AZN = 50.33 RUB
USD = 85.57 RUB
EUR = 93.26 RUB

A
Актриса Зоя Буряк: Муслим Магомаев оставил след в жизни моей семьи… (фото)

Актриса Зоя Буряк: Муслим Магомаев оставил след в жизни моей семьи… (фото)

Самира Кязимова    "Москва-Баку"
05.12.2023 19:50

В Баку в ноябре прошел кросс-культурный фестиваль «Петербургские театральные сезоны». В течение нескольких дней на сцене Азербайджанского государственного академического русского драматического театра имени Самеда Вургуна играли актеры театров «Приют комедианта», «Кукольный формат» и театра «Балтийского дома», а также Санкт-Петербургского государственного академического драматического театра имени В.Ф.Комиссаржевской. Бакинские гастроли российских актеров прошли при полном аншлаге. В числе тех, кто выступал в эти дни в Баку – заслуженная артистка России Зоя Буряк. Корреспондент «Москва-Баку» побеседовала с Зоей Буряк, которая рассказала о своей первой поездке в тогда еще советский Азербайджан, а также поведала, кто из азербайджанских актеров ей нравится.

- Зоя Юрьевна, насколько мне известно, это не первый ваш визит в Баку. Давно не были в азербайджанской столице?

- Тридцать пять лет! Мое первое знакомство с Баку состоялось еще в советское время – в 1988 году. Я приезжала сюда на XXI Всесоюзный кинофестиваль. Представляла только что вышедшую на большие экраны драму режиссера Александра Прошкина «Холодное лето 53-го», которая, к слову, взяла на фестивале главный приз. Это были мои первые гастроли и все было в новинку. Когда мне позвонили и сообщили, что лечу в Баку в составе съемочной группы, очень обрадовалась. Давно слышала об этом городе и очень хотелось увидеть его собственными глазами. В Баку нас встретили как самых дорогих гостей. Организовали большую экскурсию по городу, кормили азербайджанскими блюдами, сладостями. Специально для нас приготовили шашлык из осетрины и красной рыбы, который я впервые попробовала именно в Баку. А еще мы побывали с творческой встречей в соседнем Сумгайыте. Помню, как на вечере собралось огромное количество местных жителей, все приветливо улыбались, брали автографы. Это был потрясающий праздник для нас, артистов. Я была, пожалуй, самой молодой участницей кинофестиваля. Мне был 21 год. И вот, спустя 35 лет, я снова в Баку. Конечно, город кардинально изменился, стал современными и красивым. Появились новые высотные здания, музеи, парки. Но, не смотря на разительные перемены, Баку все-таки удалось сохранить свой восточный колорит. И мне это очень нравится. Вчера с коллегами я побывала на Приморском бульваре, прогулялась по улице Торговой и Старому городу. Успела заметить, что Баку - чистый, уютный город, где все продумано для комфорта горожан. Повсюду расположены небольшие кафе и ресторанчики, где можно выбрать блюда на любой вкус. Мы тоже зашли в один из таких ресторанов. Ребята по театру заказали себе знаменитый азербайджанский кебаб из баранины, а я – чечевичный суп и мой любимый салат из бакинских помидоров и ароматной зелени. В Азербайджане изумительно вкусная еда! Так что, я обязательно снова приеду в Баку, но уже останусь здесь подольше.

- Интересно, что привезли с собой в Санкт-Петербург в память о Баку?

- Разве можно уехать из Баку с пустыми руками? В первую очередь азербайджанские сладости. Набрала друзьям коробки невероятно вкусной бакинской пахлавой. Еще несколько видов чая и разные сувениры. Присмотрела парочку интересных вещичек у местных торговцев.

- «Холодное лето 53-его…» - ваша визитная карточка, которая дала старт вашей карьере. В этом году фильму исполнилось 36 лет. Интересно, как вас нашла роль Шурочки?

- Действительно, этот фильм был началом моего творческого пути. Все произошло случайно. Ассистентка Александра Прошкина приехала в Ленинград и искала в нашем театральном институте будущую героиню. Описывала все, какой типаж ищет. И кто-то ей сказал про меня. В перерыве, когда мы бежали на обед, она меня выловила и пригласила попробоваться. Когда я прошла пробы, мне было всего 20 лет. Мастер курса - Лев Абрамович Додин, у которого училась в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) категорически запрещал студентам сниматься. А мне так хотелось попасть к именитому режиссеру Александру Прошкину, что на съемки фильма уехала без разрешения своего профессора. А когда вернулась, узнала, что меня перевели на курс ниже. Хорошо, хоть не отчислили. Помню, когда прочитала сценарий фильма «Холодное лето 53-го», поняла, что съемки предстоят непростые. Конечно, волновалась перед каждой сценой. Особенно во время эпизода с насилием и смертью моей героини Шуры. Я очень боялась этого момента. Ведь я впервые участвовала в таких психологически сложных съемках, но меня поддерживали все без исключения от режиссера до костюмеров. В кадре много работала с Валерием Приёмыховым, который снимался в роли главного героя Лузги. Чтобы как-то снять мое напряжение и усмирить мои эмоции, Валерий Михайлович много шутил и рассказывал забавные истории. В этом фильме мне посчастливилось играть также с такими киномэтрами как Нина Усатова и Анатолий Папанов. Очень простые и общительные люди. Без малейшего намека на звездность и высокомерие.

