AZN = 50.24 RUB
USD = 85.41 RUB
EUR = 93.17 RUB

A
Солистка Азербайджанского музыкального театра Юлия Гейдарова: Я влюблена в азербайджанскую культуру (фото)

Солистка Азербайджанского музыкального театра Юлия Гейдарова: Я влюблена в азербайджанскую культуру (фото)

Самира Кязимова    "Москва-Баку"
12.02.2024 13:00

Юлия Гейдарова – одна из ведущих солисток Азербайджанского государственного академического музыкального театра, лауреат различных международных конкурсов. Ее голос, обаяние и невероятная харизма давно завоевали и любовь зрителей, и признание профессионалов. В интервью «Москва-Баку» Юлия Гейдарова рассказала, с чего начинался ее творческий путь и призналась в любви к азербайджанской музыке.

- Юлия, вы – бакинка в четвертом поколении. Расскажите о своих корнях. Откуда родом ваши предки?

- Мои предки родом из Москвы и Ленинграда. Дед Алексей Степанович Беляев был летчиком-истребителем. Во время войны его перевели в Гянджу, тогда это был Кировабад, где познакомился с моей бабушкой Валентиной Григорьевной. Они поженились и перебрались в Баку. Я закончила бакинскую среднюю школу № 134, где когда-то учились все мои родные. А бабушка, агроном по профессии, преподавала биологию и ботанику. В этой школе и познакомились родители Нина Алексеевна Беляева и Игорь Степанович Сидоров. 

Мы жили в самом центре Баку на улице Сарайкина. Мама старалась всячески развивать нас с братом, водила в разные кружки и спортивные секции. Папа работал электромехаником на корабле Каспийского морского пароходства и часто бывал за границей, откуда привозил маме огромное количество пластинок. У нас была очень музыкальная семья. Папа мастерски играл на аккордеоне, мама – на пианино, а брат – на гитаре. В нашем доме всегда звучала музыка. Каждое воскресное утро мама ставила пластинку с классической музыкой, и мы с удовольствием слушали ее. Музыкой я увлеклась в пять лет. Заметив мой интерес, мама попросила свою подругу-студентку Бакинского музыкального училища имени Асафа Зейналлы научить меня игре на фортепиано. Но мне этого было недостаточно, ведь я мечтала петь. Я изводила домашних своими «концертами», и мама никак не могла меня усмирить. Однажды она попросила нашего семейного друга- преподавателя хора музыкальной школы № 16 Владимира Власенко прослушать меня и вынести свой вердикт: «Владимир Павлович, ну, скажите наконец Юле, что у нее нет голоса!». Власенко внимательно послушал мое исполнение и улыбнулся: «Юленька, ты обладаешь красивым тембром, и я верю, что тебя ждет большая сцена. Люди обязательно оценят эти три серебряные нотки в твоем голосе!». Вернувшись домой, мама лишь пошутила: «Ну какая из моей дочки певица? Сначала нужно получить серьезную профессию, а уже потом думать о сцене». Но я была непреклонна и через несколько лет меня записали в музыкальную школу, и я стала петь в хоре, которым руководил тот самый Владимир Павлович Власенко, принимала участие в различных конкурсах и концертах. Потом солировала в хоре «Атиква» Марка Семеновича Шапиро. Мы выезжали за пределы Азербайджана, выступали в Грузии и в Израиле. Но после того, как наш руководитель переехал в США, хор распался. Я решила продолжить свое творчество и с первой попытки поступила в Бакинскую музыкальную консерваторию. Мне повезло, педагогом у меня была тогда заслуженная артистка Азербайджана, ныне народная, Натаван Шейхова. Успешно окончив консерваторию, я поступила в магистратуру, со мной работала народная артистка СССР, профессор Фидан Касимова. А потом была аспирантура. Видимо, я была неплохой вокалисткой, и мне посчастливилось потом поступить в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского. Но по семейным обстоятельствам пришлось вернуться обратно в Баку. За это время я прошла огромное количество мастер-классов у известных исполнителей. Часто гастролировала и продолжаю ездить с концертами. С гордостью представляла родной Азербайджан на международных конкурсах в России, Турции, Польше, Болгарии. Несколько лет подряд занимала призовые места на конкурсе «Родники души», организованном под патронажем Культурного центра России. В 2007 году как представитель от Азербайджана стала лауреатом фестиваля «Русский романс», который проходит под эгидой Мэрии Москвы.

- А как вы оказались в труппе Азербайджанского государственного академического музыкального театра?

