Итоги саммита БРИКС в Казани и дебюта Азербайджана в ведущем объединении государств незападного мира подводит политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»
Президент Азербайджана Ильхам Алиев принял участие в 16-м саммите БРИКС в Казани, присоединившись к лидерам ведущих государств незападного мира, общими усилиями искавших ответы на самые острые вопросы современности.
В Казани Ильхам Алиев с первым минут оказался не просто желанным гостем, а гостем, отношение к которому было совершенно особым. Лучшей иллюстрацией этого стали даже сами обстоятельства прибытия азербайджанского лидера в столицу Татарстана, когда в воздухе его сопровождали вертолеты ВВС России. Вслед за этим последовали теплый прием прямо на аэродромном поле, где президента Алиева встречал с братскими объятьями глава республики Рустам Минниханов. В ходе состоявшихся в тот же день переговоров глав Азербайджана и Татарстана Рустам Минниханов вручил Ильхаму Алиеву орден «Дуслык» (в переводе с татарского - «дружба») - вторую по значимости награду Татарстана.
Однако это были важные, но всего лишь детали, передающие атмосферу поездки Ильхама Алиева на саммит БРИКС. Что же касается сути его визита в Казань, то она касалась новой темы - отношений Азербайджана и ведущего объединения России, Китая, Индии, Бразилии, Южной Африки и еще трех десятков государств глобального Юга.
Тема эта выглядит многообещающей, но до конца не проясненной. Еще в первой половине этого года она могла показаться чем-то экзотическим или даже фантастическим.
Но все резко изменилось в считаные месяцы.
Вначале желание Баку стать членом БРИКС было зафиксировано в принятой в июле в рамках саммита Шанхайской организации сотрудничества в Астане совместной декларации об установлении стратегического сотрудничества между Азербайджаном и Китаем. После этого уже в августе Азербайджан официально подал заявку на вступление в БРИКС.
К этому нужно добавить еще одно важное обстоятельство.
Тема отношений БРИКС и Баку, которая до этого не всплывала никогда ранее в истории независимого азербайджанского государства, получила стремительное развитие именно в год российского председательства в этом объединении.
Особый знак можно усмотреть в том, что ее бурное обсуждение началось на фоне недавнего государственного визита в Баку президента России Владимира Путина.
Вряд ли все это случайные совпадения. Есть все основания полагать, что заявка Азербайджана на членство в БРИКС «созрела» и была сделана в этом году взрывного роста этого объединения благодаря активному общению лидеров двух государств, которое не прерывается в любой политический сезон.
Учитывая краткую, но яркую предысторию того, как отношения БРИКС и Баку рванули с места в карьер, поездка Ильхама Алиева в Казань должна была прояснить многое.
Прежде всего, ответить на два ключевых вопроса.
Первый - с каким багажом, возможностями, идеями идет в БРИКС Азербайджан, что он способен дать этой организации, провозгласившей своими задачами создание нового мирового порядка, который не будет определяться диктатом Запада?
Второй вопрос, неразрывно связанный с первым - а какие дивиденды - политические, экономические, имиджевые может дать потенциальное членство в БРИКС или партнерство в формате БРИКС плюс уже самому Азербайджану? Иными словами, как отношения с БРИКС соотносятся с приоритетами внешней политики Баку и его позиционированием в мире? То есть, это будет улица с односторонним или с двусторонним движением?
Если рассуждать о том, чем БРИКС может быть интересен Азербайджану, то обращает на себя внимание на то, что страны БРИКС обладают огромным потенциалом, если взять их совокупный ВВП и ресурсный потенциал, и могут внести вклад в содействие установлению нового мирового порядка, основанного на справедливости, международном праве и равенстве государств.
В Баку считают БРИКС важной платформой для выражения позиции стран глобального Юга и повышения их влияния в международных делах. К этому нужно добавить, что Азербайджан с его многовекторной, неконфронтационной политикой, категорически не приемлющей любые проявления неоколониализма и западного диктата, де-факто давно реализует повестку БРИКС и разделяет его философию.
Тем более, что Азербайджан сделал немало для объединения стран мирового большинства в качестве председателя Движения неприсоединения, которое также добивается установления справедливого международного порядка.
В общем, получается, что еще до подачи заявки на членство Баку и раньше шел в ногу с БРИКС.
Что же касается вопроса о том, чем Азербайджан может быть интересен объединению БРИКС, то об этом рассказал в своем выступлении на заседании формата «БРИКС плюс» Ильхам Алиев. Если проанализировать потенциал и возможности Азербайджана, то Баку может стать для БРИКС одной из опорных точек на пространстве большой Евразии. Для этого есть все предпосылки, учитывая, что по состоянию на сегодняшний день, Азербайджан превратился в важный транспортный и логистический центр Евразии, на территории которого успешно функционируют все сегменты транспортных путей Север - Юг и Восток - Запад.
К этому нужно добавить, что Азербайджан может сделать весомую заявку на свой вклад в реализацию только формирующейся экологической повестки БРИКС.
Уже совсем скоро в стране пройдет глобальный климатический саммит COP29, в котором примет участие генсек ООН Антониу Гуттериш, также принимавший участие в саммите БРИКС в Казани. Надо думать, что по его итогам на площадке Баку появится много новых инициатив, работа над которыми определит ход дальнейшей борьбы за экологическую безопасность, которая должна стать безопасностью для всех, а не для избранных. Ибо планета у нас одна. В общем, будем ждать новой переклички Казани и Баку теперь уже совсем скоро - в ноябре.
И, наконец, нельзя не сказать о состоявшейся на полях саммита БРИКС новой встрече лидеров Азербайджана и Армении.
Сближения сторон по известным вопросам, остающимся камнем преткновения на пути к мирному договору, в Казани так и не произошло. Однако все, кто следил за этой встречей, не могли не заметить, что Ильхам Алиев и Никол Пашинян ведут оживленный диалог и демонстрируют желание довести работу над ним до победного конца. В целом, сама неконфронтационная атмосфера саммита в Казани располагала к диалогу. В ходе форума звучали заявления о том, что одной из задач БРИКС в будущем может стать задействование его механизмов для урегулирования международных споров и конфликтов.
Эта роль БРИКС может оказаться весьма востребованной, учитывая, что Запад, как показывает опыт Южного Кавказа и других регионов, стремится не к урегулированию конфликтов, а к использованию их для утверждения своего влияния и навязывания своей воли суверенным государствам путем откровенного диктата.
Все участники 16-го саммита БРИКС в Казани, среди которых был Ильхам Алиев, в эти дни стали свидетелями поворотного момента в истории этого объединения. БРИКС сделал самую серьезную заявку на изменение международного порядка. Но это был и поворотный момент в отношениях БРИКС и Азербайджана. Уже сегодня складываются все предпосылки для того, чтобы активным участником происходящего у нас на глазах переформатирования мира стал Баку. В общем, БРИКС плюс Баку - новая многообещающая тема, в которой видится не один, а очень много плюсов. И ни одного минуса!