AZN = 46.3 RUB
USD = 78.72 RUB
EUR = 90.31 RUB
Новости дня

A
Армения сыграет Европу. Комментарий Сергея Строканя (видео)

Решение руководства ЕС провести саммит Европейского политического сообщества в 2026 году в Армении и его долгосрочные последствия для отношений с Азербайджаном и Арменией анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»

После недавнего визита главы МИД России Сергея Лаврова в Ереван маятник внешней политики Армении снова резко качнулся в сторону «коллективной Европы». В конце мая стало известно о том, что в 2026 году именно в этой республике Южного Кавказа впервые на постсоветском пространстве пройдет саммит Европейского политического сообщества.

До встречи в Ереване, намеченной на весну будущего года, осенью этого года пройдет еще один саммит Европейского политического сообщества, на этот раз в Копенгагене.

В общем, менее чем через год Армения почувствует себя центром большой европейской политики, учитывая, что в ней соберутся десятки высокопоставленных европейских чиновников и главы государств и правительств стран ЕС.

Однако, что означает это решение руководства ЕС сделать 2026 год годом Армении в Европе, и в чем состоят его символизм, подтекст и контекст, учитывая не утихающий с начала этого года спор о том, как далеко может зайти в своей интеграции с Евросоюзом Армения, также являющаяся членом ЕврАЗэс?

Чтобы вскрыть возникающую с связи с этим новую интригу европейской политики, давайте разберемся о чем идет речь.

Итак, Европейское политическое сообщество или сокращенно ЕПС, не нужно путать с объединением, имеющим похожее название - Европейский союз или ЕС, в двери которого в январе этого года впервые постучала Армения, чем наделала немало шума в отношениях с Россией.

ЕПС был создан всего два года назад - в мае 2023 года, в качестве неформальной межправительственной организации, учреждённой для политических и стратегических дискуссий о будущем Европы. А теперь - внимание - давайте сразу скажем самое главное, а именно кому принадлежала идея создания этого объединения со всеми вытекающими из этого последствиями.

Итак, ЕПС стала политическим проектом президента Франции Эммануэля Макрона, который его и предложил.

Целью ЕПС французский лидер провозгласил создание некой площадки для координации политики всех европейских стран и развития диалога и сотрудничества в вопросах укрепления безопасности, стабильности и процветания европейского континента. В новоиспеченное Европейское политическое сообщество также вошли ряд бывших советских республик -- Армения, Украина, Грузия, Молдавия и Азербайджан. И вот счастливый лотерейный билет хозяйки саммита ЕПС неожиданно для всех вытащила Армения.

Возникает вопрос: казалось бы, кто же может выступать против широкоформатного общеевропейского диалога, против наведения мостов между Евросоюзом и остальной Европой и Евразией? Вроде бы, здравая идея. Но на самом деле, идея эта с двойным дном и мухи здесь густо замешаны с котлетами.

Как выяснилось, в Европейское политическое сообщество не включили Россию, Белоруссию, Казахстан с их огромными природными ресурсами, включая запасы углеводородов, имеющих свои амбиции и способность влиять на ситуацию в Европе.

Так что ЕПС - это не про общеевропейский диалог, это что-то совсем другое, про то, кого сочтут достойным вести диалог, а кого - нет. Хотя на таких встречах лидеры стран-участниц ЕС и государств, не входящих в этот блок, вроде как обсуждают широкий спектр вопросов: от политического диалога до вопросов экономики и безопасности, по большому счёту саммиты ЕПС сильно напоминают политические «посиделки» имени Макрона, которые с его подачи с 2023 года проводит руководство ЕС. Более того, совершенно очевидно, что это еще одна попытка изолировать Россию и ее ближайших союзников от остальной Европы.

Учитывая это, глава МИД России Сергей Лавров сдержанно, но недвусмысленно донес до Еревана позицию Москвы относительно решения провести в 2026 году саммит ЕПС в Армении. «Мы дали нашу оценку этой затее. Надеюсь, она понятна и будет воспринята с уважением», - отметил Сергей Лавров.

В выборе Армении в качестве страны-хозяйки 8-го саммита ЕПС просматривается четкий политический контекст. Фактически, Брюссель тем самым пытается решить для себя сразу несколько задач, не имеющих отношения к диалогу.

