Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников в комментариях «Москва-Баку» комментирует появление транспортного пути между Россией, Азербайджаном и Арменией.
- Дмитрий Владимирович, один грузовой поезд с пшеницей уже прибыл из России в Армению через азербайджанскую и грузинскую территории. Груз впервые за порядка 30 лет армяно-азербайджанского конфликта прошел транзитом в Армению через Азербайджан. Минтранс РФ сообщил, что до конца января 2026 года отправит еще 132 вагона с пшеницей в Армению по новому ж/д маршруту через Азербайджан. Как можете это прокомментировать?
- Увиденные нами шаги – это несомненный позитив и понимание экономической выгоды всеми сторонами. Прежде всего можно сказать о политической воле Азербайджана как пострадавшей от карабахского конфликта стороны, который сделал шаг навстречу находящейся в блокаде Армении – предоставив возможность транзитных перевозок грузов, предназначающихся Республике Армения. Это несомненно важный шаг к миру с Арменией. Зеркальное предложение со стороны официального Еревана – готовность предоставить свою территорию для транзита грузов из Турции в Азербайджан – не только мирный шаг, но и естественное желание армянских властей сделать страну активной составляющей более широкого торгово-экономического сотрудничества в регионе. Естественно, больше всех от разблокирования транспортно-экономических связей выиграет Армения, через нее пойдут грузовые потоки. Вместе с тем и остальные страны-участницы договоренностей получат свою экономическую выгоду. Появление целого ряда транспортных путей через Южный Кавказ создаст сетку альтернатив, ориентированных снова же на экономическую выгоду. Как накануне отметил секретарь Совбеза России Сергей Шойгу, естественно, расширение количества транспортных путей через регион – это только позитивный фактор. Он сделает регион более экономически привлекательным.
За постепенным развитием транспортно-экономических связей между Азербайджаном и Арменией может наладиться торговля. Все это повлечет прямые контакты людей – азербайджанцев и армян, которые будут задействованы в процессах. Уже сейчас мы видим, что представители азербайджанской общественности посетили Ереван, где контактировали со своими армянскими коллегами. Cогласно информации, в будущем ожидается визит армянской делегации общественности в Азербайджан. Так что можно говорить, что установление мира между двумя странами движется вперед довольно хорошими шагами. И очень важно даже с геополитической точки зрения, что и Россия в процессе активно участвует. Отправка российских грузов через азербайджанскую территорию – это прямое участие. И нельзя не вспомнить, что именно посредничество России в 2020 году заложило основу для карабахского урегулирования и последующего движения сторон к миру. 2020 год был действительно прорывным в этом плане, крайне важны исторические решения, окончившие Вторую Карабахскую войну. Кроме того, именно в трехстороннем формате Россия – Азербайджан – Армения стороны достигли подвижек в договоренностях о разблокировании транспортно-экономических связей. И «Маршрут Трампа» - это тот же Зангезурский коридор (или кому как больше нравится его называть), зафиксированный в трехстороннем заявлении российского, азербайджанского и армянского лидеров от 9-10 ноября 2020 года.
Фон мирного урегулирования сопровождается в той или иной степени позитивными заявлениями Баку и Еревана (по крайней мере, cтороны стараются это делать), а также позитивной повесткой.
Уже сейчас мы видим, как другие страны СНГ вовлекаются в процесс разблокирования коммуникаций и торгово-экономического взаимодействия – помимо России, Азербайджан и Армении это и Казахстан. Именно казахстанское зерно было первым направлено в Армению через Азербайджан. С учетом соседства стран Содружества, государства-участники СНГ также смогут еще плотнее взаимодействовать в связи с разблокированием транспортно-экономических связей в регионе.
Вместе с тем нельзя не отметить, для российской стороны пока так и остаются непрозрачными детали реализации «Маршрута Трампа». Впрочем, армянская и американская стороны данную программу только проговаривают и прописывают. И присутствие американской стороны на армянской территории в той или иной степени будет вызывать определенные опасения у Москвы и не только. Все же логичнее договариваться в региональном формате, в частноcти, «3+3». При этом мы видим, что, что называетcя, первый пошел, и транспортное соединение между Россией, Азербайджаном и Арменией уже есть, еще до строительства «Маршрута Трампа», уже демонстрирует успех и эффективность. Это показатель того, что экономическое взаимодействие важно всем. И это логично между государствами-соседями. Кроме того, данный факт демонстрирует, что наши страны, как на днях было сказано, «обречены» на сотрудничество. Тем более у многих были опасения на счет Армении, как она себя поведет, особенно заигрывая с Западом. Дальнейшее разблокирование позволит Россия, Азербайджану, Армении, другим странам СНГ иметь прямой маршрут в Турцию и далее. Однако главной задачей остается подписание мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией. Это станет серьезной основной для развития взаимодействия и сотрудничества по разным направлениям.