- Итак, после премьеры этого фильма вы проснулись знаменитой. Как восприняли всесоюзную славу?

- Я была студенткой и мне нужно было доучиваться в вузе. Ездила на занятия в институт, а после, вечером, обратно в общежитие. Телевизора у меня не было и телефона тоже. То есть, я была вне зоны досягаемости и не знала, что происходит там, вне учебы. Конечно, бывало, в транспорте замечала на себе взгляды и понимала, что меня узнают. Но я делала вид, что не понимаю причины такого интереса со стороны незнакомых людей. Так уж нас воспитывали…

- И все же большую часть своей творческой жизни вы посвятили театру. Какая роль вам ближе всего?

- Сложно ответить на этот вопрос…Все роли, в какой-то степени, мне родные и близкие. Но одну, пожалуй, я все-же выделю. Это образ миссис Гиббс в спектакле «Наш городок» по пьесе американского писателя Торнтона Уайлдера. Моя героиня всю жизнь посвятила себя семье. На протяжении долгих лет она откладывает деньги на лучшую жизнь, но неожиданно умирает, так и не успев воспользоваться своими сбережениями. Довольно грустная история, которая очень часто повторяется и в судьбах современных людей. Получается, мы все живем в преддверии чего-то лучшего, а это лучшее может и не произойти. Поэтому, нужно жить сегодняшним днем. Ничего не сохраняй для особенного случая, каждый день, который ты проживаешь, это особенный случай. Так я и живу.

- Зоя Юрьевна, вы знакомы с азербайджанским кинематографом? Кто из актеров вам импонирует?

- Мне очень нравится народный артист Азербайджана Фахраддин Манафов, который снимался в нескольких совместных с Россией кинопроектах. Очень фактурный и талантливый актер. Великолепен в фильмах «Чертик под лобовым стеклом» и «Убийство в ночном поезде»! Хотелось бы видеть его на экране чаще… Знаете, когда-то, во времена СССР, сотрудничество наших киностудий было более тесным, нежели сегодня. Азербайджанские фильмы чаще показывали в кинотеатрах и на различных фестивалях. Сегодня, увы, все иначе. Да, в Азербайджане снимают свое кино и сериалы, а в России – свои. Но хотелось бы говорить о наших общих проблемах сообща, хотелось бы разговаривать на одном, понятном всем языке киноискусства. И это вполне возможно. Я с удовольствием снялась бы в каком-нибудь хорошем азербайджанском фильме, и если однажды мне поступит такое предложение, с радостью приеду в Баку поработать.

Хотела бы отметить еще одного именитого азербайджанца, который оставил след в жизни моей семьи. Это легендарный Муслим Магомаев. Моя мама просто обожала его! Постоянно слушала его пластинки, старалась не пропустить телевизионные передачи с его участием. В тот период практически все женщины Советского Союза были влюблены в Магомаева. А как можно было его не любить? Потрясающий голос, бешеная харизма, необыкновенный красавец! Я тогда была совсем маленькой, но тоже заслушивалась золотым баритоном СССР. И моим любимым мультфильмом были «Бременские музыканты», в котором Муслим Магометович так великолепно исполнял песню Трубадура. До сих пор слушаю его «Луч солнца золотого, тьмы скрыла пелена…». Сразу возвращаюсь в беззаботное детство…

- Расскажите о своих последних театральных работах.

- Недавно я выпустила два спектакля. Первый – «Возвращение» – поставлен по киносценарию Андрея Платонова «Семья Иванова». Он о том, как человек, вернувшийся с войны в семью, не может привыкнуть к мирной жизни. Главный герой не может определить для себя, где черное или белое, где можно пойти на компромисс, понять и простить. Он постоянно колеблется, но в финале все-таки остается со своими родными. Это очень глубокий спектакль о семье, верности и любви. И зрители его очень хорошо принимают. Вторая постановка – «Счастливый день» по пьесе Родиона Овчинникова о трех подругах, которые собираются вместе и делятся подробностями своей жизни. У двух из них есть семьи и дети, и им хочется заняться самовыражением. Они пытаются соперничать друг с другом, кто больше преуспел в жизни. А третья подруга, скромная и тихая, все чаще молчит. И в конце пьесы выясняется, что эта женщина долго пытается взять ребенка из детского дома. В финале раздается телефонный звонок и героине сообщают, что этот счастливый день наконец-то настал. Она может забрать малыша домой. И тогда зрители понимают, что главное счастье – это дети и семья. Главное предназначение женщины – любить и быть любимой, воспитывать и растить детей. И все остальные споры сразу становятся несущественными. Думаю, после просмотра этой постановки многие зрители переосмысливают свои поступки и желания. Очень на это надеюсь…