 - В театр я попала, будучи студенткой второго курса. Помню, как на экзамене в консерватории за моим исполнением романсов и арий внимательно наблюдала заслуженная артистка СССР Хураман Касимова. После она пригласила меня в свой кабинет и сказала: «Ты очень артистична, может попробуешь себя на сцене Музкомедии?». Тогда театром руководил народный артист Азербайджана, великолепный Гаджибаба Багиров. После успешного прослушивания меня сразу приняли на работу. Сначала играла в детских спектаклях. Моя первая роль - Елена Прекрасная, которую я безмерно люблю и до сих пор с удовольствием исполняю. Первой же «взрослой» ролью стала для меня роль графини Стасси в спектакле «Сильва». Она была для меня спонтанной. Так получилось, что актриса Надежда Повелицина, задействованная в спектакле, по определенным обстоятельствам на могла выступать на сцене и за три дня до выхода на сцену ей нужно было подготовить меня к роли. Мы репетировали дни напролет, нужно было выучить свою партию, повторить все мизансцены. Я очень волновалась перед выступлением, но все прошло отлично! В родном театре я работаю уже 24 года и не собираюсь останавливаться. Параллельно преподаю в бакинской музыкальной школе № 13 и являюсь официальным представителем Федеральной школы радио в Азербайджане. Преподаю курсы сценической речи. Вопреки всем жизненным невзгодам, которые случаются у каждого из нас, продолжаю работать и двигаться дальше. Музыка меня спасает и лечит. Она возвышает над земными проблемами и дает силы жить.

- Какие роли считаете любимыми?

- Прежде всего это роль Гюльчохры в оперетте Узеира Гаджибейли «Аршин мал алан». Мне было легко вжиться в этот образ, потому что партия Гюльчохры была моей дипломной работой в консерватории. Главная героиня известной музыкальной комедии мне близка по духу еще и потому, что я родилась и выросла в Азербайджане. Я понимаю характер азербайджанской девушки и могу прочувствовать и передать зрителю ее настроение. Вообще, обожаю национальный колорит этой оперетты! Невероятно красивые партии, яркие образы и такая знакомая и любимая мной азербайджанская музыка. Я просто влюблена в азербайджанскую культуру. Она такая многогранная, что не хватит и всей жизни, чтобы познать всю ее глубину. Еще одна роль, которую я с удовольствием играю на сцене – роль прекрасной Зулейхи из оперетты азербайджанского композитора, народного артиста Эмина Сабитоглу «Однажды в Багдаде». Не менее интересен мне образ Лизы из оперетты Имре Кальмана «Графиня Марица». Безусловно, все роли, которые я когда-либо исполняла, оставили определенный след в моем творчестве. Все они любимы мной и особенны. Ведь я вкладывала в них всю себя. Чтобы вжиться в образ, нужно проделать огромную работу. Тщательно изучить архивный материал, узнать, какой смысл вложил в этот образ автор, долго репетировать роль, найти нужную интонацию и правильную пластику. Работа над ролью – невероятно интересный процесс. Это есть волшебное таинство рождения спектакля, который в результате и видят зрители.

- Над чем работаете сейчас? Что готовите для зрителей?

- Мы готовим детский спектакль «Две Баба-Яги», в котором я исполняю главную роль. Всегда мечтала сыграть именно эту роль. Она характерная и довольно тяжелая, потому что нужно показать преклонный возраст моей героини, соответствующую ей пластику и скрипучий голос. Помимо этого, работаю еще над двумя театральными проектами, которые очень скоро представим своим зрителям.

- Помимо работы в Театре музыкальной комедии вы поете также в церковном хоре храма Святого Архангела Михаила. Духовная музыка поддерживает в земной жизни?

- В церковный хор меня привели трагические жизненные обстоятельства. Сначала смерть мамы, а потом и младшего брата Ильи. Это были самое сложное для меня время, когда казалось, что руки опустились и нет сил двигаться дальше. В тот момент моя бывшая однокурсница, заслуженный деятель искусств Азербайджана Кристина Эфендиева, которая руководила церковным хором, и ее супруг - настоятель храма Святого Архангела Михаила протоиерей Мефодий пригласили меня в коллектив. Будто чувствовали, что мне нужна духовная поддержка. До этого у меня уже был опыт церковного исполнения. Я пела в хоре собора Святых Жен-Мироносиц и Собора Рождества Пресвятой Богородицы. Да, я не глубоко верующий человек. Живу мирской жизнь. Но стараюсь не нарушать основные заповеди. Считаю, что Бог внутри каждого из нас и он поддерживает и направляет на правильный путь. И это особенно чувствуется, когда ты входишь в храм и слышишь величественную музыку. Она возвышает человека, очищает его и пробуждает в нем лучшие чувства. Хор должен петь так, чтобы человек, придя на службу, ощутил действие благодати молитвы, чтобы он умилился от проникновенного, глубокого пения. Речь идет не о внешней красоте - красиво и светские хоры поют, а именно о благодатности пения. Поэтому мы не просто поем, мы – молимся. На службу в наш храм приходят люди разных национальностей, живущих в Баку, и мы стараемся, чтобы они прочувствовали эту благодать. Помимо церковной музыки, мы исполняем также светскую музыку. Участвуем в различных конкурсах. Недавно заняли третье место в международном конкурсе духовной музыки в Москве. Кстати, в этом хоре теперь поет и мой сын Амин Гейдаров, который учится на первом курсе Бакинской музыкальной академии.