Противостояние в Белоруссии, вызванное несогласием оппозиции с итогами президентских выборов, и его главные уроки для постсоветского пространства разбирает политический обозреватель Сергей Строкань - специально для "Москва-Баку"
Первая неделя после состоявшихся в Белоруссии 9 августа президентских выборов оказалась предельно бурной, заставив весь мир в какой-то момент даже переключиться с американских выборов на белорусские. Страсти вокруг происходящего в Минске не утихают, громкие политические заявления следуют одно за другим, социальные сети переполнены кадрами уличного противостояния митингующих с силами порядка, в ходе которого полиции приходится применять светошумовые гранаты, водометы и резиновые пули. Белорусский водоворот втягивает в себя мировые и региональные державы, которые вынуждены срочно определять свое отношение к самому серьезному потрясению в истории независимого белорусского государства. При этом с особым вниманием за белорусским кризисом следят в бывших советских республиках, задаваясь одним и тем же вопросом: почему все это произошло у них и может ли такое случиться у нас?
Лидеры государств СНГ предсказуемо оказались в первых рядах тех, кто поздравил президента Лукашенко с победой, тем самым подтвердив, что Содружество остается для них общим «клубом по интересам», в котором солидарность, как и взаимовыручку никто не отменял. В тот же день, что и Владимир Путин, Александра Лукашенко поддержал президент Азербайджана Ильхам Алиев, пожелавший ему успехов в работе на благо белорусского народа и развития страны. «Подчеркнув успешное развитие дружественных отношений между нашими странами на основе стратегического партнерства в различных областях, главы государств выразили уверенность в том, что наши отношения будут и дальше расширяться», -- сообщила пресс-служба Ильхама Алиева. Белоруссию и Азербайджан в самом деле сегодня связывает многое. Это не только работа в общих структурах СНГ, не только торгово-экономическое и военно-техническое сотрудничество, позволяющее Баку закупать у Минска современные вооружения. Это и активное неприятие «цветных революций». То есть, смещения законной власти неконституционным путем, путем раскачивания ситуации в стране до тех пор, пока власть не дрогнет, не уступит, не обратится в бегство, после чего на вершину политического Олимпа взойдет некий «выразитель чаяний народных масс».
Последней на данный момент «цветной революцией» на постсоветском пространстве, напомним, была революция 2018 года в Армении, которая привела к власти уличного лидера Никола Пашиняна.
Любопытно, что уже в качестве не пламенного революционера, а главы армянского правительства, Никол Пашинян в эти дни поддержал в Белоруссии не таких же революционеров, а белорусскую власть. Тем самым он как бы давал понять: одно дело, когда ты бегаешь по улицам и кричишь в мегафон, зовя своих сторонников на баррикады. И совсем другое дело, когда ты сидишь в кресле того, кого ты сверг и теперь думаешь о том, как удержать и консолидировать свою власть, убирая с политической поляны своих оппонентов.
Это обстоятельство, кстати, не осталось незамеченным белорусской оппозицией, лидерам которой из чувства самосохранения пришлось врассыпную бежать за границу – кто куда. Вот фрагмент интервью российской газете «Коммерсант» несостоявшегося кандидата в президенты Валерия Цепкало, который уже побывал в Москве, Киеве, странах Европы, и по его словам, теперь собирается выступить в Конгрессе США и в парламентах разных стран мира.
Вопрос журналиста: «Вас не удивила позиция Армении? Ее премьер Никол Пашинян сам пришел к власти путем бархатной революции и так быстро поддержал Александра Лукашенко, который к тому же продает оружие Азербайджану». Ответ: «Вот это да! (Смеется) Это очень странно. Думаю, вопрос не ко мне. На самом деле, для нас позиция Армении вторична, если не сказать — третична. Для нас принципиальна позиция наших соседей, прежде всего России».
Впрочем, вернемся к Белоруссии и Азербайджану, ибо между ситуациями в двух странах есть существенные, принципиальные различия, о которых сказать пока не успели. Одно из главных таких различий – это отношение к России.
