AZN = 58.75 RUB
USD = 99.87 RUB
EUR = 104.23 RUB

A
Что скажет Строкань: «Армения без Никола» и без мира (видео)

Что скажет Строкань: «Армения без Никола» и без мира (видео)

06.05.2022 15:41

Угрозы и риски для Южного Кавказа в случае неконституционной смены власти в Армении анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку» 

Протесты в Армении, продолжающиеся со второй половины апреля, в первые майские дни подошли к критической точке, которая не сегодня-завтра может стать для их участников и властей страны точкой невозврата. Начав свои акции гражданского неповиновения вскоре после подписания трехстороннего заявления лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 года, за последние полтора года противники Никола Пашиняна, добивающиеся его ухода, казалось бы, еще никогда не были так близки к успеху, как в эти майские дни. 

Эти дни стали для Армении не длинными праздниками, а временем колоссального внутреннего напряжения и борьбы. Уже каким по счету обострением или потрясением в истории независимого армянского государства, остающегося самой неспокойной и непредсказуемой республикой Южного Кавказа. Это делает все более трудной задачей попытку ответить на главный вопрос: что будет с находящейся в таком революционном или предреволюционном состоянии страной, а также ее отношениями с соседями и со всем внешним миром. Причем не только в ближайшие дни и месяцы, но и спустя годы, и на каком фундаменте можно строить эти отношения. 

Пожалуй, самой яркой иллюстрацией событий первой майской недели в Ереване стала толпа, идущая на штурм Министерства иностранных дел Армении с отчаянно карабкающимся по стене человеком, который пытается водрузить над зданием знамя непризнанного Нагорного Карабаха. Вот такие буря и натиск в ответ на призыв Никола Пашиняна немного снизить планку ожиданий в вопросе о статусе Нагорного Карабаха. 

Посыл здесь просматривается такой: вы, власти, пытаетесь снизить ожидания, а мы поднимем знамя Карабаха как можно выше, и оно станет нашим знаменем будущей победы. Вот только над кем и что это будет за победа? Победа над зданием МИД? 

А еще символом этих дней, проходящих под лозунгом «Армения без Никола», стала не поливальная машина, как в Москве, приводящей себя в порядок после зимы, а бетономешалка. Как оказалось - это идеальное средство для того, чтобы блокировать движение на центральных магистралях армянской столицы. Пригнал несколько машин - и улицы встали. 

При этом бетономешалка, но только в работающем на максимальных оборотах состоянии, если вдуматься - это образ того, что происходит внутри армянской политики, перемешивающей прошлое и настоящее, понятия и смыслы, чтобы получить бетон для какого-то нового государственного строительства после смены власти. 

Не случайно один из лидеров протестного движения этих дней бывший вице-спикер парламента Ишхан Сагателян заявил, что Армения должна избавиться от Никола Пашиняна, поскольку его правление, якобы, угрожает государственности страны. 

Чем закончится это противостояние, хватит ли у оппозиции на этот раз достаточного числа закаленных уличных бойцов, чтобы смести полицейские кордоны и захватить парламент и правительственные здания или взять их в осаду, выкуривая оттуда или беря измором команду Пашиняна? 

Произойдет ли в стране в эти дни смена власти неконституционным путем или это всего лишь агония - не знает никто. Армянская политика не раз подтверждала свою непредсказуемость, а Никол Пашинян демонстрировал удивительную способность к политическому выживанию. Оппозиция уже говорит об армянском премьере в прошедшем времени, заявляя о том, что власть перешла к улице. 

Пока это попытка выдать желание за действительное. Однако если представить, что новая уличная революция в Ереване в эти дни и недели все же увенчается успехом, какое новое окно возможностей откроется перед Арменией после очередной коренной ломки и смены ее руководства? 

Нельзя не признать - в основе попыток сместить Никола Пашиняна лежит сохраняющаяся неготовность психологически смириться с итогами второй карабахской войны и стремление попытаться отмотать время назад. Обвиняя во всех бедах и просчетах, а точнее в национальном предательстве действующего армянского премьера, оппозиция пытается обнулить или перечеркнуть те договоренности, которых за последние полтора года Никол Пашинян уже достиг или собирается достичь с руководством Азербайджана, а также российским президентом Владимиром Путиным и лидерами стран Запада. 

Напомним, что политический проект лидеров Армении и Азербайджана, поддержанный Москвой в заявлении от 9 ноября 2020 года и, судя по всему, не вызывающий возражений Запада, состоит в том, чтобы добиться долгосрочной нормализации между бывшими непримиримыми врагами. 

Будущие договоренности предусматривают разблокирование транспортных коммуникаций и выход страны из экономической изоляции путем включения в интеграционные процессы в рамках шестистороннего механизма сотрудничества (Россия, Турция, Иран, Азербайджан, Армения, Грузия). 

Однако армянская оппозиция этот проект отвергает, считая предлагаемые договоренности с Азербайджаном предательством. Ее главным оружием - политическим ломом, против которого не должно быть приема, становится вопрос о статусе Карабаха. 

Призвав снизить планку ожиданий в этом вопросе, Никол Пашинян просто обнародовал последнюю версию позиции международных посредников в армяно-азербайджанском урегулировании. Она состоит в том, что ни Россия, ни Запад больше не намерены педалировать вопрос о статусе Нагорного Карабаха, который не раз и не два взрывал ситуацию в регионе и становился непреодолимым препятствием на пути движения к мирным договоренностям между Ереваном и Баку. 

Таким образом, Никол Пашинян лишь сообщил, что максималистская по своей сути идея независимости Нагорного Карабаха или демонстративного отказа от его вхождения в состав Азербайджана не пользуется поддержкой руководства ведущих мировых держав. Единственным проводником этой идеи остается армянская диаспора, но ее ресурсов недостаточно для того, чтобы и дальше поддерживать эту угасающую тему наплаву. 

В этой ситуации остается неясным, каких стратегических целей, кроме удовлетворения собственных амбиций и наказания того, кого они считают виновным в военном поражении осенью 2020 года, могут добиться лидеры армянской оппозиции. 

Дивиденды не просматриваются, а вот угрозы и риски возрастут многократно, и тогда угроза армянской государственности может стать уже не вымышленной, а реальной. 

Начнем с того, что отказавшись от прежних договоренностей, достигнутых при Николе Пашиняне, Армения предстанет недоговороспособной в глазах всех партнеров, с таким трудом вырабатывавших проект долгосрочного мира на Южном Кавказе - прежде всего, в глазах Москвы и Баку. 

Зачем о чем-то договариваться и делать и дальше ставку на дипломатию, если в определенный момент достигнутые договоренности с Арменией вдруг перестанут действовать? 

Кроме того, односторонний отказ от прежних договоренностей - если представить, что это произойдет - может вынудить пойти на ответные решительные меры Азербайджан, который тогда будет считать, что у него развязаны руки. 

Напомним, что военно-политическое решение проблемы Карабаха было принято Баку осенью позапрошлого года после коллапса дипломатии. И сегодня президент Алиев неслучайно называет нынешние переговоры с Арменией последним шансом на мир. Если он будет упущен – что опять война? Понимают ли это те, кто раскачивают ситуацию на улицах.

Так что выдвигая лозунг «Армения без Никола», его противники должны в полной мере осознать, что он неизбежно потянет за собой много разных «без». Утратив стратегию развития и появившуюся перспективу выхода из экономической изоляции, Армения все равно уже не оторвет от Азербайджана Карабах. Но при этом она лишится главного - исторического шанса на долгосрочное урегулирование с Баку. И тогда это уже будет стратегия «Армения без Никола и без мира».