Итоги экстренного заседания Совбеза ООН по ситуации в Лачинском коридоре, созванного по инициативе Армении, подводит политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»
Затянувшийся дипломатический кризис вокруг Лачинского коридора, который у нас на глазах на протяжении последних недель стремительно превращался из региональной в глобальную коллизию за океаном, за десятки тысяч километров от Южного Кавказа. По инициативе Армении ситуацию в Карабахе обсуждал Совет безопасности ООН на своем экстренном заседании.
В Баку сразу же предупредили о попытке Еревана использовать Совбез ООН как инструмент кампании политических, военных и информационных манипуляций, однако это предупреждение осталось неуслышанным. За без малого неделю, предшествовавшую экстренной встрече СБ ООН в Нью-Йорке, Еревану все-таки удалось убедить членов Совбеза, что гуманитарный кризис и угроза гуманитарной катастрофы в регионе - не придуманные, а вполне реальные. В связи с чем, якобы, наступил критический момент, когда вопрос Карабаха необходимо решать уже не в рамках трехстороннего механизма Москва-Баку-Ереван, а именно все миром, навалившись на него всеми странами и континентами.
Стоит отметить, что вынесение карабахской темы на площадку ООН стало вызовом не только для Баку. Своей инициативой Ереван также поставил в нежелательное для нее положение Москву, учитывая, что Москва изначально выступала против поиска внешних, внерегиональных решений проблемы. Однако вопреки этой известной российской позиции Ереван настоял на обсуждении проблемы всем миром.
Обсуждение в трехстороннем формате с Москвой и Баку стало представляться армянской стороне неэффективным. Постпред Армении при ООН Мгер Маргарян в письме на имя председателя Совбеза заявил о нехватке товаров первой необходимости, включая продукты питания, лекарства и топливо из-за блокады Лачинского коридора.
Внимательный анализ ситуации последних дней, которые предшествовали обсуждению в Совбезе, показывает, что добиться своей цели по проведению глобального обсуждения Карабаха армянской стороне удалось путем действий в ручном режиме, которые были необычайно активными. Глава МИД Армении Арарат Мирзоян, можно сказать, не отрывался от телефонной трубки.
И вот очень интересна сама география этих звонков. Итак, среди стран, представителям которых в эти дни активно звонил Арарат Мирзоян, были группа стран ЕС, традиционно отличающихся недружественной позицией по отношению к Азербайджану, были непостоянные члены Совбеза ООН - такие как Мальта и Объединенные Арабские Эмираты, были дружественные Азербайджану Венгрия и Болгария, была Македония - напомним, действующий председатель ОБСЕ. И, наконец, в этом списке были США - постоянный член СБ ООН, к тому же задающий тон на западном треке переговорного процесса.
Из всего этого как бы напрашивался вывод, что Ереван пытается поднять планку обсуждения максимально высоко, а именно, заставить мировое сообщество подписаться под
утверждением о том, что Баку якобы осуществляет в Карабахе геноцид 2.0 и, таким образом, попытаться как минимум добиться глобального осуждения Азербайджана путем вынесения резолюции Совбеза, а как максимум - ввести против него санкции. Сегодня, когда заседание Совбеза уже прошло, пыль улеглась, а премьер-министр Армении Никол Пашинян, как ни в чем ни бывало, на правительственном совещании заявил о принятых в Нью-Йорке «положительных решениях», остается понять, в чем состоит их добавленная стоимость для Еревана. Или, скажем так, есть ли в них для армянской стороны хоть какой-то смысл. За что боролись и на что напоролись? Боролись за одно, а напоролись на другое. Резолюция Совбеза, осуждающая Азербайджан, по итогам состоявшегося заседания так и не была принята. Более того, как оказалось, Совбез оказался неготовым даже принять заявление председателя, которое, в отличие от резолюции, не носит характер решения, а только суммирует и оценивает ход состоявшейся дискуссии.
Оценивая состоявшееся заседание, помощник президента Азербайджана Шахман Мовсумов заявил: «Обсуждения в Совбезе ООН еще раз показали, кто хочет реального и прочного мира, а кто продолжает разыгрывать «гуманитарную катастрофу», чтобы выиграть время с пустыми надеждами о мести»».
Из всего этого вывод один – попытки пригвоздить Азербайджан к позорному столбу, создать на Совбезе некую глобальную коалицию против Баку провалились. А сама история о голодающих жителях Карабаха армянской национальности, на которой строилась вся аргументация официального Еревана, окончательно была скомпрометирована, когда представитель Азербайджана продемонстрировал фотографии проводившихся с обильными застольями свадеб и праздников в Ханкенди.
Сегодня, когда заседание Совбеза уже прошло, весьма непросто подобрать точное определение того, что это было на самом деле: геополитический перформанс, ярмарка тщеславия или битва амбиций. Но как бы то ни было, благодаря этому событию мы впервые узнали, к примеру, что думают о Карабахе в далеком Мозамбике. Его представитель выражал обеспокоенность ситуацией, призвал решать конфликт на основе уважения суверенитета и территориальной целостности сторон. Правда, при этом он явно отстал от жизни, вдруг почему-то вспомнив про давно прекратившую существование Минскую группу ОБСЕ.
Благодаря этому заседанию Совбеза мы также узнали, что думают о Карабахе на другом конце Земли, в еще более далеком Эквадоре. Его представитель тоже выразил обеспокоенность ситуацией, но вот Минскую группу, к счастью, не вспоминал.
А вот представитель Китая призвал решать проблему мирным дипломатическим путем. Здравые мысли высказал представитель Албании, призвавший использовать дорогу Агдам-Ханкенди, приветствовавший планы по строительству железнодорожных веток в Зангезурском коридоре и назвавший армян Карабаха азербайджанскими гражданами армянского происхождения.
Наконец, ключевое заявление сделал заместитель постпреда России при ООН Дмитрий Полянский, отметивший, что найти решения конфликта могут лишь Армения и Азербайджан, а «никакие навязанные извне схемы и развязки их диалог не заменят». При этом российский дипломат призвал оставить в стороне «любые геополитические и разного рода внутриполитические соображения» и со всей ответственностью подходить к использованию в этом контексте площадки Совета безопасности.
Откровенно антизербайджанским стало, пожалуй, лишь выступление французского представителя, что было вполне ожидаемо, но оно не могло сделать погоду. Глобальная коалиция против Баку так и не была создана, поскольку Франция в мире всего одна, а другие страны, как показало обсуждение в Совбезе ООН, видят ситуацию совсем иначе.
На этом можно было бы поставить точку, но нельзя не сказать о том, что, апеллируя к Совбезу и международному праву, Армения почему-то ни разу не вспомнила о четыре резолюциях СБ ООН, принятые еще в начале 90-х годов прошлого века и признающих необходимость решения карабахской проблемы исключительно на основе признания территориальную целостность Азербайджана.
За годы конфликта около миллиона азербайджанцев стали беженцами. Сегодня только некоторые из них начинают возвращаться в родные края, это будет непростой процесс, который, надо думать, завершится только после подписания мирного договора между Ереваном и Баку. Но очевидно, что есть силы, которым мирный и процветающий Кавказ не нужен. Именно эти силы, не выбирая средств, пытаются как можно больнее ударить по возвращающемуся к миру Карабаху.