AZN = 36.34 RUB
USD = 61.77 RUB
EUR = 64.99 RUB
Новости дня

A
II Каспийский экономический форум с участием российского и азербайджанского министров проходит в Москве (видео)

Фото: "Москва-Баку"

Высокие делегации государств «каспийской пятерки» (Россия, Азербайджан, Иран, Казахстан, Туркменистан) собрались в среду в Москве сверить часы и обсудить сотрудничество в условиях меняющегося мира, сообщает корреспондент «Москва-Баку».

II Каспийский экономический форум после трехлетнего «пандемийного» перерыва открыл свои двери в технопарке «Сколково».

Учреждение Каспийского экономического форума было инициировано в 2018 году в связи с историческим подписанием лидерами «каспийской пятерки» Конвенции о правовом статусе Каспия.

Стартовавший в Москве форум проходит в развитие прошедшего 29 июня в туркменистанском Ашхабаде VI Каспийского саммита с участием лидеров «пятерки», в том числе президента России Владимира Путина и азербайджанского лидера Ильхама Алиева. Саммит стал в том числе реакцией «каспийской пятерки» на международную ситуацию, в том числе экономической реакции на глобальные геополитические и геоэкономические процессы через призму регионального взаимодействия с выходом на перспективу на более широкое сотрудничество. Саммит показал, что сотрудничество прикапийских государств с развитием многополярного мира и выстраиванием новых форматов взаимодействия суверенных государств, обретает новое значение. В частности, именно тогда на саммите президент России заявил о крайней важности и приоритетности в нынешних условиях развития транспортного коридора «Север-Юг».

О Каспийском регионе как части Большого евразийского партнёрства в рамках одноименного круглого стола сегодня говорили министр экономического развития России Максим Решетников, министр экономики Азербайджана Микаил Джаббаров, а также коллеги из Ирана, Казахстана, Туркменистана и руководители российских структур, нацеленных на практическое развитие сотрудничества с партнерами по Каспийскому региону.

Тема Большого евразийского партнерства сегодня актуальна как никогда. По мнению экспертов, тема давняя, но в сегодняшних реалиях обретающая несколько более широкую "окраску" - как говорят многие, Россия берет вектор на Восток. 

Министр экономического развития России Максим Решетников обратил внимание: концепция Большого евразийского партнерства, заявленная президентом России в 2015 году, подразумевает взаимовыгодное партнёрство между государствами и сегодняшняя международная ситуация ещё больше подталкивает к этому. 

"Я с большим оптимизмом смотрю на формирование Большого евразийского партнерства", - отметил Решетников, подчеркнув в этой связи необходимость развития транспортно-логистической инфраструктуры, в частности, транспортного коридора "Север-Юг", а также такого выстривания взаимодействия стран региона, на которое бы никак негативно не влияли внерегиональные игроки. 

Кроме того, считает Релшетников, во взаимодействии в рамках Большого евразийского партнерства важно использовать инструмента ЕАЭС. Потенциал для расширения торгово-экономических связей с партнерами по всему миру, отработаны практики, которые можно тиражировать на большее количество стран. По словам Решетникова, государства, не являющиеся членами ЕАЭС, сейчас имеют прекрасную возможность подключиться к работе Союза при помощи гибких форматов.

В числе таких инструментов министр назвал различные торговые соглашения. Другим важным форматом для развития качественно нового экономического сотрудничества Максим Решетников назвал институт наблюдателей в ЕАЭС. 

«Напомню, что концепция Большого евразийского партнерства предполагает взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество крупнейших региональных и мировых экономик, в том числе, стран СНГ, Азии, а также Ближнего Востока и Персидского залива. При этом каждой стороне должна быть предложена приемлемая для нее повестка присоединения, в которой прозрачно показаны возможности получения синергетических эффектов», – заключил глава ведомства.

Для Каспийского региона такой повесткой являются международные транспортные коридоры. В данный момент, по словам министра, прорабатывается вопрос создания целой экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС.

А вот министр экономики Азербайджана подтвердил: очевидно, что сегодня наблюдается "разворот России на Каспий" и напомнил, что Азербайджанская Республика готова к углублению взаимовыгодного сотрудничества с каспийскими партнерами. А еще указал на то, что разблокирование транспортно-экономических связей на Южном Кавказе, в частности, проект Зангезурского коридора, над реализацией которого работают Баку, Москва и Ереван, также откроет новые возможности для благоприятного экономического взаимодействия.

