
Программный менеджер Российского совета по международным делам (РСМД) Милан Лазович в интервью «Москва-Баку» - о перспективах российско-азербайджанских отношений в 2026 году.
-Милан Светиславович, чего ожидаете от российско-азербайджанских отношений в 2026 году, какие перспективы у двустороннего взаимодействия?
- У российско-азербайджанских отношений большой потенциал. Не зря лидеры двух стран в 2022 году подписали Декларацию о союзническом взаимодействии. Такие документы просто так не подписываются – это выверенное решение, ориентированное на будущее, на долгосрочную перспективу. Но на сегодняшний день самое главное (это такой водораздел), чтобы между Россией и Азербайджаном были окончательно урегулированы остающиеся в отношениях чувствительные вопросы. Это касается и результатов расследования трагического крушения самолета «Азербайджанских авиалиний» и наказания виновных, и судьбы российских граждан, которые остаются под следствием в Баку. Эти моменты остаются раздражителями в наших отношениях. Когда в этих вопросах будет поставлена точка (а я уверен, что мы к этому придем), тогда наши отношения будут развиваться полноценно по всему спектру направлений. В 2025 году акцент в сотрудничестве был сделан преимущественно на экономику, транспортно-логистические проекты. Так что ждем окончательного решения всех вопросов. Урегулировать их крайне важно для обоих государств. Политическая воля со стороны лидеров наших стран есть. Владимир Путин позвонил Ильхаму Алиеву в его день рождения и лидеры подтвердили курс на развитие двустороннего сотрудничества. Это важно. Азербайджан для России является важным партнером, соседом, участником многих ключевых региональных и проектов в более широком контексте, в том числе стратегически важного для РФ международного транспортного коридора «Север-Юг». После окончательного установления мира между Азербайджаном и Арменией, установления межгосударственных отношений между странами в регионе появятся новые возможности, в том числе для России для многостороннего сотрудничества. Эти возможности уже открываются в связи с транспортными перевозками через азербайджанскую территорию. Так что, Москва, безусловно заинтересована и в армяно-азербайджанском урегулировании.
Россия и Азербайджан как в двустороннем, так и в многостороннем форматах по целому ряду направлений сотрудничают на Каспии: это и экономика, транспортно-логистические проекты, экологические (обмеление Каспийского моря) вопросы, безопасность, туризм.
Кроме того, Азербайджан относится к постсоветскому пространству и наши страны сохраняют общие культурно-исторические скрепы.
Россия и Азербайджан заинтересованы в развитии, укреплении и активизации двусторонних отношений, несмотря на «кризис эмоций», как отметил ранее Владимир Путин. Думаю, что в следующем году есть все предпосылки для того, чтобы развивать сотрудничество. К примеру, как известно, в конце 2025 года в Москве прошла встреча представителей российской и азербайджанской интеллигенции. Это также важный шаг в вопросе развития отношений.
-Насколько от стабильности российско-азербайджанских отношений многое зависит и на Южном Кавказе, и на более широком пространстве?
-Безусловно, cтабильные, прозрачные российско-азербайджанские отношения, отношения взаимопонимания – это вклад в большую стабильность в Закавказье, в Каспийском регионе, в стабильность внутри СНГ. Важно, чтобы в рамках Содружества было абсолютное взаимопонимание между странами. Азербайджан – активный региональный игрок, статус которого с каждым годом только повышается. В 2025 году Азербайджан присоединился к формату стран Центральной Азии. В перспективе, возможно, Азербайджанская Республика захочет получить какой-то статус при ЕАЭС, к этому есть предпосылки, поскольку премьер-министр Азербайджана Али Асадов на регулярной основе участвует во встречах в рамках Евразийского экономического союза, на которых рассказывает о транспортно-логистическом, экономическом потенциале страны.
Естественно, большие перспективы имеет региональный формат «3+3» (три государства Южного Кавказа – Азербайджан, Армения, Грузия и три их больших соседа – Россия, Турция, Иран).
Кроме того, Россия и Азербайджан имеют общие представления о развитии мировой архитектуры – мы выступаем за более справедливый многополярный мир.