Парадокс ситуации состоит в том, что, несмотря на строительство союзного государства Белоруссии и России, казалось бы, предполагающее самую тесную интеграцию и строительство отношений, которые называют «братскими», гораздо более ровными, поступательными, предсказуемыми и наконец, ориентированными на стратегическую перспективу, остаются отношения Москвы и Баку, а не Москвы и Минска.
Поскольку отношения Москвы и Минска уже не один месяц, если не год, продолжает нешуточно трясти, бросает то в жар, то в холод, причем все сильнее и сильнее.
События, предшествовавшие президентским выборам в Белоруссии и то, что произошло уже после них, выявили это в полной мере. Вначале, еще до выборов, произошла бредовая история с арестом в Минске 33 россиян, которых заподозрили в подготовке какого-то заговора, потом заговорили еще о какой-то диверсионной группе, которую якобы еще предстоит поймать. Новости из Минска, приходившие в Москву, заставляли политиков, дипломатов и видавших виды экспертов хвататься за голову: о чем это? Мы ведь братья, находимся по одну сторону истории и одну сторону баррикад! И что – один брат с помощью цветной революции будет свергать другого брата? Кто это все придумал и почему этой истории дали ход в Минске? Получается, не доверяют Москве, ждут от нее удара в спину?
А вторая серия этой истории началась уже после выборов, когда приехавшие работать в Минск российские журналисты, что называется, попали под раздачу.
И вот уже главный редактор телеканала RT и МИА «Россия сегодня» Маргарита Симоньян, которая еще неделю назад пыталась взывать к Николу Пашиняну в связи с разгулом в республике антироссийской пропаганды, теперь была вынуждена выступить с жестким обращением к переизбранному на шестой срок белорусскому лидеру. «Я обращаюсь к правоохранителям Белоруссии и лично к президенту Лукашенко. В своей стране вы вольны наводить порядок, как вам угодно. Более того, этой ночью множество моих друзей и знакомых болело за вас. Но! Задерживать - еще и так жестко - журналистов, выполняющих свою работу, вы не имеете права. Если вы не хотите нажить себе врагов в лице и тех людей, кто поддерживал вас в эту судьбоносную ночь», -- написала Маргарита Симоньян в своем Telegram-канале.
А теперь зададимся вопросом: можно ли в самом безумном сне представить себе, что президент Алиев однажды заподозрит Москву в каком-то несуществующем заговоре, как это произошло с президентом Лукашенко? А также, можно ли вообразить, что российских журналистов будут однажды дубасить дубинками, тащить в автозаки и задерживать на улицах Баку, как это произошло с ними в Минске. После чего российским дипломатам придется работать в поте лица, чтобы освободить своих репортеров. В то время как арестованные вообще ни за что 33 российских, по его выражению, «боевика», не имевшие при себе не то что автомата или взрывчатки, но и перочинного ножика. Сегодня они фактически все еще остаются в заложниках у Александра Лукашенко, дожидаясь, как сложатся дальнейшая политическая конъюнктура и их судьба. И это при том, что президент Путин уже обсудил эту ситуацию с президентом Лукашенко и вроде бы все ему разъяснил. Тогда чего еще ждем, почему россияне находятся под арестом? Нет, в Азербайджане такое невозможно, потому что Баку не Минск, а Минск – не Баку.
Второе принципиальное различие между Белоруссией и Азербайджаном состоит в разных стратегиях развития. Три десятилетия назад, после распада СССР, два новых независимых государства оказались в одинаковых стартовых условиях, появившись из обломков старой политической системы и старой советской плановой экономики.
Однако в то время как Азербайджан совершил рывок в модернизации и развитии, уходя от модели сырьевой экономики, Белоруссия с подобными реформами не спешит, живя ностальгией по советскому прошлому и в политике, и в экономике. Стоит ли удивляться, что в обществе нарастает усталость от ощущения того, что вместо движения вперед есть топтание на месте? И эту усталость и все более активный запрос на перемены мы наблюдали на этих выборах.
Однако в странах, которые не стоят на месте, а движутся вперед - такое невозможно. Примером чего служит Азербайджан.
Прошедшие в Белоруссии выборы со всей очевидностью показали - Минск не Баку, а Баку не Минск.