"Я рад быть в Москве, видеть друзей, приятно, что наше сегодняшнее мероприятие проходит в инновационном центре «Сколково», - отметил азербайджанский министр. - Как человек, который имел честь и возможность какое-то время работать в сфере образования, в первую очередь хотел бы начать с того, чтобы поздравить всех причастных с успехом этого проекта. Это действительно потрясающая площадка, которая создает возможности для различного рода форматов.

Устойчивое сотрудничество всегда бывает основано на взаимовыгодном и взаимоуважительном отношении. Я думаю, это то дорогое, что у нас на сегодняшний день есть. Это отражено и в различных межгосударственных документах. Стоит упомянуть Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, подписанную главами наших государств в 2018 году в Актау. И в целом высокий уровень политических отношений между государствами. Понимание того, что мы веками жили бок бок, и в будущем наши народы всегда будут жить вместе, является той большой рамкой, из которой Азербайджанская Республика исходит при выстраивании отношений с прикаспийскими странами.

Спектр взаимодействия уже широкий. Я бы упомянул следующие основные сферы. Конечно, это энергетика, безусловно, это транспортно-логистическая составляющая, это производственная кооперация. И я бы добавил человеческий капитал, потому что с каждым годом новая экономика, экономика знаний и роль цифровой экономики как в наших взаимных контактах, так и национальных структурах каждой из стран будет повышаться.

Мы фиксируем устойчивый рост товарооборота с прикаспийскими странами. В 2021 году он составил 12,7%. В этом году мы видим, что рост cоставляет более 45% от 2021 года. И это объясняется результатом как тех усилий, которые прикладывались в прошлые годы для активизации сотрудничества на двусторонней и многосторонней основах, так и текущей ситуацией, которая определяет геоэкономические реалии, открывает новые возможности.

В связи с этим, мы считаем, что существует большое окно возможностей. Мы ярко видим это на примере наших традиционно тесных торгово-экономических отношений с Российской Федерацией. Россия будучи очень большим игроком, большой экономикой все более и более делает, я не хочу это называть разворотом на Каспий... но факт в том, что намного активнее стали работать по целому ряду направлений здесь. 

Уже прозвучали цифры относительно транспортно-транзитной динамики. Мы видим то же самое. При этом как страна, которая находится как на маршруте Восток-Запад (если смотреть глазами Азербайджана), так и на маршрутах Север-Юг, Север-Запад, понимаем, что это не конкурирующие, а взаимодополняющие маршруты для наших экономических субъектов, так как существуют выстроенные цепочки производственной кооперации, торговых отношений, они расходятся в разные стороны. Мы, безусловно, соотносим наше взаимодействие со странами Прикаспийского региона со своими национальными приоритетами, которые утверждены в Стратегии Азербайджанской Республики-2030. В Стратегии 5 приоритетов: это устойчиво растущая конкурентноспособная экономика, это динамичное инклюзивное общество, основанное на социальной справедливости, это конкурентноспособный человеческий капитал и пространство для современных инноваций, это возвращение на освобожденные территории и чистая окружающая среда, страна «зеленого» роста. Когда мы сопоставляем то, что является приоритетным для Азербайджана, что мы определили как свои национальные приоритеты с теми сферами, в которых мы сегодня сотрудничаем со странами прикаспийского региона, они очень тесно совпадают и накладываются друг на друга. Здесь я хотел бы особо отметить проекты, связанные с традиционной и альтернативной энергетикой, они спешно реализуются в Азербайджане. Проекты альтернативной энергетики открывают новые возможности для расширения сотрудничества, они высвобождают дополнительно объемы традиционных энергоносителей. В сегодняшних условиях в этом направлении мы видим большой потенциал на будущее.

Мы видим большие возможности для расширения сотрудничества в сфере совместных производственных кластеров, об этом сегодня коротко говорили. Ярким пересекающимся примером этого может быть кластер, связанный с судостроением. Завод нового поколения расположен в Баку. Растущие транспортные потоки на Каспии. Все вводные данные для того, чтобы реализовывать совместные проекты есть. И самое хорошее в том, что есть уже и дискуссии, и заказы. В частности, пример тому - азербайджанская судоходная компания ASCO.

