AZN = 40.66 RUB
USD = 69.13 RUB
EUR = 75.33 RUB
Новости дня

A
Ильхам Алиев принял участие в панельной дискуссии на тему «Евразийский Средний коридор: от тропы до шоссе» в рамках Давосского форума (видео)

Ильхам Алиев принял участие в панельной дискуссии на тему «Евразийский Средний коридор: от тропы до шоссе» в рамках Давосского форума (видео)

Москва-Баку
19.01.2023 17:30

Президент Азербайджана Ильхам Алиев 19 января принял участие в панельной дискуссии на тему «Евразийский Средний коридор: от тропы до шоссе» в рамках Всемирного экономического форума в швейцарском Давосе.

Как сообщает АЗЕРТАДЖ, глава государства ответил на вопросы модератора панельного заседания.

Модератор: Сначала хочу предоставить слово Президенту Алиеву и премьер-министру Гарибашвили. Недавно мы стали свидетелями серьезных многосторонних соглашений, связанных со Средним коридором. Что мы можем ждать в следующем году и даже после него на межправительственном уровне по этому вопросу? Разрешите начать с Вас, господин Президент. А затем я предоставлю слово Вам, господин премьер-министр.

Президент Ильхам Алиев: Благодарю. Думаю, одно из преимуществ Среднего коридора заключается в том, что страны, участвующие в этом гигантском проекте, поддерживают хорошие отношения между собой. Считаю, что это – одно из первичных условий для успеха в любой многонациональной инициативе. Азербайджан поддерживает отличные отношения со своими соседями с запада - с Грузией и Турцией, с востока - с Центральной Азией. В качестве естественного географического моста между Западом и Востоком за последние годы мы вложили крупные инвестиции в транспортную инфраструктуру. Фактически все необходимые инфраструктурные объекты в Азербайджане готовы принимать больше грузов. Грузоперевалочная способность нашего морского порта, которая составляет 15 миллионов тонн, будет расширена до 25 миллионов тонн, и на это уже выделен бюджет, так как мы ожидаем роста потока грузов по определенным причинам - из-за сложности транспортировки по традиционным маршрутам. Мы уже наблюдаем изменение направления большого объема грузов из Центральной Азии, и это только начало. С этого года мы приступили к транзиту нефти из Казахстана, а не только из Туркменистана, который осуществляется уже на протяжении многих лет, и есть потенциал использования этого коридора и для углеводородов. Поэтому я считаю, что сейчас нам необходимо более тесное сотрудничество между всеми вовлеченными странами - в Центральной Азии, на Кавказе и в Европе, для активной работы над таможенным администрированием, достижения подхода «единого окна» и по тарифной политике. Поскольку нам нужно добиться привлекательности этого маршрута не только в силу отсутствия других маршрутов, но и с коммерческой точки зрения. Кстати, когда началась наша встреча, я заметил, что мы расселись по направлению нашего трубопровода.

Модератор: Но я из Чешской Республики.

Президент Ильхам Алиев: Нет, нет. Трубопровод начинается с Азербайджана – Азербайджан, Грузия, Турция, Европа.

Комиссар Европейского Союза по бюджету и администрации Йоханнес Хан: Мы работаем над потоком в обратном направлении. Большое спасибо.

Модератор: Благодарю, большое спасибо. Господин премьер-министр, могли бы и Вы представить макрокартину этого.

Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили: После сложившейся ситуации вокруг Украины есть интерес стран к проекту Среднего коридора еще более вырос. В поддержку слов Президента Ильхама Алиева хочу сказать, что наши отношения с Азербайджаном, Казахстаном и Турцией находятся на превосходном уровне.

Модератор: Господин Президент, хотелось бы вернуться к Вам в связи с управлением проектом, а затем к Вам, господин премьер-министр. Могли бы Вы поделиться некоторыми идеями, связанными с будущим, а также рынком? Хотелось бы знать Ваше мнение. Безусловно, это не просто тоннель, но и, возможно, экосистема, приносящая пользу и формирующая новый региональный рынок.

Президент Ильхам Алиев: Да, я полностью согласен с мнением Эбру ханым, потому что она вполне справедливо отметила, что это не просто коридор и, как сказал комиссар, не тоннель. У нас большие ожидания. Безусловно, превращение в транзитную страну c позиции нынешних реалий представляет важность, но для нас более важным является создание рабочих мест и местного производства. Поэтому мы очень много работаем над диверсификацией нашей экономики. Считаем, что перевозки не только позволят нам диверсифицировать экспорт, так как мы будем экспортировать услуги, но в то же самое время наше расположение на Среднем Коридоре и маршруте Север-Юг создает дополнительные возможности для бизнеса в Азербайджане. В ближайшем будущем в Баку состоится открытие свободной зоны рядом с морским портом. Мы надеемся, что эта свободная зона станет местом производства и местом, куда компании будут направлять свои инвестиции.

