Подоплеку резкой активизации российско-азербайджанских контактов на фоне резкого обострения отношений Еревана и Баку разбирает политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала "Москва-Баку"
Последняя неделя лета зафиксировала новый температурный рекорд в российско-азербайджанских отношениях, продемонстрировав их высокий политический градус и теплоту личного общения ведущих политиков двух стран. Весьма символично, что первый официальный визит в Москву нового главы МИД Азербайджана Джейхуна Байрамова совпал с поездкой в Баку российского министра обороны Сергея Шойгу, который был принят президентом страны Ильхамом Алиевым и провел переговоры с главой оборонного ведомства Азербайджана Закиром Гасановым.
Визит в Москву Джейхуна Байрамов, назначенного на свой пост всего полтора месяца назад, приобрел особое значение в связи с последними драматичными событиями как в зоне армяно-азербайджанского конфликта, так и в самом Азербайджане.
По горячим следам самого серьезного с 2016 года обострения армяно-азербайджанского конфликта президент Азербайджана Ильхам Алиев поставил жесткие нелицеприятные вопросы перед дипломатической службой, признав ее работу неэффективной, пассивной и неспособной в полной мере отстаивать национальные интересы страны, после чего и произошла смена руководства министерства.
Учитывая это, визит Джейхуна Байрамова в Москву не был всего лишь рутинной поездкой или просто визитом вежливости. Российской стороне было принципиально важно как можно раньше увидеть новое лицо азербайджанской внешней политики. Было важно почувствовать настроения и происходящую смену акцентов в Баку, когда его отношения с Ереваном продолжают стремительно деградировать, а угроза большой войны в Закавказье становится все более реальной.
Поэтому в программу визита Джейхуна Байрамова вошли встречи и переговоры не только с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым, но и с вице-премьером Алексеем Оверчуком и вице-спикером Совета Федерации Ильясом Умахановым. Заметим, что это был довольно редкий случай для мировой дипломатической практики, когда главу МИД принимали на столь высоком уровне, причем руководство как исполнительной, так и законодательной власти.
В свою очередь, для Джейхуна Байрамова было важно показать, что значит для Азербайджана и для него лично Москва – город, о котором в ходе визита он говорил с таким трепетным чувством, как, наверное, не говорил бы ни один другой министр иностранных дел из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Впрочем, в интервью российскому агентству ТАСС он не только рассказал о том, как любит гулять по московским улицам, но и дал понять, что приехал в российскую столицу для того, чтобы придать дополнительную динамику стратегическому партнерству России и Азербайджана.
Уже перед самым началом переговоров с Сергеем Лавровым Джейхун Байрамов напомнил о том, что между нашими странами действует более 200 соглашений и при этом еще около 50 соглашений находятся на стадии проработки, охватывая очень широкий спектр вопросов: политические, экономические, и гуманитарные связи.
Впрочем, для российских политиков, дипломатов и экспертов главную интригу составлял вопрос о том, как именно новый глава МИД продемонстрирует новый наступательный характер азербайджанской внешней политики.
Просмотрев итоговую пресс-конференцию Джейхуна Байрамова и Сергея Лаврова, могу лично засвидетельствовать: азербайджанский МИД в самом деле, заговорил более четко, уверенно, жестко и откровенно, без всяких вокруг да около, называя вещи своими именами, как бы нелицеприятно это ни звучало. В Москве Джейхун Байрамов говорил о наболевшем, прекрасно понимая, что здесь его внимательно выслушают, и не только не перебьют, но и попытаются понять и поддержать. «Армянская сторона пытается закрепить результаты своей военной агрессии, а переговорный процесс затянуть и свести к решению второстепенных задач. Мы же считаем необходимым сконцентрироваться на решении первостепенных задач», -- заявил он в интервью агентству ТАСС.
Позднее, на пресс-конференции с Сергеем Лавровым новый глава МИД Азербайджана заговорил о причинах конфликта в Нагорном Карабахе и о том, что происходит сегодня непосредственно на армяно-азербайджанской границе.
Для присутствовавших на пресс-конференции журналистов это была уникальная возможность услышать это из первых уст, а не через какие-то бесчисленные телеграм-каналы, ютюб, соцсети или анонимные источники. Обращает на себя внимание, что интонации Джейхуна Байрамова были на порядок более жесткими и эмоционально окрашенными, по сравнению с обтекаемыми формулировками его предшественника Эльмара Мамедъярова, который нередко пытался искать позитив там, где им даже и не пахло. Новый глава МИД Азербайджана напомнил, что Армения не только оккупирует 20% территории его страны, но и активно заселяет эти территории этническими армянами из соседних регионов, что, по его словам, «подрывает мирный процесс».
