AZN = 55.48 RUB
USD = 94.32 RUB
EUR = 100.28 RUB
Новости дня

A
Что скажет Строкань: Карабахский мир для двоих (видео)

Беспрецедентную активность международных посредников в армяно-азербайджанском урегулировании на фоне нового обострения в зоне конфликта и перспективу подписания мирного договора между Ереваном и Баку анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»

После шестимесячной паузы процесс мирного урегулирования на Южном Кавказе вышел из ступора и с невиданной скоростью понесся с места в карьер.

Вслед за развившим бурную активность госсекретарем США Энтони Блинкеном, в начале мая пригласившим глав МИД Армении и Азербайджана Арарата Мирзояна и Джейхуна Барамова на переговоры в Арлингтон, уже 14 мая глава Европейского совета Шарль Мишель в Брюсселе проведет встречу президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна.

Всего через две недели после этого - 1 июня, лидеры двух стран встретятся снова, на этот раз на полях саммита Европейского политического сообщества в Кишиневе. Здесь к ним уже присоединятся президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Олаф Шольц, вдруг загоревшиеся не посещавших их ранее активным желанием мирить Ереван и Баку.

Кроме того, в ближайшее время главы МИД Армении и Азербайджана должны встретиться в Москве, которая изначально позиционировала себя архитектором будущего исторического примирения двух соседних государств, способствовав подписанию трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года.

На сегодняшний день это единственный существующий документ, который, несмотря на разночтения в его трактовке, остается дорожной картой к долгосрочному миру.

О чем все это говорит, как понимать невиданный ранее вихрь этой геополитической активности вокруг Южной Кавказа?

Интенсивность контактов на самом высоком уровне, в которые вовлекается все большее число международных посредников, и происходящую концентрацию дипломатических усилий вокруг многострадального армяно-азербайджанского урегулирования в эти дни и недели воистину можно считать беспрецедентными. Согласитесь, что ничего подобного не происходило ни после первой, ни после второй Карабахской войн.

Более того, не одно десятилетие старейший конфликт на постсоветском пространстве, зарождавшийся в недрах доживавшего последние годы СССР, находился где-то на периферии международной дипломатии.

Урегулировать его было поручено так называемой Минской группе ОБСЕ - одному из самых пассивных и бесполезных образований международной дипломатии.

И вдруг произошла столь резкая смена декораций, которая, впрочем, пока не стала сменой вех.

В связи с этим возникает ключевой вопрос: каким будет финиш этого дипломатического марафона, не станет ли он еще одним фальстартом, когда наблюдаемый сегодня грандиозный замах не оправдает надежд и окажется ложным?

Тем более, что на этой неделе появились новые тревожные новости о столкновениях и перестрелках. Армянская сторона объявила о ранении четырех военных, азербайджанская — о гибели одного и ранении еще одного военнослужащего.

Никол Пашинян поспешил расценить произошедшее как попытку «обнулить прогресс, зафиксированный в США» и сорвать переговоры в Брюсселе и Кишиневе. В общем, в зоне конфликта, как видим, в воздухе по-прежнему витают раскаленные искры.

И тем не менее, на этой неделе, когда непогашенный конфликт унес жизнь еще одного шехида, после чего снова вздрогнула вся страна, глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов на встрече с новым послом Индии в Баку сделал особый акцент на том, что Азербайджан не видит альтернативы миру в регионе и полон решимости продолжать усилия по подписанию большого мирного договора с Ереваном.

При этом, несмотря на наблюдаемую запредельную дипломатическую активность стороны по-прежнему находятся в переговорном тупике. Главный камень преткновения - вопрос о том, какое будущее уготовано той части Нагорного Карабаха, которая все еще не контролируется Баку.

Как будет происходить ее реинтеграция в состав Азербайджана, где от международных посредников требуют больше не использовать определение «Нагорный Карабах», а говорят именно о «карабахском экономическом регионе» азербайджанского государства?