Безусловно, улучшение бизнес-климата является одним из главных факторов успеха, ведь все страны мира, даже самые развитые, нуждаются в дополнительных инвестициях. Одного бизнес-климата недостаточно. Отношения между странами – это действительно уникальная ситуация; самая дружественная среда во всем мире - это отношения между Азербайджаном и Грузией, Азербайджаном и Турцией, Грузией и Турцией, и трехсторонние отношения. У нас есть несколько форматов трехстороннего сотрудничества - между министрами иностранных дел, обороны, экономики. Также был проведен саммит лидеров. Мы уже видим плоды этого. Мы стали четко понимать, что должен быть баланс – мы начали именно с энергетических проектов – между производителями, транзитерами и потребителями. Нам удалось создать беспроигрышную ситуацию с сохранением баланса интересов.

Железнодорожные пути, которые мы построили относительно недавно и которые мы будем расширять от Азербайджана, Грузии, Турции до Европы, получили вдохновение от нашей успешной реализации проектов нефте- и газопроводов. Так что, думаю, на этой стороне коридора все улажено. Хочу еще раз согласиться с мнением Эбру ханум, что теперь нам необходимо создать своего рода руководящий комитет, управляющий совет, включающий все вовлеченные страны – страны Средней Азии, Азербайджан, Грузию, Турцию, европейских партнеров, в том числе всю транспортную инфраструктуру. Например, у нас самый большой торговый флот на Каспии с 53 судами. Вместе с тем, морские порты в Туркменистане, Казахстане, Азербайджане, железнодорожное сообщение между странами Центральной Азии, как вы знаете, не очень хорошо связаны между собой. Есть новые проекты, например, инициированный Китаем проект железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, которая в конечном итоге выйдет на Каспий и далее - в нашем направлении. Также важно работать над перевозками и преимуществами не только маршрута Восток-Запад, но и Запад-Восток. Пока больше всего внимания уделяется тому, как доставить грузы из Китая, Средней Азии в Европу. Но нам нужно также подумать о перевозках грузов в обратном направлении. Для этого, конечно же, бизнес-климат в противоположном направлении также должен соответствовать нашим целям.

Модератор: Господин Президент, пользуясь тем, что Вы находитесь здесь, конечно, должен спросить у Вас и конкретно об энергии. Потому что наше заседание транслируется через интернет и мы должны информировать общественность о положении дел. Какова ситуация? Мне известно, что вы увеличили поставку энергии в Европу. Я бы даже назвал это чудом. Могли бы Вы проинформировать нас: что Вы думаете о планах Азербайджана, связанных как с газом, так и зеленой энергией на этот год и стратегически на предстоящее десятилетие?

Президент Ильхам Алиев: Что касается природного газа, как только мы получили запрос от Европейской комиссии, мы незамедлительно приступили к работе в различных направлениях - в первую очередь, физическое увеличение добычи, а затем производительности, снижение потерь, поиск того, где еще можно сэкономить газ, который мы используем для внутренних целей и для поставок на европейский рынок. В 2021 году наш экспорт на рынок ЕС составил более 8 млрд кубометров, в этом году он будет не менее 11,6 млрд кубометров. Очень быстрый рост. Общий же объем составит 24 млрд кубометров. Меморандум о взаимопонимании, подписанный между ЕС и Азербайджаном летом, предполагает, что к 2027 году мы удвоим поставки. Таким образом, поставки в ЕС будут как минимум на уровне 20 млрд кубометров. Для этого в Европе должно быть больше интерконнекторов, и один из них в конце прошлого года был открыт – интерконнектор Греция-Болгария. Это позволило начать поставки в Болгарию, а с этого года – в Румынию.

В то же время нам необходимо расширить новый проект, в строительстве которого принимала участие и компания Limak, - TANAP - с 16 до 32 млрд кубометров, и TAP – с 10 до 20 млрд кубометров. Представляете, ТАР был открыт всего 2 года назад! Мы полагали, что это объем, который будет нужен Европе в долгосрочной перспективе, а теперь нам нужно его увеличивать. Значит, необходимо будет дополнительное финансирование, и мы готовы к этому. Мы действительно прилагаем большие усилия для удовлетворения растущих потребностей европейских потребителей.

