AZN = 50.33 RUB
USD = 85.57 RUB
EUR = 93.26 RUB

A
Экс-замглавы МИД России Андрей Федоров: Армения получила от Запада гарантии полного военного обеспечения и это меняет геополитический расклад в регионе

Экс-замглавы МИД России Андрей Федоров: Армения получила от Запада гарантии полного военного обеспечения и это меняет геополитический расклад в регионе

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
04.03.2024 19:17

/upload/iblock/3a2/3a211b5b2d26143ba9909de6180c0e76.jpg

Армения укрепляет сотрудничество с еще одной страной НАТО. Министр обороны Греции Николаос Дендиас сегодня посетил Ереван. В декабре прошлого года стороны заключили Соглашение о военно-техническом сотрудничестве в соответствии с которым договорились развивать данное направление «с новой силой», включая обмен опытом, образовательную, учебно-тренировочную, тактическую подготовку и другие направления. Перед визитом в Ереван греческого министра Афины с рабочим визитом посетил премьер Армении, в рамках которого также обсуждалась реализация оборонного договора.

Сегодня на переговорах в Ереване министры обороны Армении и Греции обсудили оборонное сотрудничество в форматах Армения-Греция-Кипр и Армения-Греция-Индия-Франция

Николаос Дендиас отметил, что значительное число армянских военнослужащих прошло дополнительную подготовку в военно-образовательных учреждениях Греции, а еще пригласил армянские компании к участию в инновационных исследованиях в сфере обороны.

Напомним, что до визита греческого министра Ереван посетил глава оборонного ведомства Франции Себастьян Лекорню, с которым Ереван в октябре прошлого года также подписал соглашение о военном сотрудничестве. В рамках визита французского министра 22-23 февраля в Ереван стороны подписали дополнительные соглашения о поставках Францией снайперских винтовок PGM, обучении армянских солдат в военной академии Сен-Сир-Коэткидан, подготовке офицеров.

Лекорню подтвердил, что Франция направит в Армению военного инструктора, специализирующегося на системах ПВО.

В целом за последнее время Армения активизировала военное сотрудничество со странами НАТО: США, Францией, Грецией, Великобританией, а также с Индией и Кипром. Кроме того, Евросоюз выразил готовность оказать Армении военную помощь через Европейский фонд мира.

Что это значит – «Москва-Баку» комментирует экс-заместитель министра иностранных дел (1990-1991) Андрей Федоров.

- Андрей Владимирович, Армения наращивает оборонное сотрудничество со странами НАТО. И продолжает озвучивать все более странные заявления в адрес России. За последние дни сразу несколько представителей армянских властей предъявили претензии к пребыванию российских пограничников на территории страны. А спикер армянского парламента обвинил Москву, Баку и Анкару в сговоре по Карабаху…

- Речь идет о том, что в Армении уже принято политическое решение отказаться от системы безопасности с участием России. И решение сейчас последовательно реализовывается. Оно касается всех аспектов оборонной стратегии, в том числе вопроса поставки оружия, совместных со странами Запада учений, переподготовки армянских военнослужащих по стандартам НАТО, что уже осуществляется. Скоро Армения примет новую концепцию национальной обороны и безопасности, данный процесс фактически находится в заключительной стадии. Со следующего года Армения полностью перейдет на вооружение, поставляемое странами Запада. Также, возможно в ближайшее время Армения, поставит вопрос ребром о выводе российских пограничников с армянской территории. Через месяц-полтора может быть озвучена позиция и целесообразности вывода российской военной базы из Гюмри.

Кроме того, «замороженное» членство Армении в ОДКБ, о котором говорит Никол Пашинян, ставит вопрос об окончательном выходе республики из блока, юридический выход – вопрос времени.

Таким образом, Армения сегодня полностью поменяет логику, стратегию своей безопасности.

Франция сегодня наиболее активно работает в этом направлении.

Деньги на закупку вооружения Армении не нужны. Они будут направляться и направляются республике западными странами в виде взносов. Для Франции условно 100 миллионов евро потратить на Армению – это не проблема.

То, что мы сегодня видим – желание Запада влиять на Южном Кавказе, отодвинув Россию, создав в Закавказье новый геополитический баланс. Изменение Арменией концепции оборонной безопасности станет проблемой не только для России, но прежде всего для Азербайджана. Ереван хочет поставить Баку в непростое положение. И Азербайджану в ситуации, когда форсируется оборонное сотрудничество Армении и Запада, действительно в перспективе придется непросто, эта ситуация создаст для Азербайджана комплекс проблем.