Это вопрос - по прежнему не разрубленный гордиев узел.

Кроме того, азербайджанскую сторону коробит от продолжающихся рассуждений об особом «народе Нагорного Карабаха» и предложения вести какие-то переговоры между Ханкенди и Баку. В Баку настаивают, что особого народа Нагорного Карабаха, как и самого Нагорного Карабаха, не существует, а есть живущие здесь представители армянского меньшинства, которые должны либо согласиться с предложением признать себя гражданами Азербайджана, либо уехать в то государство, гражданами которого они себя считают.

Не может же человек не иметь никакого гражданства, а Карабах - это Азербайджан.

Исторические страхи и фобии невероятно живучи, тем более, если их целенаправленно подогревают местные политики, пытающиеся любой ценой сорвать долгосрочное урегулирование.

В связи с этим многих живущих здесь армян не устраивает перспектива стать обладателями паспортов граждан Азербайджана. Она кажется им крушением жизненных основ и прыжком в пропасть.

И, тем не менее, несмотря на все это, повод для оптимизма, и отнюдь не беспочвенного, есть. Не раскрывая деталей, обе стороны говорят о прогрессе. Примечательное заявление сделал на днях секретарь Совбеза Армении Армен Григорян: «В переговорах есть известный принцип – пока все не согласовано, ничего не согласовано. Думаю, что к этим переговорам нужно подходить с этой точки зрения».

Главное же состоит в том, что и для Ильхама Алиева, и для Никола Пашиняна большой мирный договор может стать тем активом, который позволит им стать уже не хранителями хрупкого статус-кво, а активными со-авторами новой постсоветской истории Южного Кавказа.

Выступая 10 мая в Шуше с обращением к нации по случаю 100-летия со дня рождения его отца, архитектора независимого азербайджанского государства Гейдара Алиева, Ильхам Алиев напомнил, что «увидеть Карабах освобожденным было главной мечтой Гейдара Алиева и азербайджанцев всего мира».

«Мы исполнили эту мечту, мечту азербайджанского народа. 8 ноября 2020 года навечно войдет в историю», - напомнил соотечественникам действующий президент Азербайджана.

Таким образом, есть все основания полагать, что большой мирный договор может и должен стать кульминацией «Года Гейдара Алиева», отмечаемого в связи с его столетним юбилеем.

В свою очередь, Николу Пашиняну, которому большую часть своего правления приходилось преодолевать сопротивление сторонников военного реванша после поражения во второй Карабахской войне, подписание мирного договора с Баку позволит сделать то, что не смог сделать ни один из его предшественников.

А именно, снять тяжелые гири Карабахского конфликта, привязанные к ногам независимого армянского государства и сковывающие его развитие. В одном из своих недавних выступлений в парламенте армянский премьер заявил, что мирное соглашение между двумя странами станет реальностью, если они признают территориальную целостность друг друга и обязуются никогда не предъявлять друг другу территориальных претензий.

Никол Пашинян также призвал армянских политиков осознать тот факт, что Азербайджан уже стал энергетическим и логистическим перекрестком региона.

По его словам, эта ситуация открывает новые возможности и для Армении, поскольку Южный Кавказ, «сам по себе большой перекресток». «В этом контексте мир и стабильность в регионе могут стать консенсусом между Западом и Российской Федерацией», - отметил армянский премьер.

Мы должны понимать, что есть шаги, которые должны сделать только два лидера и никто иной. Не надо переоценивать магию переговорных площадок. Какими бы они ни были, в конечном итоге важно то, чем руководствуется и чего ждут те, кто на эти площадки приехал. Лидеры Азербайджана и Армении уже не раз давали понять, что они готовы двигаться к долгосрочному урегулированию.

Все это означает, что с заключением большого мирного договора для руководителей двух стран миссия выполнима, хотя она и потребует от каждого из них огромной политической воли.

Настало время творить новую историю Южного Кавказа.