Есть огромный потенциал, связанный с зеленой энергией. Ветряной потенциал Каспийского моря составляет 157 ГВт. Потенциал на суше - 27 ГВт. Кроме того, на территориях, освобожденных от оккупации во время Отечественной войны два года назад, имеется потенциал 10 ГВт. Можно сказать, около 200 ГВт. Как отметил премьер-министр, в декабре минувшего года мы подписали в Бухаресте соглашение о прокладке подводной кабельной линии из Грузии в Румынию, и ее мощность составляет 4 ГВт. В настоящее время ведутся работы по технико-экономическому обоснованию. Как только оно будет готово, мы подумаем о структуре финансирования, и, конечно, понадобится поддержка европейских финансовых институтов. Соглашение, подписанное с Masdar, позволит производить 4 ГВт ветряной и солнечной энергии к 2027 году. И еще 6 ГВт до 2037 года. Меморандум о взаимопонимании с компанией Fortescue Future Industries предусматривает инвестиции в производство в Азербайджане до 12 ГВт энергии. Действительно, это новая глава в нашей энергетической политике. С нефтью все понятно, с газом тоже, электроэнергия, зеленый водород - все это в наших планах.

Модератор: Благодарю, господин Президент. У меня еще один вопрос к Вам. У нас осталось примерно три минуты. Конечно, это актуальный вопрос. Комиссар, Вы отметили, и многие считают, что если есть экономическая интеграция, то будет больше стабильности и мира. Можете ли Вы рассказать нам об отношениях с Арменией? Чего нам ждать? Как по-Вашему, каким образом мы можем добиться устойчивого мира? Какова ситуация в настоящее время?

Президент Ильхам Алиев: Для того, чтобы говорить об этом, двух минут будет недостаточно.

Модератор: Какова ситуация в настоящее время?

Президент Ильхам Алиев: Мы зашли в тупик, так как, к сожалению, Армения не ответила на наше предложение о подписании мирного соглашения, которое будет очень простым и будет основываться на фундаментальных принципах международного права. Комиссар Хан намекнул на отсутствие здесь Армении. Он сказал, что присутствуют две страны Южного Кавказа, но их как минимум три. Я знаю, кого он имел в виду. Но почему Армении нет? Потому что Армения отвергла наше с Грузией предложение начать трехсторонний формат сотрудничества. Я высоко ценю усилия моего друга Ираклия Гарибашвили, организовавшего встречу министров иностранных дел Азербайджана и Армении, к которой присоединился и грузинский коллега. Наше предложение состояло в организации встречи лидеров в Грузии, так как Грузия исторически всегда была местом, где встречались все соседи. Но Армения к этому не готова. Это один из возможных рисков. Если три кавказские страны объединят усилия в сфере энергетики, транспорта, безопасности, стабильности, делимитации границ, то регион станет намного безопаснее.

Модератор: Хотелось бы знать Ваше общее мнение о грузоперевозках, транспортных проектах между Азербайджаном и Грузией. По каким маршрутам?

Ираклий Гарибашвили: Мы сотрудничаем с Азербайджаном в нескольких проектах Один из них – проект черноморского подводного электрического кабеля. Мы - Азербайджанская Республика, Грузия, Румыния и Венгрия подписали в Бухаресте соглашение и договорились о том, что каждое из этих четырех государств будет инвестировать в проект. Мы вместе с Азербайджаном реализуем проект железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Несколько месяцев назад Азербайджан выделил дополнительные средства для завершения данного проекта.

Я также хотел бы коснуться отношений между Азербайджаном и Грузией. У нас надежные отношения, прошедшие испытания. Мы вместе реализовали очень важные исторические проекты, нефтегазовые проекты. А теперь мы реализуем железнодорожный проект. Мы будем реализовывать многочисленные проекты и в будущем.

Модератор: Господин премьер-министр, как Вы думаете, каковы ваши перспективы? Как мы можем добиться долгосрочного мира? В то же время мне известно, что у вас были претензии, связанные с НАТО, а также с Европейским Союзом. Что Вы думаете об этом?

Ираклий Гарибашвили: Во-первых, что касается отношений между Азербайджаном и Арменией, то Грузия является действительно нейтральным, беспристрастным и объективным посредником. Как отметил Президент Ильхам Алиев, организация трехсторонней встречи и в наших интересах, потому что этот регион принадлежит нам – Азербайджану, Грузии и Армении. Мы действительно можем превратить его в регион мира, прогресса и стабильности.