
9. Василий Кандинский «Амазонка»
Особая гордость музея - коллекция русского авангарда, одна из обширных на территории бывшего СССР. Азербайджанский национальный музей искусств - счастливый обладатель девяти работ Василия Кандинского из 27-ми серии «Богатели». Василий Кандинский в историю мирового искусства вошел как человек, перевернувший привычные представления живописи, который рассматривал композиции как главные заявления своих художественных идей. Для работ Кандинского характерен большой формат, детальное продумывание композиции и трансцендентность представления, выраженная постепенным нарастанием абстрактности образа. Композиции Кандинского представляют кульминацию его художественного видения в каждый конкретный момент жизни и являются своеобразными вехами его творческого пути. В азербайджанском музее хранится несколько ценных работ художника - «Амазонка», «Мадонна с Христом», «Дама в креолине», «Дама с цветком», «Дама с веером» и др.
10. Алексей Венецианов «Встреча у колодца»
Алексей Венецианов считается родоначальником русской жанровой живописи. Он стал одним из первых художников, которые ушли от академических канонов и традиций искусства, и стали писать повседневную жизнь людей с их бытовыми заботами и ежедневным трудом. Живописец долгие годы обучал молодых художников, а школа в его имении и ученики-последователи стали называться «венециановской школой». Перейдя с 1820 года к бытовой живописи, Венецианов решил «ничего не изображать иначе, чем в натуре является». В его произведениях крестьяне изображены в труде и в часы отдыха. Женщины серьёзны и величавы. Такой выглядит и молодая девушка с коромыслом в картине «Встреча у колодца». Образы крестьянок в произведениях Венецианова вызывают в памяти известные строки из поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос». Для времени, в которое жил Венецианов, несколько идеализированное изображение крестьянской жизни вполне понятно. «Встреча у колодца» относится к последнему периоду жизни художника.