Подоплеку решения Палаты представителей Конгресса США признать геноцид армян разбирает политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала «Москва-Баку»
В отношениях США с их стратегическим партнером Турцией взорвалась бомба, ударная волна и осколки которой разлетелись по всему миру. Палата представителей Конгресса США одобрила законопроект, признающий геноцидом убийство полутора миллионов армян в Османской империи 100 лет назад. Так страшная трагедия первой половины 20 века, произошедшая в давно несуществующем государстве, неожиданно напомнила о себе в 21-веке, поставив под удар сотрудничество современных государств. Они в очередной раз бросились бурно выяснять между собой, кто должен платить по счетам истории, кто должен нести и искупать ношу вины за массовые убийства, совершенные в те далекие времена, когда наши прадеды, возможно, еще не родились.
Решение американских законодателей, которое предсказуемо приветствовали в Ереване, оказалось весьма неожиданным. И вот почему.
Начнем с того, что резня в Османской империи вспыхнула в 1915 году – на следующий год после начала Первой мировой войны и продолжалась восемь лет. После Первой мировой была Вторая мировая война, был Нюрнберг, позволивший осудить нацистских преступников за преступления против человечности. А еще через три года – в 1948 году, уже после создания ООН геноцид впервые был признан международным преступлением.
Согласно общепринятому с тех времен определению, геноцид – это форма коллективного насилия, совершаемого для целенаправленного уничтожения той или иной национальной, этнической, расовой религиозной или другой группы.
Необходимо отметить, что время после Второй мировой войны вовсе не было мирным. Мало кто обращает внимание на то, что уже после Нюрнберга в мире было совершено слишком много зла, творцы которого и поныне разгуливают на свободе и остаются сильными мира сего, в результате чего ненаказанное зло растет в геометрической прогрессии. По данным ООН, за послевоенные годы на земле произошло 250 вооруженных конфликтов, в которых погибли 86 миллионов человек. Еще 170 миллионов были ранены, ущемлены в правах, лишились имущества, стали беженцами.
В Закавказье об этом, в частности, напоминают кровь Ходжалы и трагедия Карабаха в целом. Но кто-нибудь, кроме Азербайджана говорит об этом сегодня громко, на весь мир?
Если же говорить о нашем мире в целом, то вот какой парадокс: если за убийство одного человека можно надолго угодить за решетку, то ответственных за военные преступления, преступления против человечности и геноцид почему-то, как правило, обнаружить и призвать к ответу невероятно сложно.
Несколько лет назад выход, казалось, был найден: мировое сообщество договорилось создать международный механизм борьбы с преступлениями против человечности, путем создания Международных трибуналов и Международного уголовного суда.
После вынесение первых приговоров обвиняемым в геноциде на Балканах и в Руанде, казалось, процесс пошел. Но тут же и обнаружилось, что признанием многочисленных геноцидов, как это ни цинично звучит, выстроилась целая очередь. Многие народы, вспоминая свои жертвы, стали употреблять применительно к себе то самое обладающее страшной силой слово «геноцид», которое мобилизует нацию и при этом вызывает огромную волну поддержки и сострадания к ней во всем мире.
Но где та грань, которая отделяет массовое убийство от геноцида. О том, что произошло с армянами в Османской империи столетие назад, американские законодатели прекрасно были осведомлены и 20, и 30, и 50 лет назад. За эти десятилетия ничего принципиально нового про те события, радикально меняющие отношения к ним, члены Палаты представителей Конгресса США для себя не узнали.
И вот, после того как они промолчали столько десятилетий, в октябре 2019 года, американских законодателей словно прорвало: Конгресс США вдруг озаботился массовыми убийствами армян в Османской империи эпохи Первой мировой войны!
«Геноциды невозможно игнорировать, вне зависимости от того, произошли ли они в Османской империи в прошлом веке, Третьем рейхе в середине прошлого века или же в Дарфуре», -- негодовал конгрессмен Гас Билиракис, вспомнив также резню в Южном Судане.
Между тем, обращает на себя внимание, что вместе с резолюцией по геноциду армян, Палата представителей Конгресса США в тот же день, с интервалом всего в несколько часов приняла еще одну резолюцию, призывающую президента США Дональда Трампа ввести санкции против Турции за ее операцию в Сирии и покупку российских систем С-400.
Принятием сразу двух антитурецких резолюций контролирующие Палату представителей демократы бросили новый вызов президенту Дональду Трампу, который ранее распорядился снять с Анкары санкции за операцию в Сирии.
Учитывая то, что обе антитурецкие резолюции явно шли в комплекте, неужели хоть один человек всерьез способен поверить в то, что в нижней палате Конгресса США в самом деле вдруг взяли и озаботились темой уничтожения армян в Османской империи? Конечно же, нет. Контролирующие Палату представителей демократы просто искали способ сделать что-то в пику президенту Трампу, который буквально накануне заявил о намерении снять санкции с Турции. Коль скоро Трамп хочет помириться с Турцией, нужно этому помешать. Нужен сильный ход, который взорвет ситуацию. А какое средство может быть сильнее, чем соль, насыпанная в растревоженные исторические раны? И когда американским законодателям подвернулась армянская тема, они конечно же, за нее ухватились: вот это то, что нужно!
Так необычайно сложная, требующая тщательного международного расследования тема преступлений в Османской империи, совершавшихся ведь не только против армян, но и против турок стала мелкой разменной монетой во внутриполитической борьбе в США.
Очевидно, что от этой игры в признание геноцида армян на версту разит банальной политической конъюнктурой. «Это позорное решение тех, кто использует историю в политике», -- определил ситуацию глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу.
В свою очередь, в администрации президента Азербайджана напомнили о том, что Армения не принимает предложение Турции о расследовании событий того периода совместной исторической комиссией.
Те же, кто еще способен поверить в то, что американские политики всерьез озаботились этой темой, будут разочарованы и очень скоро. Не вызывает сомнения, что не имеющая юридической силы резолюция нижней палаты Конгресса не пройдет верхнюю палату – Сенат, где большинство принадлежит сторонникам президента Трампа – республиканцам.
Не даст ей зеленый свет и сам президент Трамп.
На этом вся эта история закончится, перессорив государства и подлив яду в их и без того непростые отношения.
А если бы не было турецкой операции «Источник мира», начатой на Севере Сирии в прошлом месяце и закупки Анкарой российских ракетных комплексов С-400, то не было бы и желания покарать за нее президента Эрдогана.
В этом и состоит смысл всей этой истории в сухом остатке.
В заключении остается добавить, что стремление добиться исторической справедливости остается мощным средством борьбы за наказание тех, кто развязывал войны и конфликты, совершал акты геноцида и этнические чистки.
Но игры с геноцидом столь же опасны, как игры с огнем.