Итоги поездки на Южный Кавказ президента Германии Франца-Вальтера Штайнмайера на фоне новых антиазербайджанских заявлений Парижа анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»
Южный Кавказ продолжает притягивать к себе ведущих европейских политиков, осознающих его растущее стратегическое значение в большой Евразии. Последним подтверждением этого стала состоявшаяся на этой неделе поездка в Ереван и Баку президента ФРГ Франк-Вальтера Штайнмайера:
Накануне прихода нового канцлера Фридриха Мерца Германия спешит подтвердить свое неформальное лидерство в Евросоюзе, а также создать себе надежные политические тылы в части постсоветского пространства, граничащем с Турцией, Ираном и южным флангом европейского континента.
Что же показала поездка президента Штайнмайера, какие выводы по ее итогам можно сделать о том, как воспринимают сегодня в Германии и Европе ситуацию на Южном Кавказе, где после распада СССР отгремели две Карабахские войны, а мирный договор между Ереваном и Баку до сих пор не подписан?
Надо сказать, что попытка максимально осложнить, если вовсе не сорвать миссию Штайнмайера, была предпринята еще до его приезда в Баку, когда небезызвестный телеканал «Дойче велле» показал провокационный документальный фильм о Карабахе, выдержанный в известных канонах антиазербайджанской пропаганды. То есть, этот фильм как бы должен был настроить аудиторию на понимание того, что по отношению к Баку и его политики возращения своих земель будут превалировать прежние подходы, старые нарративы.
Кроме того, в социальных сетях германского президента накануне его прибытия в Ереван вдруг появился флаг карабахских сепаратистов. С чего бы это?
В связи с инцидентом в МИД Азербайджана был вызван германский посол в Баку. Главе германской дипломатической миссии был выражен решительный протест и указано на то, что в Азербайджане не существует административной единицы под названием «Нагорный Карабах». До сведения немецкого дипломата было доведено, что при упоминании азербайджанских территорий Берлину необходимо исключить использование несуществующих, политически предвзятых и выдуманных названий, чтобы не испортить отношения и сохранить окно возможностей для конструктивного взаимодействия.
Развития скандала в последний момент удалось избежать после того, как канцелярия германского президента направила официальное письмо Баку, выразив сожаление в связи с этим инцидентом, который был назван «технической ошибкой».
В итоге сепаратистский флаг и провокационный пост были удален. Германская сторона поспешила заверить, что, дескать, эта была «техническая ошибка», которая не имеет никакого значения в рамках хорошо известной позиции Германии, не ставящей под сомнение территориальную целостность Азербайджана. В Берлине также отметили, что визит федерального президента в Баку призван укрепить азербайджано-германское партнёрство и поддержать мирный процесс в регионе.
Что касается того, что это в самом деле была «техническая ошибка», то лично у меня на сей счет есть большие сомнения.
Я склонен считать этот инцидент запланированной провокацией, как и фильм «Дойче велле». Это был пробный шар, призванный понять, а насколько жестко азербайджанская сторона будет реагировать в том случае, если в ходе турне Штайнмайера в Ереван и Баку будут предприняты попытки реанимировать мертвую тему принадлежности Карабаха и ставить под сомнение территориальную целостность Азербайджана.
Когда президент Германии прилетел в Ереван, ставший первым пунктом его поездки, то здесь одним из его собеседников стал Католикос всех армян Гарегин II, вспомнивший уже подзабытое и крайне токсичное для Баку слово «Арцах». Гарегин II призвал поднять вопросы прав «народа Арцаха», заговорил о «культурном наследии Арцаха» и о якобы удерживаемых Баку армянских «военнопленных». Его обращение к президенту Германию служит еще одним подтверждением того, что и фильм Дойче велле, и флаг в сториз Штайнмайера, и высказывания Гарегина II являются звеньями одной цепи.
И вот момент истины наступил во время визита германского президента в Баку и его ответов на вопросы азербайджанских журналистов на совместной пресс-конференции с президентом Ильхамом Алиевым. Азербайджанские журналисты дважды задали Штайнмайеру ключевой вопрос о том, почему же на Западе не были введены санкции против Армении, когда она оккупировала азербайджанские территории. Ведь если бы эти меры были использованы вовремя, то конфликт, возможно, был бы урегулирован гораздо быстрее.
Поблагодарив за вопрос, германский президент, впрочем, так на него прямо и не ответил, пустившись в пространные рассуждения о том, что лично он много лет занимался конфликтами на Южном Кавказе и давно знаком с отношениями между Азербайджаном и Арменией. По его словам, если посмотреть на политику правительств Германии в последние годы, то можно увидеть очень сбалансированное отношение к этому региону - как к Армении, так и к Азербайджану.
При этом заговорив о необходимости соблюдать нормы международного права, президент Штайнмайер сделал главное признание в Баку, которое нужно процитировать целиком.
«Мы очень приветствуем подготовку мирного договора и знаем, что Карабахский регион является территорией Азербайджана. Это наша позиция, и эта позиция может быть подтверждена Азербайджаном», - заявил он.
В свою очередь, президент Алиев, отвечая на вопрос немецкого телеканала ARD, указал на несостоятельность предпринимаемых сегодня на Западе попыток обвинить Азербайджан в якобы умышленном затягивании процесса подписания мирного договора с Арменией. В связи с этим Ильхам Алиев отметил, что инициатором этого процесса был Азербайджан, основные принципы будущего урегулирования тоже разработал Азербайджан. По его словам, если бы Баку не хотел подписывать мирный договор, то он поставили бы такие нереальные условия, которые Ереван просто не принял бы.
Необходимо отметить, что поездка президента Штайнмайера проходила в условиях, когда в Баку продолжается суд над бывшими руководителями сепаратистского режима в Карабахском регионе Азербайджана.
В то время как президент Штайнмайер старательно уходил от этой взрывоопасной для него темы, в дни его визита в регион этого не стал делать министр Европы и иностранных дел Франции Жан Ноэль Баро. В своем выступлении в комиссии по иностранным делам Национальной ассамблеи глава МИД Франции выступил с новыми обвинениями в адрес Азербайджана.
Он попытался снова учить Баку демократии и вмешаться в судебный процесс, потребовав освобождения карабахских сепаратистов, несмотря на то, что Баку квалифицирует их действия как военные преступления, этнические чистки, военную агрессию, пытки и другие тяжкие преступления.
Таким образом, события последних дней показали, что прежняя антиазербайджанская повестка Европы в сегодняшних условиях оказывается исчерпанной. Она по большей части становится повесткой Парижа, в то время как Берлин демонстрирует альтернативный европейский подход. Этот подход утверждает себя непросто, отказ от старых жупелов пропагандистских войн даются Европе с большим трудом, но процесс идет и его не остановить. Настоящие тяжеловесы европейской политики понимают вес и значение Азербайджана и идут ему навстречу, что и подтвердил в Баку президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.