На днях под председательством Владимира Путина прошел саммит стран Организации Договора о коллективной безопасности, на котором президент России отметил, что «обстановка на пространстве, входящем в сферу ответственности ОДКБ, складывалась не без проблем и в целом была неспокойной», указав в том числе на вспыхнувший нагорно-карабахский конфликт.
На саммите президент заявил, что решения по Карабаху болезненные для армянского народа, но необходимые и «требовали большого личного мужества от премьер-министра», «наша задача в том, чтобы поддержать сейчас и самого премьер-министра, и его команду, с тем чтобы наладить мирную жизнь, добиться исполнения всех принятых решений».
Между тем, внутриполитическая ситуация в Армении в связи с подписанием премьер-министром страны Николом Пашиняном трехстороннего Заявления по нагорно-карабахскому урегулированию остается сложной. На днях оппозиция выдвинула кандидатом в премьеры страны Вазгена Манукяна, бывшего главу правительства, экс-министра обороны во времена первой Карабахской войны, одного из идеологов сепаратистского движения, присоединения Карабаха к Армении. На митинге Манукян предупредил Никола Пашиняна о риске быть «растерзанным народом», если тот не оставит свой пост, а трехстороннее Заявление Манукян назвал «неряшливо» составленным. «Там есть множество пробелов, новое правительство должно уточнить все нюансы и решить вопросы в выгодном для нас ключе», - заявил оппозиционер.
В интервью «Москва-Баку» депутат Государственной Думы РФ Алексей Журавлев выразил мнение, насколько безоговорочно будут пресекаться Россией попытки сорвать трехстороннее Заявление.
- Для России сегодня является стратегически важной задачей безоговорочное выполнение сторонами трехстороннего Заявления по нагорно-карабахскому урегулированию. Насколько жестко будут пресекаться попытки его сорвать - как силами внутри самой Армении (потому что Баку, в отличие от Еревана, все устраивает), так и силами извне?
- Все, что заявляет президент России Владимир Владимирович Путин, имеет под собой самые веские, практически «железобетонные» основания. И это понимают все стороны нагорно-карабахского конфликта. Российская Федерация исходит из очень простого, понятного и правильного принципа: «Война – абсолютное зло, и нужно идти к миру, каким бы сложным и тернистым ни был путь к нему». При этом, выступая в качестве посредника-миротворца, мы не оказываем бесцеремонного давления на иностранные правительства, как это позволяют себе многие западные и не только западные страны. В этой связи мне очень понравилась реакция президента Азербайджана Ильхама Алиева на совершенно безответственную и провокационную резолюцию французского сената с призывом к Баку признать независимость Нагорного Карабаха и вывести свои войска из региона. Напомню, что Ильхам Гейдарович в ответ на это предложил Парижу передать армянской диаспоре во Франции город Марсель и создать для французских армян второе государство. После такого заявления азербайджанского лидера французы сразу притихли.
Россия уважает чужой суверенитет, - разумеется, до тех пор, пока этот суверенитет не превращается в агрессию, направленную против наших национальных интересов. Москва безусловно заинтересована в скорейшем решении проблемы Карабаха и активнейшим образом помогает Баку и Еревану в разработке и реализации «дорожной карты» мирного урегулирования. Помимо организации переговорного процесса, Россия направила в зону конфликта миротворческий контингент, который непосредственно помогает наладить нормальную жизнь в Карабахе. Но этот путь к миру и восстановлению добрососедских отношений Баку и Ереван должны пройти самостоятельно, руководствуясь прежде всего своей доброй волей и здравым смыслом. При деятельной поддержке России, но сами! И я категорически не советую каким-либо силам в Армении или где-то еще мешать этому процессу.
Важно и то, что Россия в своей миротворческой миссии открыта к сотрудничеству и диалогу с другими государствами. Так, 7 декабря Владимир Путин по телефону обсудил карабахский вопрос с немецким канцлером Ангелой Меркель. И вновь был сделан акцент на приоритетности решения проблем людей, пострадавших от боевых действий, а также отмечена необходимость участия специализированных международных структур в деятельности созданного Россией Центра гуманитарного реагирования. Безопасность и благополучие людей – наша основная задача.
- Мы видим очень непростую реакцию в Армении на данное Заявление, реакцию как оппозиции, так и в том числе, увы, президента страны. Достаточно обратить внимание на заявления Армена Саркисяна о том, что следующая война между Арменией и Азербайджаном будет войной искусственного интеллекта. А сегодня на встрече глав МИД России и Армении заявления министров звучали в абсолютном диссонансе: Сергей Лавров говорил о мире, о том, что Москва предпримет все усилия для создания условий совместной жизни азербайджанцев и армян в мире и согласии, а представитель официального Еревана давил на тему некой якобы существующей агрессии в адрес армян. Почему Ереван, на Ваш взгляд, как будто «по накатанной» говорит о войне, когда нужно давно вставать «на рельсы» мира?
- Глупо и безответственно махать кулаками после драки. Тем, кто сегодня в Армении говорит о «следующей войне» с Азербайджаном, не поможет даже искусственный интеллект. Понятно, что сегодняшняя внутриполитическая ситуация в Армении такова, что различные политические силы просто вынуждены соревноваться друг с другом в реваншистско-популистской риторике. К сожалению, идея войны с Азербайджаном сейчас в Армении такой же ходовой политический товар, как идея войны с Россией на Украине. И причиной тому отнюдь не позиция Азербайджана, а тот глубочайший социально-политический кризис, в который ввергла Армению ее нынешняя власть и лично премьер-министр Никол Пашинян. Серьезным же и здравомыслящим армянским политикам, истинным патриотам своей страны необходимо стремиться к миру с Баку, а заодно – к восстановлению конструктивных взаимоотношений с Москвой, к исправлению тех преступных ошибок, которые успел совершить Пашинян.
- Оппозиция Армении выдвинула кандидатом в премьер-министры Вазгена Манукяна, бывшего премьер-министра страны, экс-министра обороны во времена как раз первой Карабахской войны, одного из идеологов сепаратистского движения, присоединения Карабаха к Армении. Как Вы можете данный факт прокомментировать? Безусловно, это внутреннее дело Армении. Но за какого лидера Армении Россия выступает? И в данном случае насколько для Москвы здесь играет аспект безоговорочного выполнения любым лидером Армении Заявления, полноценного (на всех уровнях, что называется, и словами, и делами) движения Армении к миру с Азербайджаном, а не возвращение к реваншизму? Ведь Путин говорил, что любой, кто сорвет соглашение, должен понимать, что его руки будут в крови.
- Если Пашинян завел Армению в катастрофический тупик под лозунгами прозападного национал-либерализма, то теперь армянское общество рискует броситься в не менее губительную крайность, в угар милитаристского шовинизма. При этом я уверен, что абсолютное большинство армянского народа не разделяет такие экстремистские взгляды. Но именно экстремисты пытаются оседлать политическую волну в стране, как это часто бывает в подобных ситуациях. Вспомним Украину, вспомним Грузию при Саакашвили. Я призываю армянский народ не забывать, к чему приводит слепое следование за политическими проходимцами, авантюристами, экстремистами и попросту агентами чужого влияния. Эти негодяи зарабатывают политические очки, завладевают властью и деньгами, а расплачиваться потом приходится самым обычным людям. Я очень надеюсь, что Армения в конце концов придет в себя и сознательно откажется наступать на кровавые грузинско-украинские грабли как в отношениях с Азербайджаном, так и в отношениях с Россией.