На территории Сумгайытского химико-промышленного парка в 2027-2028 годах планируется начать производство “зеленого” водорода, об этом сообщил Report.az генеральный директор азербайджано-болгарского совместного предприятия Caspian Lubricants Recycling, глава болгарской компании Torec Engineering Калин Рунтев.
“Если запуск завода состоится в ноябре-декабре этого года, как планируется, на следующем этапе мы обеспечим производство “зеленой” электроэнергией, а затем приступим к выпуску “зеленого” водорода. Он будет использоваться как топливо и как сырье для производства базовых масел второй группы (гидроочистка, гидротрейтинг, дистиллятная фракция и др.). Это сделает нас уникальными на пространстве от Южного Кавказа до Пакистана - ближайшее аналогичное производство находится в 3000 км”, - отметил Рунтев.
По его словам, предпроектные работы по производству водорода начнутся в 2026 году. Запуск водородной установки и начало выпуска масел группы II ожидается в 2027-2028 годах.
“Зеленый” водород будет производиться методом электролиза воды - с использованием местных ресурсов. Сейчас компания ведет переговоры с европейскими и китайскими поставщиками электролизеров. Окончательное решение будет принято акционерами после утверждения бизнес-плана. Обсуждаются также варианты участия международных партнеров, однако пока конкретных соглашений не озвучивается", - сказал глава СП.
Рунтев сообщил, что на первом этапе Caspian Lubricants Recycling планирует перерабатывать до 24 тыс. тонн отработанных масел в год - опасных отходов по классификации Базельской конвенции.
“Основной продукт - базовое масло первой группы, ранее не производившееся в Азербайджане. Завод станет первым в Каспийском регионе, соответствующим экологическим стандартам, принятым в рамках подготовки к саммиту COP29. Из переработанных отходов планируется выпускать до 18 тыс. тонн масел и 2–3 тыс.тонн битума (дорожного, изоляционного, асфальтного)”, - подчеркнул гендиректор компании.
Один из ключевых принципов проекта и условия получения статуса резидента Сумгайытского химико-промышленного парка - использование исключительно местного сырья. По словам К. Рунтева, завод не будет ввозить отходы из-за рубежа. Уже заключены контракты с рядом автосервисов и официальными импортерами автомобилей. Также обсуждается сотрудничество с государственными структурами, Бакинским международным морским портом и промышленными предприятиями.