AZN = 54.97 RUB
USD = 93.44 RUB
EUR = 99.58 RUB

A
Старинные и современные иконы Русской православной церкви показали в азербайджанской столице. Репортаж «Москва-Баку» (фото)

Старинные и современные иконы Русской православной церкви показали в азербайджанской столице. Репортаж «Москва-Баку» (фото)

Самира Кязимова    "Москва-Баку"
28.03.2024 16:10

Фото: "Москва-Баку"

В Баку открылась выставка старинных и современных икон Бакинской и Азербайджанской епархии Русской православной церкви. Примечательно, что все эти иконы хранятся в алтарной части Кафедрального собора святых жен-мироносиц и выставляются в храме только во время главных православных праздников. Выставка в Русском доме в Баку предоставила участникам экспозиции редкую возможность увидеть сразу более 40 образцов русской иконописной живописи, отмечает корреспондент «Москва-Баку».

По словам настоятеля бакинского Храма Святого Архангела Михаила, протоиерея Мефодия Эфендиева, в православной традиции икона занимает особое место. «Это не только украшение храма и предмет почитания, икона имеет вероучительное значение. С древности икону называли «Библией для неграмотных», «живописным Евангелием», «бессловесной проповедью», «богословием в красках»». Христианство зародилось в иудейской среде, где изобразительное искусство было сильно ограничено второй заповедью Декалога, но уже во II в. у христиан появляются символические изображения - на стенах катакомб, на саркофагах, в мелкой пластике. После Миланского эдикта, даровавшего христианам свободу вероисповедания, начинается строительство храмов, их украшают мозаиками, фресками, иконами. При этом изображениям отводится не только декоративная роль; святые отцы в изображениях ценили, прежде всего, эффективный способ научения вере.

На выставке в Русском доме в Баку представлены интересные образцы иконописной живописи. Вот, четырехстворчатый походный складень «Двунадесятые праздники». Он был изготовлен в XVIII веке в Новгороде. Литые иконы-складни были очень популярны среди путников, путешественников, торговых людей и солдат. Появились они с приходом христианства и являлись подобием переносного иконостаса, состоявшего из частей, складывавшихся друг между другом. Их делали из дерева, меди, латуни и бронзы, им была свойственна излишняя детализация, их украшали эмалями, а иногда и драгоценными камнями. Именно христианский иконостас - Царские врата являлись прообразом складней.

А это икона Святой великомученицы Варвары Илиопольской. Ей более 100 лет. Несмотря на довольно преклонный возраст, икона хорошо сохранилась. На ней Святая Варвара изображена с чашей для причастия. К слову, она -единственная святая со святым потиром в руке. По церковным канонам его не может касаться никто из мирян - только священник. В православной иконографии только святой Иоанн Кронштадтский изображается с чашей для причастия. Великомученице Варваре Господь дал особый дар - молитвы и ходатайства о последнем причастии человека. В своей предсмертной молитве святая великомученица Варвара просила Господа, чтобы он избавлял всех, прибегающих к ее помощи, от нечаянных бед, от внезапной смерти без покаяния и изливал бы на них свою благодать. В ответ она услышала голос с неба, обещавший исполнить желание. Поэтому святой Варваре молятся о том, чтобы не умереть без исповеди и святого причастия, просят оградить от тяжких болезней и внезапной и скоропостижной смерти. Святой молятся также о помощи и заступничестве за детей, об избавлении от тяжких недугов и болезней, о помощи в унынии и грусти, утешении в печали.

Еще одна старинная икона, представленная на выставке – икона святых преподобных чудотворцев Зосима и Саввантия Соловецких. Они были первыми поселенцами Соловецкого острова и являются покровителями основанной там православной обители. За стеклом стеллажа в старинном оригинальном киоте икона Святителей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского, которым молятся о врачевании духовных хворей и благополучии детей. Говорят, что икона помогает обрести душевный покой и равновесие, избавляет людей от депрессии.

По словам настоятеля бакинского Храма Святого Архангела Михаила, протоиерея Мефодия Эфендиева, часть старинных икон были подарены бакинским православным церквям жителями и гостями нашей страны. «У нас хранятся также иконы, которые появились со дня основания храмов или возрождения в них богослужебной жизни», - рассказывает протоиерей Мефодий.

В беседе с корреспондентом «Москва-Баку» архимандрит Алексий Никоноров отмечает, что Бакинская и Азербайджанская епархия Русской православной церкви представила на выставке около 40 современных и старинных икон. Двадцать из них - из Кафедрального собора святых жен-мироносиц, были написаны за последние 2,5 года. «В основном, это иконы 12 великих православных праздников и самых почитаемых святых. Они были написаны по древним канонам современными мастерами иконописной живописи. Это три мастера, работающие в Троице-Сергиевой Лавре - духовном центре Русской православной церкви. При написании этих икон используют высушенные доски липы или кедра, на которые накладывают особый левкас, напоминающий штукатурку. Затем, икону «золотят» настоящим сусальным золотом и пишут образы красками, приготовленными из натуральных пигментов. Коренья и минералы растираются в порошок на гранитных плитах, после чего в него добавляется эссенция, приготовленная на основе яичного желтка», - рассказывает архимандрит Алексий. Он подчеркивает, что сами этнографические образы – это средневековая живопись, наполненная множеством символов и знаков, которые отличаются от современной повествовательной живописи. «В иконах присутствует такое понятие, как обратная перспектива. Это метод, при котором далекие от зрителя предметы изображаются более крупными. Таким образом линии на картине, изображенной в обратной перспективе, сходятся не на горизонте, а «внутри» зрителя, в его сердце. Одним словом, икона является своеобразным «окном» в так называемый горний небесный потусторонний мир, раскрывая нам символы и смыслы событий, произошедших когда-то».

Вот, к примеру, икона Рождества Христова. На ней изображена пещера, в которой родился Спаситель. Пещера - это образ Гроба Господня, где произошло Воскресение из мертвых. Так, одна икона вмещает в себя несколько смыслов сразу: рождение Христа как человека, смерть и божественное воскрешение. Прошлое, настоящее и будущее.

Архимандрит Алексий Никоноров отмечает, что Кафедральный собор святых жен-мироносиц представил на выставке иконы, которые хранятся в алтарной части храма: «Прихожане могут увидеть их лишь несколько раз в году, когда отмечаются главные православные праздники. А на этой выставке люди могут рассмотреть каждую из икон вблизи».

Отметим, что на днях в Баку был выпущен также двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках, подготовленный по благословению временного управляющего Бакинской епархией архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта. В течение двух лет над созданием молитвослова трудилась рабочая группа под руководством архимандрита Алексия (Никонорова), в которую вошли священнослужители и миряне. Основная работа по переводу на азербайджанский язык была проведена Али (Лукой) Асланлы и Торалом (Павлом) Агаевым. В сборник вошли утренние и вечерние молитвы, последование ко Святому Причащению и благодарственные молитвы после принятия Христовых Таин, последование Божественной литургии, тропари и кондаки воскресные, двунадесятых и великих праздников и другие молитвы. Как сообщает сайт Бакинской епархии, впервые опубликованы молитвы Собору азербайджанских святых, св. Елисею, просветителю Кавказской Албании, и священномученику Григорису, первому епископу Албании.

В рамках открытия выставки состоялся также концерт духовной музыки с участием хора Храма Святого Архангела Михаила под руководством Кристины Эфендиевой.