Российско-азербайджанское сотрудничество, развивающееся вопреки санкциям Запада против Москвы, разбирает политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»
Сергей Лавров посетил Тегеран и Баку. Визиты в Иран и Азербайджан были разными сюжетами, но имели что-то общее и перекликались между собой. Регион-то один, а география определяет многое.
Впрочем, на этот раз дело было не только в географической близости, которая заставляет думать о том, что есть страны, которым на роду написано взаимодействовать и сотрудничать, поскольку они соседи. Как Иран с Азербайджаном, являющиеся с Россией соседями по региону Южной Кавказа.
Самое главное состоит в том, что после начала российской спецоперации на Украине любой международный визит с участием российских представителей - это больше, чем визит. Это испытание на прочность и для самой России, и для ее партнеров.
Разговор об этом Сергей Лавров неслучайно начал еще на пути в Баку, находясь в Тегеране. Он напомнил, что у партнеров России в регионе «возникает объективная необходимость перенастроить свои экономические связи таким образом, чтобы не зависеть от причуд и капризов наших западных партнеров».
Впрочем, партнер партнеру рознь. Кто-то продолжает сотрудничать с Москвой, но делает это как-то пугливо, опасливо, озираясь по сторонам - а не влетит ли за это от Америки? Не лучше ли торговать с Россией, но по-тихому или вполсилы. И делать заявления о том, что мы санкции не нарушаем. Так что не порите нас, американцы, санкционным ремнем.
Не думают, потому что прекрасно знают: в случае с Азербайджаном - богатом углеводородами стратегическом перекрестке нескольких регионов - это будет себе дороже.
Вот только одна деталь. В первом полугодии этого года Азербайджан резко увеличил закупки российской пшеницы.
В целом, на Россию пришлось более 95% ее импорта.
Добавим к этому, что после ухода западных компаний и западной продукции с российского рынка в последние месяцы многократно возросло значение торговых отношений и многостороннего регионального сотрудничества с участием России, Азербайджана, Турции и Ирана. Это как раз то, о чем собственно, Сергей Лавров говорил в Тегеране. Соответственно, резко актуализировалась, в том числе для России, необходимость открытия новых логистических маршрутов, в том числе, ведущих через Азербайджан. Сейчас это становится просто-таки кричащей необходимостью, злобой дня. Весьма символично, что в этом вопросе стратегические интересы Москвы и Баку полностью совпадают - скорейшее решение вопроса разблокирования Зангезурского коридора, открытие его без всяких там отговорок, фобий, без всяких политических тараканов не могло не стать одним из сюжетов переговоров Сергея Лаврова в Баку.
В целом, особое значение именно этого визита российского министра в Баку состоит в том, что это были первые переговоры высокого уровня после достигнутых в феврале договоренностей о союзническом взаимодействии двух стран.
Так сложилось, что Декларацию о союзническом взаимодействии Владимир Путин и Ильхам Алиев подписали 22 февраля, то есть, всего за два дня до начала российской военной операции на Украине. После этого отношения России со многими странами рухнули, или пошатнулись, покосились.
Но вот отношения с Азербайджаном, которые были подняты до уровня союзнических, не заметили этого страшного геополитического подземного удара. Даже не шелохнулись. Азербайджан не дрогнул и не предал и никогда не предаст.
Но при этом, будем откровенны: есть вопросы, вызывающие растущую озабоченность азербайджанской стороны, и Баку не может не обсуждать их с Москвой. Это не могло не быть предметом переговоров Сергея Лаврова с главой МИД Азербайджана Джейхуном Байрамовым и президентом страны Ильхамом Алиевым. Эти озабоченности касаются реализации трехстороннего заявления от 10 ноября 2020 года об урегулировании армяно-азербайджанского конфликта.
Накануне визита Сергея Лаврова в Баку ситуация в зоне конфликта вновь обострилась. По сообщению Минобороны Азербайджана, подразделения армянских вооруженных сил обстреляли позиции азербайджанской армии в Лачинском и Кельбаджарском районах. Наибольшее беспокойство Баку вызывает невыполнение 4-го пункта трехстороннего заявления от 10 ноября 2020 года, который предусматривает вывод армянских вооруженных формирований из Карабаха одновременно с размещением здесь российского миротворческого контингента.
Чего же ждет в этой ситуации от России азербайджанская сторона? Баку исходит из того что после второй карабахской войны территориальная целостность Азербайджана восстановлена и теперь рассчитывает, что российская миротворческая миссия будет способствовать следующему шагу - установлению полного административного контроля Баку над этой территорией, с учет интересов армян, готовых остаться гражданами Азербайджана.
В общем, российско-азербайджанские отношения - улица с двусторонним движением, и есть все основания полагать, что Москва поймет Баку так же, как Баку понимает Москву.
Так было уже не раз и так будет всегда.