AZN = 57.81 RUB
USD = 98.28 RUB
EUR = 103.24 RUB

A
Что скажет Строкань: Зачем Карабах тянут в Европу (видео)

Итоги нового раунда международной дипломатии по урегулированию на Южном Кавказе, состоявшегося на саммите Европейского политического сообщества в Кишиневе, анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»

Армяно-азербайджанское урегулирование, продолжающее свое марафонское турне по странам и континентам, освоило еще одну площадку, на которую раньше одновременно никогда не ступала нога Ильхама Алиева и Никола Пашиняна - Кишинев.

Ранее были и заокеанский Арлингтон, и Брюссель, и Москва, а в прошлом году - Сочи и Прага и еще один раз Брюссель. Перед каждой новой встречей лидеров Армении и Азербайджана возникает всплеск ожиданий - а вдруг на этот раз получится? Но потом вырывается вздох разочарования - опять ни о чем не договорились, опять никакого прорыва.

Однако вместо того, чтобы попытаться разобраться, почему раз за разом так происходит, понять суть разногласий и логику каждой из сторон все больше говорят о якобы имеющей место конкуренции переговорных площадок, которые, дескать, ведут борьбу за право стать местом подписания мирного договора.

Между тем, вот такие рассуждения звучали едва ли не из каждого утюга накануне саммита Европейского политического сообщества в Кишиневе. Тем более, что на этот раз Ильхам Алиев и Никол Пашинян после встречи в Кремле при посредничестве Владимира Путина теперь должны были договариваться в присутствии сразу трех европейских тяжеловесов - председателя Европейского совета Шарля Мишеля, президента Франции Эммануэля Макрона и канцлера Германии Олафа Шольца.

После московской встречи, в ходе которой прозвучали важные слова Владимира Путина о том, что он считает разногласия сторон не политическими, а техническими, что, с моей точки зрения, уже стало шагом вперед, тем не менее, зазвучали вздохи и охи. Появились разные вбросы о том, что Москва, якобы, перестала быть тем местом, где можно о чем-то договориться.

Поэтому нужно ехать в другое место, искать счастья там!

В связи с этим многие рассуждали так: раз уж Шарль Мишель получил такое усиление в лице лидеров Франции и Германии, то именно в Кишиневе должно будет произойти что-то эпохальное. Вот европейцы сейчас навалятся разом своим европейским общим домом на карабахское урегулирование - и произойдет прорыв. Ведь Кишинев - это вам не Москва, там целый саммит Европейского политического сообщества!

Магия европейских стен должна сработать!

Еще несколько дней назад на полном серьезе кто-то предполагал, что именно 1 июня 2023 года войдет в историю как день подписания мирного соглашения между Ереваном и Баку.

Два слова о том, что это был за кишиневский саммит, где помимо лидеров Азербайджана и Армении и посредников между ними собрались представители около полусотни государств.

Европейское политическое сообщество - не путать с Европейским союзом - это детище президента Макрона. Именно он в свое время впервые озвучил предложение о том, что Евросоюзу нужно не замыкаться в себе, а сделать шаг навстречу остальной Европе, создать механизм для широкого внутриевропейского диалога по наиболее острым проблемам. Так, собственно, родилась идея нового образования, которое пока выглядит неким умозрительным проектом, которому еще предстоит доказать свое право на самостоятельное существование.

Но как бы то ни было - саммит в Кишиневе был шансом, которым было нельзя не воспользоваться - поэтому Ильхам Алиев и Никол Пашинян отправились в Молдавию.

Что же мы получили в сухом остатке?

Первое июня 2023 года вошло в историю как первый день лета и Международный день защиты детей, но не как историческая дата для Южного Кавказа. И еще первого июня Минобороны Азербайджана сообщило о новых обстрелах в Шушинском районе позиций азербайджанской армии членами армянских незаконных вооруженных формирований. Вот такой выдался исторический первый день лета и Международный день защиты детей.

