Жесткую реакцию российской стороны на миссию европейских наблюдателей в Армении и западный вектор в политике Еревана анализирует политический обозреватель «Ъ» Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»
Развертывание миссии европейских наблюдателей в Армении, запланированное на 20 февраля - самая острая и интригующая тема международной дипломатии и кризисного урегулирования на Южном Кавказе, в эти дни продолжает будоражить политиков, дипломатов и экспертов. В том числе и участников Мюнхенской конференции по безопасности, на которую прибыли Ильхам Алиев и Никол Пашинян, которые по последней информации не планируют встречу в Мюнхене.
Есть все основания полагать, что наибольший резонанс эта история с отправляющимися в приграничные районы Азербайджана посланцами Евросоюза, будет иметь в Москве.
На то есть сразу несколько веских причин.
Начнем с того, что подлинные задачи и цели так называемых европейских наблюдателей, упирающих на то, что в приграничных с Азербайджаном районах они, якобы намерены осуществлять гражданскую миссию, остаются невыясненными.
Так ли это на самом деле?
В это можно было бы поверить, если бы в европейских коридорах власти в последние месяцы не звучали громкие антиазербайджанские заявления. После всех этих выпадов, всех сложносочиненных историй про чинимый Баку геноцид, надо быть законченными простаками, чтобы поверить в то, что на Южный Кавказ в эти дни пакуют чемоданы благородные сэры, герры и месье, дипломатические рыцари без страха и упрека.
Нет, у этой миссии Евросоюза, как у шкатулки с секретом, явно есть потайной смысл, двойное дно.
Однако этот момент, который не может не напрягать Баку, вряд ли может быть главным раздражителем для Москвы.
Для российской стороны этот неприятный, но частный случай - фрагмент общего сюжета, штрих одной картины.
Все дело в том, что миссия ЕС, фактически бросающая вызов российским миротворцам - некий символ, сигнал, вызов, заставляющий задуматься о более фундаментальных вещах.
Прежде всего - о будущем отношений с Арменией, которые с одной стороны остаются для России союзническими, с другой стороны - продолжают стремительно накапливать критическую массу обид, непониманий, разочарований и проблем.
Все это происходит с такой скоростью и в таких масштабах, которых не было за более чем тридцать лет. Не было с момента распада Союза и создания двух независимых государств - Российской федерации и республики Армении. Этот процесс невозможно не заметить и его уже нельзя замолчать.
Подтверждением этого и стало громкое заявление этой недели, прозвучавшее из уст спикера российской Госдумы Вячеслава Володина, принимавшего в Москве спикера Милли-меджлиса (парламента) Азербайджана Сахибу Гафарову.
Надо сказать, что высказывание руководителя одной из ветвей российской власти - законодательной, раздергали на отдельные слова и фразы и в лавине комментариев не все до конца поняли его глубинный смысл. Поэтому для начала, чтобы избежать упрощений и искажений, нужно привести слова руководителя Государственной думы целиком.
Итак, вот это заявление: взятое с сайта Госдумы:
«Давайте исходить из того, что есть решения, принятые на уровне глав государств Азербайджана, Армении и Российской Федерации. Будем руководствоваться этим и со своей стороны делать все, чтобы эти договоренности были реализованы. А те, кто делает заявления в сторону европейских институтов, могут просто потерять страну». Это жесткое предупреждение: так можно «потерять страну», судя по всему, относящееся к Армении, хотя она и не была названа, и взорвало информационное пространство.
Между тем, в высказываниях Вячеслава Володина было еще одно важное заявление, на которое многие не обратили внимание, в то время как в нем скрыт едва ли не главный смысл.
Поскольку здесь уже речь идет о тенденции.
Вот эти слова: «Желая вовлечь Европарламент и ПАСЕ, должны десять раз подумать и взвесить, чем это может закончиться на примере той же Украины, Югославии, других стран. Тот, кто хочет мира, кто хочет урегулирования ситуации, должен не просто держаться подальше от этих квази-парламентов - и ПАСЕ, и Европарламента, но и отчетливо понимать, что их втягивание обострит ситуацию, создаст все новые и новые проблемы. И если это делают, то должны нести ответственность за последствия».