Для российских журналистов эта тема стала новой. Кроме того, Джейхун Байрамов прямо обвинил нынешнее армянское руководство в стремлении поддерживать напряженность на границе с Азербайджаном путем «запланированных провокаций, чтобы отвлечь внимание от нарастающих проблем внутри самой Армении. «Последняя такая провокация была совершена 23 августа. Атака армянской разведгруппы была отбита, ее командир был взят в плен», -- сообщил сенсационную новость Джейхун Байрамов. А ведь до его приезда об этом, как и о переселении в Карабах армян с Ближнего Востока, а также о недавней гибели 76-летнего мирного жителя азербайджанского села в приграничной зоне, в Москве вряд ли кто-то знал.
Отвечая на вопрос российского информационного портала "Москва-Баку" о перспективах карабахского урегулирования, Джейхун Байрамов сообщил о том, что возглавляемому им ведомству «нужны субстантивные переговоры, а не имитация процесса». При этом главной задачей он назвал выполнение принятых еще в 90-е годы четырех резолюций Совбеза ООН, в частности, предусматривающих деоккупацию азербайджанских земель и решение проблемы беженцев. Напомним, что ни в одном заявлении ни премьер-министра Армении Никола Пашиняна, ни главы МИД Армении Зограба Мнацаканяна эти резолюции сегодня не упоминаются, словно их и не существует.
Российский министр, судя по всему, понял своего нового азербайджанского коллегу. «Согласен, что нужно разговаривать, руководствуясь резолюциями Совбеза», -- сказал Сергей Лавров, который также считает, что никому не нужны «переговоры ради переговоров». По словам Сергея Лаврова, как страна-сопредседатель Минской группы ОБСЕ, занимающейся урегулированием карабахского конфликта, Россия будет содействовать созданию условий для скорейшего возобновления переговорного процесса. Он выразил надежду, что уже этой осенью сопредседатели Минской группы посетят Баку и Ереван и возможно, будут способствовать налаживанию контакта между главами МИД Армении и Азербайджана. Впрочем, по словам российского министра, до начала переговоров необходимо нормализовать ситуацию на границе Армении и Азербайджана. Принципиально важным стало прозвучавшее уточнение Сергея Лаврова, что Россия, как и сопредседатели Минской группы ОБСЕ, выступает против изменения формата переговоров, а также считает принципиально важным сохранять приверженность согласованным ранее базовым принципам урегулирования конфликта.
Весьма символично, что поездка Джейхуна Байрамова в Москву совпала с визитом в Баку министра обороны России Сергея Шойгу, который был тепло принят президентом Алиевым в его резиденции «Загульба», а также принял участие в открытии международных армейских игр «Кубок моря» и провел переговоры с министром обороны Азербайджана Закиром Гасановым.
Обсудив с российским министром ситуацию на границе с Арменией, региональную безопасность и вопросы военно-технического сотрудничества, как и Джейхун Байрамов в Москве, Закир Гасанов говорил о наболевшем. О том, что, по его словам, армянская сторона создает напряженность на границе, а также предпринимает действия, направленные на «подрыв отношений между Азербайджаном и странами СНГ».
В свою очередь, Сергей Шойгу признался, что в Москве с большой тревогой следят за ситуацией на армяно-азербайджанской границе и рассчитывают на скорейшую деэскалацию, а также пообещал, что военно-техническое сотрудничество двух стран выйдет на новый уровень.
Когда зашел разговор о последних поставках российского оружия Армении, вызвавшее серьезную озабоченность в Азербайджане, Шойгу поспешил заверить азербайджанскую сторону, что это никак не направлено против Баку.
Впрочем, самое главное заявление в Баку, которое можно считать послесловием к визиту российского министра, касалось роли России в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. Определяя эту роль, Закир Гасанов особо отметил, что «Россия, как и все международные организации, признает территориальную целостность Азербайджана и с уважением относится к независимости и суверенитету нашей страны».
Таким образом, два перекрестных визита представителей высшего руководства России и Азербайджана создали уникальную ситуацию: переговоры о стратегическом партнерстве двух стран, а также непростой разговор о все более конфликтных для Баку отношениях с Ереваном и коллапсе карабахского урегулирования шли одновременно на московской и бакинской площадках.
Судя по всему, стороны услышали и поняли друг друга, у кого что болит, как и подобает стратегическим партнерам.
А это самое главное.