В целом, официальных заявлений в Кишиневе было крайне мало, в отличие от недавней встречи в Москве. Лишь Шарль Мишель, подводя итоги, назвал переговоры успешными и сообщил о том, что очередная, уже 6-я по счету встреча в трехстороннем брюссельском формате Алиев-Мишель-Пашинян состоится 21 июля. А потом в октябре пройдет уже вторая встреча в новом пятистороннем кишиневском формате на полях саммита Европейского политического союза в Испании.

То есть, опять договорились договариваться. Вот в этом весь успех. Бесконечное хождение по кругу, когда форматов все больше, а камни преткновения все там же и такие же тяжелые. На встрече с армянской диаспорой Молдавии Никол Пашинян запутал еще больше ситуацию. Вот что он заявил: «Иногда мне кажется, что мы очень близки к решению какого-то вопроса. Например, разблокирование региональных коммуникаций. В Брюсселе мы конкретно договорились об открытии железной дороги от Ерасха до Горадиза, но когда пришло время подписывать, оказалось, что есть нюансы или кто-то не так понял и так далее».

Вот такое признание, из которого понятно, что ничего не понятно. Опять хождение вокруг да около, оговорки и так далее.

Это я говорю для критиков московского формата, которым поскорее хотелось формата европейского. Между тем, уже на следующий день после кишиневского саммита в Москве была назначена встреча вице-премьеров России, Азербайджана и Армении в рамках трехсторонней рабочей группы по разблокированию коммуникаций, чтобы обсуждать конкретные вопросы, а не множить форматы.

Значение кишиневского саммита Европейского политического сообщества для президента Алиева прежде всего видится в том, что он позволил продемонстрировать многовекторность политики Баку. Азербайджанский президент провел марафон встреч и переговоров с участниками саммита. Все они так или иначе касались международного позиционирования Азербайджана и его места в Европе.

Точно так же о повышении этой роли на этой неделе говорили на Бакинском энергетическом форуме, где все было предметно, фактурно, по существу. В частности, на форуме говорилось о том, что добыча первого газа с месторождения «Абшерон» в азербайджанском секторе Каспия начнется через несколько недель, а добыча газа с месторождения Шах-Дениз в 2023 году достигнет 26 млрд кубометров в год. Европейские компании ожидают открытия в Азербайджане новых крупных запасов газа. В целом, экспорт газа из Азербайджана в 2023 году превысит 24 миллиарда кубометров, причем половина его будет направлена в Европу. Вывод: Азербайджан становится все более значимым поставщиком природного газа в ЕС.

Между тем, самые важные для Баку заявления в плане карабахского урегулирования президент Алиев сделал перед саммитом в Кишиневе на встрече с жителями Лачинского района, описав то, как он видит будущий процесс реинтеграции карабахского экономического района в состав Азербайджана.

Ключевые пункты: парламент сепаратистов должен быть распущен, «элемент, называющий себя президентом», должен сдаться, все так называемые министры и депутаты и другие должны уже оставить свои посты. А вот самое резонансное признание азербайджанского президента этой недели:

«Мой представитель поехал и провел с ними первую встречу, после чего мы пригласили их в Баку для диалога. Они отказались. После этого мы пригласили их в Баку во второй раз. От этого предложения они тоже отказались. Третьего предложения не будет. Либо они сами придут с опущенными головами, либо события будут развиваться по другому».

По сути, тем самым Баку впервые обозначил то, как он видит демонтаж конструкции остатков бывшей непризнанной Нагорно-Карабахской республики. В своем обращении Ильхам Алиев указал на то, что мечта о независимости последовала вслед за статусом после второй Карабахской войны.

Это означает, что успех или неуспех будущих форматов, переговорных площадок и встреч - сколько бы они еще ни продолжались - в конечном итоге будет зависеть от того, как они будут способствовать движению к реализации этой конечной цели, сформулированной Ильхамом Алиевым на этой неделе в Лачинском районе. А если не будут способствовать, то и результат будет нулевым. Самые важные слова на этой неделе прозвучали не в Кишиневе, а в Лачине, напомнив о том, что все карты в руках Азербайджана, время работает на Азербайджан и часы запущены.