Увеличение грузопотока, транспортного оборота будет оказывать положительное влияние на дальнейшее расширение транспортных коридоров.

Мы, как вы знаете, работаем в трехстороннем формате с Российской Федерацией, с Арменией над осуществлением проекта Зангезурского коридора. Это транспортное сообщение, которое географически будет самым близким, самым коротким путем и в дополнение к традиционным маршрутам с выходом к Черному морю, которые сегодня уже существуют, «Север-Юг», который связывает Россию и Иран. Новые транспортные пути становятся привлекательными как для стран региона, так и для международных грузоотправителей", - отметил Джаббаров.  

Кроме того, азербайджанский министр призвал наладить более тесное взаимодействие между бизнесами Азербайджана и России с целью более конкретной реакции на возникающие вызовы.

С этим согласился и председатель "Деловой России", глава Российско-азербайджанского делового совета Алексей Репик. Он также подтвердил, что на сегодняшний день реализация последнего участника коридора "Север-Юг" Решт-Астара является для многих российских предприятий центральным фокусом.

Создание Российско-азербайджанской рабочей группы по инвестиционному взаимодействию

Также на "полях" саммита прошли отдельные переговоры министра экономического развития России с азербайджанским коллегой.

На переговорах было принято решение о создании Рабочей группы по экономическому и инвестиционному взаимодействию на уровне министерств экономики РФ и Азербайджана с целью урегулирования текущих и стратегических вопросов. С российской стороны ее возглавит замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач.

Российская сторона на переговорах отметила, что особую роль в текущих условиях и с учетом переориентации экспортно-импортных потоков приобретает работа по развитию медународного транспортного коридора «Север-Юг». Как подчеркнул глава Минэкономразвития, соответствующие решения заложены в проект федерального бюджета РФ на 2023-2025 гг. По экспертным оценкам, в случае ликвидации «узких мест» инфраструктуры, модернизации пунктов пропуска, установления согласованной тарифной политики, потенциальный объем грузоперевозок к 2030 году может увеличиться до 360 млн тонн.

Максим Решетников также обратил внимание, что отличительной чертой двустороннего сотрудничества являются развитые межрегиональные связи.  С Азербайджаном сотрудничают более 70 российских субъектов.

Решетников подчеркнул, что на сегодняшний день Россия занимает 3 место среди внешнеторговых партнеров Азербайджана и 1 место – как импортер (доля импорта из России 17,7% в 2021 году). В этом году положительная динамика сохраняется – товарооборот вырос более чем на 10%.

Принявший участие во встрече председатель бизнес-объединения «Деловая Россия» Алексей Репик от имени российских предпринимателей обратил внимание на важность бесперебойного логистического сообщения между Россией и Азербайджаном в текущих геополитических условиях. По его словам, существующие и возникающие барьеры, которые препятствуют углублению сотрудничества между Россией и Азербайджаном, необходимо устранять максимально оперативно — потенциал для повышения уровня торгово-экономического взаимодействия есть.

Азербайджанская делегация на форуме представлена министром экономики Микаилом Джаббаровым, заместителем министра цифрового развития и транспорта Рахманом Гумматовым, заместителем министра здравоохранения Надыром Зейналовым, главой исполнительной власти Баку Эльдаром Азизовым, президентом Торгово-промышленной палаты Азербайджана Ниязом Али-заде, главой AZPROMO Юсифом Абдуллаевым, торговым представителем Азербайджана в России Русланом Алиевым.

Позиция Москвы по разблокированию на Южном Кавказе и статусе Азербайджана в ЕАЭС

Разблокирование транспортно-экономических связей между Азербайджаном и Арменией благотворно скажется на всем регионе. Об этом «Москва-Баку» на «полях» II Каспийского экономического форума заявил заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вольвач.

«Любое разблокирование транспортных коридоров благотворно повлияет на взаимную торговлю во всем регионе. Это безусловно. А с учетом транзитного потенциала каспийского кластера это очень позитивно скажется и на торговле с внерегиональными странами.