Конец цитаты.
На что следует обратить внимание?
Здесь есть два принципиальных момента.
Во-первых, ни Европарламент, ни ПАСЕ не имеют никакого отношения к миссии, отправляющейся в Армению: решение по ней принимали не депутаты «квазипарламентов», а главы МИД стран Евросоюза. Таким образом, Вячеслав Володин в беседе с главой азербайджанского парламента поднимается до обобщения, давая оценку тренда, направления в политике Еревана, возникшего задолго до этой конкретной истории с наблюдателями ЕС.
Во-вторых, неожиданное, на первый взгляд, упоминание трагедий Украины и Югославии как возможных будущих сценариев для Южного Кавказа, которые вполне могут стать реальными, если сегодняшний негативный с точки зрения Москвы тренд утвердится окончательно - это жесткая оценка и очень холодный душ.
Можно, конечно, спорить о том, а насколько уместно на основании этого одного-единственного заявления всерьез рассуждать и строить версии о каком-то намечающемся повороте в политике Москве, о начале переоценки ею неких базовых вещей, учитывая, что внешнюю и оборонную политику страны определяет не глава парламента, а президент Путин.
На этот счет могут быть разные мнения и разброс оценок.
Но как бы то ни было, глава российской законодательной власти впервые так прямо и откровенно выразил то, что не первый день витает в воздухе в Москве.
Сказал то, что сегодня думают и чувствуют и говорят друг другу многие представители российской политической и интеллектуальной элиты, эксперты и СМИ, простые граждане.
Конечно, Армения - это суверенное государство, которое имеет полное и законное право определять векторы своей внешней политики, решать, кого к себе приглашать - будь то Нэнси Пелоси или европейские наблюдатели. Но при этом, нельзя сбрасывать со счетов то обстоятельство, что в ходе реализации этого законного права происходит демонстративное сближение союзника России с ее врагами России. Европейские структуры Москве давно никакие не партнеры, а недруги, ведущие с российским государством войну на уничтожение.
И делать вид, что и дальше все это можно будет преспокойно совмещать и что не будет никаких последствий невозможно. Вот об этих последствиях и напомнил спикер Госдумы, упомянув примеры пытающей Украины и так долго горевшей в 90-е годы прошлого века Югославии.
И надо сказать, что заявление представителя российского руководства, прозвучавшее в ходе визита в Москву спикера Милли-меджлиса Сагибы Гафаровой, на самом деле не было единичным.
Ранее были заявления МИД России, предупреждавшего, что что наблюдательная миссия Евросоюза никакой пользы не принесет, только привнесет в регион новую напряженность.
Еще одно важное заявление в этом же русле сделал на этой неделе начальник Объединенного Штаба Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) генерал-полковник Анатолий Сидоров. По его словам, попытки отдельных государств укрепить собственные позиции на Кавказе, получить доступ к ресурсам Каспия и прямой выход в Центральную Азию с учетом высокого конфликтного потенциала на армяно-азербайджанской границе способствуют эскалации кризиса в Кавказском регионе.
Вот высказывание представителя высшего командования ОДКБ, которое перекликается со словами спикера Госдумы: «Вашингтон и Брюссель, невзирая на членство Армении в ОДКБ, имея собственное видение постконфликтного урегулирования, стремятся навязать свой формат модели безопасности и нивелировать усилия ОДКБ в данном направлении».
Таким образом, нет уже никаких единичных заявлений, от которых можно было бы отмахнуться, как от чего-то частного и второстепенного, уповая на то, что это ведь не в Кремле говорят.
Если вдуматься, и в Госдуме, и в МИДе, и в ОДКБ в эти дни говорят об одном и том же, оценивая попытки врагов России втянуть Армению в чужую деструктивную игру на Южном Кавказе.
Один за другим, звучат эти тревожные звонки: первый, второй, третий. Но сколько они еще могут звучать?