Смену акцентов в трактовке вопроса о статусе Нагорного Карабаха, произошедшую в политике Еревана, анализирует политический обозреватель Сергей Строкань — специально для портала "Москва-Баку"
После переговоров в Брюсселе и телефонных разговоров лидеров Азербайджана и Армении с российским президентом Владимиром Путиным, накануне своего визита в Москву, намеченного на 17 апреля, на этой неделе Никол Пашинян сделал сенсационное заявление о статусе Нагорного Карабаха.
Выступая в парламенте на слушаниях по урегулированию на Южном Кавказе, Никол Пашинян произнес слова, которое еще не так давно стоили бы любому армянскому лидеру очень дорого.
Призвав депутатов признать территориальную целостность Азербайджана и обратив их внимание на те опасности и риски, которые возникают в случае дальнейшей конфронтации с Баку, Никол Пашинян произнес то, что за все годы армянской независимости не мог произнести ни один его предшественник.
Армянский премьер предложил, как он выразился, «немного снизить планку ожиданий» по вопросу о статусе Нагорного Карабаха, указав на то, что это проблема не территорий, а права.
Давая принципиально новую для Еревана трактовку многострадального карабахского вопроса, Никол Пашинян указал на то, что это не какая-то его придумка. По его словам, именно такого нового подхода ждет от армянской стороны международное сообщество. Кого он имеет в виду, ссылаясь на внешних игроков - Запад или Россию он не уточнил. А может, он имел в виду и Запад, и Россию, давно переставшие упоминать вопрос о статусе.
Как бы то ни было, его следующее признание заставляет задуматься о многом. Прежде всего - о тех переменах, которые происходят в подходах международных посредников между Ереваном и Баку. «Сегодня международное сообщество вновь нам говорит - немного опустите планку в вопросе статуса Нагорного Карабаха для обеспечения широкой международной консолидации вокруг Армении и Арцаха. В противном случае, международное сообщество просит не рассчитывать на него», - сообщил Пашинян.
Еще одно его принципиальное заявление, которое обозначило намечающуюся смену вех в политике Еревана и его отношении к теме статусу Нагорного Карабаха, следует привести целиком: «Армения никогда не имела территориальных претензий к Азербайджану, а вопрос Карабаха - вопрос не территории, а права. Для Армении принципиальное значение имеют гарантии безопасности армян Нагорного Карабаха, обеспечение их прав и свобод и уточнение окончательного статуса Нагорного Карабаха. Если в прошлом в основу мы закладывали статус Карабаха, откуда вытекали вопросы гарантий безопасности и прав, то теперь закладываем в основу гарантии безопасности и права, откуда вытекает вопрос статуса. Мы фиксируем, что в данной ситуации вопрос статуса - не цель, а средство обеспечения безопасности и прав армян Нагорного Карабаха».
Вот такой разворот - статус Нагорного Карабаха, как выясняется, уже не цель! Но что же тогда становится главной целью?
Главное - это обеспечение гарантий безопасности армянского населения этого региона, которые, судя по всему, должны быть получены в рамках территориальной целостности азербайджанского государства. Ведь Никол Пашинян, как он сам же признал, не ставит эту целостность под сомнение.
Согласитесь - это совсем не то, что мы слышали на протяжении последних лет и в Ереване, и в Степанакерте.
Что же касается Баку, то азербайджанская сторона всегда указывала на то, что армянское население региона должно иметь такие же права и такую степень безопасности и защищенности, что и все остальные граждане Азербайджана.
Между тем, подтверждением того, что по меркам предыдущей армянской политики времен двух карабахский войн Никол Пашинян произнес что-то неожиданное, или даже можно сказать, крамольное, стало экстренное совещание руководства непризнанной Нагорно-Карабахской республики, которое после заявления Никола Пашина собрал в Степанакерте глава непризнанной НКР Араик Арутюнян. «Мы понимаем, что должны жить в соседстве, но подчинение Азербайджану невозможно. Вариант, которым мы должны руководствоваться - это сохранение статус-кво, как говорят русские. Российские миротворцы продолжат оставаться здесь бессрочно, поскольку они пришли сюда в качестве гаранта безопасности армянского населения Арцаха», - заявил Араик Арутюнян.
Честно говоря, трудно припомнить, когда это российские миротворцы говорили о том, что они намерены оставаться здесь бессрочно, учитывая, что они имеют пятилетний, а не бессрочный мандат. О бессрочном мандате, если в нем возникнет необходимость, нужно будет договариваться отдельно с участием Баку. А вот еще одно заявление Араика Арутюняна по вопросу будущего статуса Нагорного Карабаха, которое заметно отличается от того, что говорит Никол Пашинян, предлагающий снизить планку ожиданий. «Необходимо продолжать жить здесь, имея де-факто независимость и стремясь к де-юре дальнейшим изменениям. Это может быть независимость, может быть объединение с Арменией, что считаю маловероятным, но это также могут быть какие-то взаимоотношения с Россией в рамках прямой вертикали», - говорит Араик Арутюнян.
В общем, в Степанакерте пытаются смоделировать свою реальность, не снижая, а даже поднимая планку ожиданий по вопросу о статусу и не видят себя в составе Азербайджана.
Напомним, что еще неделю назад, после встречи с Ильхамом Алиевым в Брюсселе, Никол Пашинян заявлял о том, что вопрос о статусе Нагорного Карабаха нужно обязательно включать в повестку будущих переговоров о мирном договоре с Азербайджаном.
Но сейчас, судя по последним заявлениям, он уже не так педалирует этот вопрос. На фоне произошедшей смены акцентов в позиции Никола Пашиняна, пытаясь любой ценой поддержать уходящую тему статуса наплаву или на должной высоте, лидеры оппозиционных парламентских фракций «Армения» и «Честь имею» отказались от участия в заседаниях парламента и отправились в поездку в Нагорный Карабах.
Однако ничего, кроме скандала, из этой поездки не вышло. Оппозиционеры доехали до первого КПП, где их развернули российские миротворцы. Российская сторона уведомила Ереван, что она не пропускает депутатов армянского парламента в Нагорный Карабах во избежание возможных провокаций.
Потенциальным инструментом возврата темы статуса Нагорного Карабаха в повестку будущих переговоров о мирном договоре могла бы стать Минская группа ОБСЕ. Однако демарш двух ее сопредседателей - США и Франции, после начала военной операции на Украине отказавшихся работать с Россией, поставил на Минской группе жирный крест. Финал подвел на этой неделе президент Азербайджана Ильхам Алиев. По его словам, мандат Минской группы ОБСЕ де-факто может считаться недействительным. «До второй карабахской войны Минская группа действовала 28 лет, и страны-сопредседатели за эти годы совершили, наверное, сотни визитов в Азербайджан и Армению. Результат налицо - ноль. Азербайджан сам решил этот конфликт, решил военно-политическим путем», - заявил Ильхам Алиев.
В общем, вопрос о статусе Нагорного Карабаха пошел на снижение, что позволяет надеяться на устранение главного раздражителя в отношениях Еревана и Баку, на протяжении многих лет взрывавшего ситуацию не раз и не два.