Во-первых, это новая попытка сыграть на сохраняющихся европейских амбиция Еревана, попытка снова навести тень на плетень в отношениях Армении с Россией, которые только начали выходить из затяжного периода обид и размолвок.

Во-вторых, это явно провокационное решение не только для Москвы, но и для Баку, умышленно принятое в Брюсселе еще до подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией.

Спрашивается, ну зачем нужно было так торопиться, явно ведь это смахивает на провокацию. В связи с этим неизбежно возникает вопрос - поедет ли в Ереван на саммит ЕПС президент Алиев, если до мая 2026 года мирный договор не будет подписан, должен ли будет Алиев получать приглашение в Ереван.

Согласитесь, здесь подвох на подвохе.

В-третьих, это решение - попытка руководства ЕС повлиять на внутриполитическую ситуацию в Армении, которая остается очень сложной. Подтверждением этого может служить разгорающийся у нас на глазах беспрецедентный скандал между Пашиняном и Армянской апостольской церковью и ее духовенством. Этот скандал - это история не про нарушение обета безбрачия католикосом Гарегином II, это только верхушка айсберга.

Армянская апостольская церковь стала той общественно-политической силой, продолжает продвигать карабахский проект армянской оппозиции. Эта история тянется с 2018 года, когда Никол Пашинян на волне бархатной революции в стране только пришел к власти.

Кульминацией этой борьбы могут стать намеченные на будущий год парламентские выборы в Армении. Их исход наблюдатели называют определяющим для политической траектории развития Армении, причём как на внутреннем, так и на внешнем направлениях.

Помимо влияния на процесс нормализации отношений с Азербайджаном и подписание уже согласованного проекта мирного договора с Баку, вопросами предвыборной гонки неизбежно станут отношения с Западом и Россией.

В предвыборный год Пашиняну и его партии как воздух нужна будет внешняя поддержка, в том числе и от так называемой «коллективной Европы». Поэтому решение о том, чтобы провести 8-й саммит ЕПС в Ереване - это аванс, который Евросоюз выдает армянским властям, рассчитывая, что власти в долгу не останутся.

Но здесь неизбежно всплывает вопрос о растущей цене вопроса европейской поддержки Пашиняна для развития Армении, ее внешнеполитической стратегии и стратегии безопасности.

Вынужденная не сразу признать, что полноправное членство в ЕС ей не светит и что оно вообще несовместимо с членством в ЕврАЗэс, Армения при этом все сильнее втягивается в орбиту европейской политики. Решение провести в Ереване саммит ЕПС - это часть многоступенчатого процесса.

Это проявляется не только в поставках французского оружия и укреплении оборонного сотрудничества Еревана и Парижа. До февраля 2027 года продлен мандат миссии так называемых наблюдателей Евросоюза, дислоцированных в стране на границе с Азербайджаном. Не секрет, что это никакая не гражданская, а военно-полицейская миссия ЕС в Армении, о чем не раз заявляли и в Баку, и в Москве, учитывая, что эта миссия нисколько не защищает рубежи Армении, а фактически благословляет провокации против Азербайджана и занимается сбором разведданных против Азербайджана, Ирана и России. Ее даже можно считать миссией НАТО после того как к этим «людям с биноклями» присоединились представители Канады.

«Армения не подавала в Брюссель заявку на вступление в ЕС», - заявил на этой неделе, выступая в парламенте, глава МИД страны Арарат Мирзоян, назвав политический диалог с Россией, который ведется в этом году, «очень активным». Ранее Арарат Мирзоян на совместной пресс-конференции с Сергеем Лавровым в Ереване заверил, что переговоры о вступлении Армении в ЕС не ведутся, несмотря на то, что в марте этого года парламент принял закон «О начале процесса членства Республики Армения в Европейском союзе». Так что процесс вроде как не идет, но идет.

Учитывая все это, не вызывает сомнения, что на пути к саммиту Европейского политического сообщества в Ереване мы станем свидетелями еще многих интриг неоконченного политического евроремонта Южного Кавказа, который в этом ремонте не нуждается. Как явно не нуждается в нем сама Армения.