Выполнение задач, поставленные лидерами России, Азербайджана и Армении в 2020 году подписанным трехсторонным заявлением, в котором как раз и зафикирована договоренность о разблокировании коридоров, будет способствовать в том числе целям серьезного развития экономического потенциала Каспийского региона.

Кроме того, замглавы Минэкономразвития России прокомментировал «Москва-Баку», обсуждается ли вопрос получения Азербайджаном статуса в ЕАЭС, поскольку одной из тем II Каспийского экономического форума стало и взаимодействие в рамках Большого Евразийского партнерства.

«Большое Евразийское партнерство - это глобальная конструкция, глобальная идея, предложенная мировому сообществу президентом РФ В.В.Путиным в 2015 году, сегодня приобретает более понятные правовые, институциональные черты и это очень хорошо. Само время говорит о том, что интеграция интеграций очень нужна. Чем хороша концепция Большого Евразийского партнерства, тем, что данный процесс подразумевает абсолютную инклюзивность. То есть к нему можно подключаться в любых форматах, в любых измерениях взаимодействия как отдельным странам, так и уже состоявшимся международным объединениям и союзам.

Евразийский экономический союз - ядро Большого Евразийского партнерства. Роль этого ядра будет только возрастать. Вокруг этого ядра будут создаваться и уже создаются различного уровня силы притяжения, которые станут формировать интерес к взаимной торговле, к обмену лучшими практиками.

Если говорить об участии Азербайджана в ЕАЭС – могу сказать, что на сегодняшний день уже сложились серьезные и широкие связи между Евразийским экономическим союзом и Азербайджанской Республикой – экономические, хозяйственные, социальные. Очень высок интерес к тому, чтобы эти связи расширять. Но, безусловно, решение о том, чтобы переходить в статус наблюдателя в ЕАЭС – это исключительно суверенное решение, которое должна принять сама Азербайджанская Республика и этом случае официально выразить это желание. 

Не транспортной логистикой единой...

Как ранее в преддверии форума заявил министр экономическогоразвития России Максим Решетников, «проведение Каспийского экономического форума для стран «пятерки» сейчас особенно актуально – это первая встреча в условиях новых реалий. У нас появились дополнительные возможности для расширения кооперации бизнеса. Есть общие интересы по развитию логистики, сотрудничества в области энергетики и туризма», - заявил Решетников.

И действительно, актуализация взаимодействия между соседями по Каспию сегодня только растет. И это не только развитие новых транспортно-логистических цепочек, а также сотрудничество в туристической сфере. В частности, у россиян в связи с международной ситуацией только растет интерес к Каспийскому региону. И структуры, курирующие туротрасль, сегодня думают над тем, как повысить качество отдыха и выстроить каспийские туристические маршруты. 

В частности, круизное судоходство на Каспии, о котором говорили на протяжении нескольких последних лет, но идея которого так и не находила своей реализации, наконец может стать явью в 2024 году. Такой прогноз дала глава Ростуризма Зарина Догузова. По ее словам, появление первого круизного лайнера на Каспии простимулирует развитие необходимой транспортной инфраструктуры.

Также глава ведомства затронула еще одну давнюю и остающуюся актуальной проблему – отсутствие развитой транспортной логистики между регионами, расположенными на границе двух стран. В частности, это касается дагестанского Дербента и Баку, между которыми нет прямого авиасообщения.

"Мы видим здесь огромный потенциал, так как удобная логистика — один из факторов при принятии решения о поездке", - заявила Догузова.

Также глава Ростуризма обратила внимание на то, что на Каспийском море также необходимо развивать туристическую инфраструктуру, в том числе с точки зрения пляжного отдыха. Так, новый морской курорт в Дагестане, заявила Догузова, появится в Каякентском районе.

О взаимодействии сегодня говорили и мэры городов и муниципальных образований стран Каспийского региона.

В частности, как рассказали "Москва-Баку" глава исполнительной власти азербайджанской столицы Эльдар Азизов и министр правительства Москвы-руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей Сергей Черёмин, между двумя городами налажено тесное взаимодействие, реализация совместных проектах идет на постоянной основе. 

Завтра, 6 октября, во второй день саммита пройдет пленарное заседание Каспийского экономического форума с участием премьер-министров государств "каспийской пятерки". 

Выработанные на форуме решения будут предложены к реализации правительствам "каспийской пятерки".