Кроме того, Ереван прекрасно понимает, что ему не нужно выходить из ЕАЭС. А исключить из ЕАЭС нельзя. Армения может выйти только сама, но ей это невыгодно. Ведь ее экономическая безопасность осуществляется во многом благодаря членству в ЕАЭС.

- Власти Армении заговорили и о желании получить статус страны-кандидата на вступление в ЕС…

- Так и есть. Ситуация и в этом вопросе будет развиваться и очень активно. Тезис о том, что Армения – прекрасный кандидат на вступление в ЕС, будет продвигаться Францией в разных мировых структурах. Уже сейчас есть люди, которые работают над этим, которые подготовили соответствующий проект, как это воплотить в жизнь. То, что Армения подаст заявку на членство в ЕС становится неизбежным.

Но вместе с тем пока Армении очень нужно заключить отдельное соглашение с ЕС по экономике, которое даст возможность стране реализовывать свои интересы на европейских рынках и таким образом снизить экономическую зависимость от России.

- В той ситуации, которую вы описали, о мирном договоре между Баку и Ереваном не особо приходится говорить?

- Мирный договор – это особая «подушка», на которой можно долго «спать». Армения может говорить о необходимости мирного договора, но ничего при этом не делать, она такую тактику, собственно, и выбрала. В открытую отказываться от мирного договора Еревану нет смысла. Армянским властям тоже необходимо демонстрировать, что Армения - миролюбивая страна. Но в Ереване поняли, что подвешивание темы мирного договора дает Армении определенные политические преимущества, которые (когда тем более нет военного преимущества) необходимо использовать.

К сожалению, сегодняшние возможности России подтолкнуть Ереван к форсированию мирного договора на фоне четко взятого Арменией прозападного вектора приближаются к нолю. И если запланированный визит Зеленского в Армению все же состоится, переговоры об этом по-прежнему идут, говорить о встречах в формате Россия-Азербайджан-Армения после этого будет сложно. В Армении заинтересованы в таком визите.

- Тот фактор, что соседи Армении – Россия, Азербайджан, Иран, Турция – это страны, у которых отношения с Западом непростые, – может сыграть сдерживающую роль в укреплении позиций Запада в Армении и в том, какие следующие шаги выберет Ереван во внешней политике?

- Нет, не может. Сегодня Ереван уже не волнует ничье мнение, кроме мнения западных партнеров. И если у кого-то есть иллюзии, самое время прекратить их питать. Реально надавить сегодня на Армению сложно. Ереван получил добро от Запада, что Армению берут на полное военное обеспечение. Это фактор, который стал сейчас для Еревана серьезным козырем. И он во внешнеполитических шагах Армении будет перевешивать буквально все.

- Видим, сколько МИД России уделяет времени российско-армянской тематике и шагам Еревана. Сергей Лавров по итогам Анталийского форума дал сигнал Еревану, что Москва не оставит без выводов все, что делают и говорят армянские власти.

- Да, Россия может понизить уровень дипотношений с Арменией с посла на советника посланника. Полностью уходить из Армении России смысла нет. Это для нас крайне опасно. Можно придумать варианты экономического давления, можно оказывать давление на армянских граждан, которые работают на российской территории, как, например, тема с непризнанием на территории России армянских автомобильных прав. Возможны такие варианты, но это, на мой взгляд, только ухудшит ситуацию в наших отношениях. Думаю, при нынешней власти любое давление на Армению в жестком виде только ускорит процесс ее отрыва от России.

Будет давление – Армения станет блокировать решения в ЕАЭС. И это будет бить по России. Поэтому Кремль так мягко и реагирует на шаги Еревана, потому что смотрит на перспективу, смотрит шире. И здесь аккуратная позиция заключается в том, что нельзя ставить под удар все то, что было сделано на постсоветском пространстве. Выход Армении из ЕАЭС будет заинтересованными сторонами как крах российской концепции в ближнем зарубежье.

Ситуация в Закавказье зашла в очередной тупик. Для Москвы то, что сейчас происходит, стратегически важный вопрос, поскольку он подразумевает изменение баланса сил в регионе.

При этом, к примеру, отношения Россия и Азербайджана сегодня стабильны. В отношениях Москвы и Баку сегодня никаких проблем нет. Есть общее понимание, что на Южном Кавказе нужна экономическая инфраструктура, но должна быть обеспечена ее безопасность. И Россия к этому готова, и Азербайджан. А Армения – нет. И какие шаги придется предпринимать России и Азербайджану в связи со сменой Арменией вектора, какие есть возможности – будет известно по мере развития событий.