AZN = 52.84 RUB
USD = 89.82 RUB
EUR = 99.72 RUB
Новости дня

A
Экс-замглавы МИД России Андрей Федоров: Азербайджан чувствует, что Запад толкает Южный Кавказ к опасным геополитическим изменениям

Экс-замглавы МИД России Андрей Федоров: Азербайджан чувствует, что Запад толкает Южный Кавказ к опасным геополитическим изменениям

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
25.07.2024 16:41

/upload/iblock/5e3/5e318ccdaaf3c133c8b0679a3db3448c.jpg

Бывший заместитель министра иностранных дел России (1990-1991) Андрей Федоров – в интервью «Москва-Баку» об опасных сценариях на Южном Кавказе.

- Андрей Владимирович, к армяно-азербайджанскому мирному процессу снова вопросы. Премьер Армении отказался недавно встречаться в Британии с президентом Азербайджана. Теперь находится в длительном отпуске. Не создается ли ощущения, что с его стороны по миру принято решение уйти в какое-то подполье?

- За последний месяц произошло очень много важных событий, от которых стоит отталкиваться, говоря о перспективах мира между Азербайджаном и Арменией, будущего армяно-российских отношений и всей ситуации на Южном Кавказе. Это участие премьера Армении в саммитах НАТО и Европейского политического сообщества, на которых, и не только на них, происходили активные и важные для премьера и того, как будет осуществляться дальнейшая политика Армении, контакты. И эти контакты только уверили его в правильности выбранного им курса. Сейчас Пашиняну очень важно подвесить ситуацию по мирному процессу с Азербайджаном. Он взял тактическую выжидательную паузу. Сейчас такая ситуация, когда ему нельзя спешить ни с точки зрения внутренней политики, ни с точки зрения политики внешней.

Ему необходимо посмотреть, насколько быстро он может продвинуться к тому, что называется евроатлантической интеграцией. А это будет известно, видимо, в конце августа, поскольку тогда пройдет несколько важных европейских заседаний. Президент Франции также, по всей видимости, попросил его подождать, пока не закончатся Олимпийские игры. Они завершатся 11 августа. А Макрон сейчас – ключевой игрок на южнокавказском фронте в пользу Армении.

Пашинян выжидает, поскольку сделал очень большие ставки. Запад ему многое пообещал. Те разговоры, которые у него были с ЕС, США, НАТО – это разговоры не о текущем моменте, а о перспективе. А перспектива требует паузы. Не исключаю, что, выйдя из длительного отпуска, Никол Пашинян может объявить о референдуме об изменении курса Армении на Запад.

Насколько понимаю, именно Франция также будет главным сторонником проведения референдума в Армении и поможет с его организацией.

Поэтому армянский премьер и отказался от встречи с Ильхамом Алиевым в Британии. Он не хотел на нее идти, поскольку тогда необходимо было бы что-либо обещать. Встреча с президентом Азербайджана стала бы встречей, на которой азербайджанский лидер ставил бы вопросы перед Пашиняном, cтавил бы вопросы о форсировании мирного соглашения, об изменении Арменией своей Конституции, об официальной ликвидации Минской группы ОБСЕ и многом другом. А Пашиняну сейчас это не нужно.

- Вы говорите, Запад много пообещал Армении. Что именно?

- Они предлагают Армении изменить ее внешнеполитический курс. Взамен – свою серьезную поддержку: и финансовую поддержку, и возможность введения безвизового режима с ЕС, и инвестиционные проекты, и поддержку в сфере безопасности, военной сфере. Пообещали большие деньги от США в случае закрытия Арменией российской военной базы в Гюмри. Речь действительно идет о серьезных деньгах. И премьеру Армении обещают это не разово, а на долгосрочной основе.

- А кандидатство в ЕС?

- Я бы сказал, что кандидатство в ЕС не так важно, как получение безвизового режима. Например, отмена Евросоюзом безвизового режима с Грузией может стать дополнительным триггером для новых потрясений в стране. Аналогично для Армении: членство в ЕС – это все-таки что-то далекое. Все это понимают. А возможность безвизового въезда в страны Евросоюза для граждан Армении будет способствовать упрощению контактов, активизации бизнес-контактов и прочим важным для республики процессам.

Достаточно серьезной для Пашиняна проблемой остается, как усидеть на двух стульях – западном и российском. Брать и рвать с Россией он не может и-за экономической составляющей. ОДКБ – в этом вопросе можно уже поставить точку, здесь даже разговоры о чем-то бесполезны, и для Еревана это вопрос закрытый. А вот бонусы от членства в ЕАЭС – для Армении это серьезно. Армянский премьер хочет сохранить членство страны в Евразийском экономическом союзе. Тем более, что исключить из него Армению нельзя. Она может только сама выйти. А сама она выходить не захочет.

Премьер Армении абсолютно все просчитывает. Неправ тот, кому, может быть кажется, что он прост. Он, мягко говоря, далеко не прост. И сегодня пытается понять, где кусок сыра будет с наименьшим количеством дырок.

- Зачем все это Западу и Еревану?

- Сочетание своего правительства в Армении и при потенциальной смене власти в Грузии после парламентских выборов в этой стране в октябре (а это готовится) будет означать в той или иной степени взятие американцами, европейцами, НАТО региона под свой контроль. И окружение Азербайджана. В этом случае его поставят в сложную ситуацию. Если политика Армении и Грузии будет однозначно идти на Запад, на сближение с НАТО, тогда сложности для Азербайджана, как и для России, естественно возникнут. А это для Запада дорогого стоит, это большая стратегическая победа, финансовые вложения, чтобы добиться которой, стоят того.

Я уже неоднократно говорил, что России сейчас пока не до Южного Кавказа. В Москве идти на бесконечные дискуссия об отношениях с Пашиняном не будут. Поэтому пока рассчитывать на мир между Баку и Ереваном довольно сложно. Очень важным, рубежным событием с точки зрения перспектив хода политических процессов на Южном Кавказе действительно станут выборы в Грузии и чем они завершатся. И в случае успеха Запада на грузинских выборах связка Грузия – Армения приобретет совершенно другое геополитическое влияние.

- Если в США изберут Трампа, что-то может измениться в ситуации на Южном Кавказе в более благоприятную сторону?

- Победа Трампа теперь после выхода Байдена из президентской гонки становится более сложной. Камала Харрис – не такая уж дурочка, как ее пытаются представить. Она имеет поддержку у разных категорий населения. В отличие от Трампа она очень мобильна и будет сейчас везде ездить. Поэтому станет Трамп снова президентом или нет – сегодня это большой вопрос. Если недели две назад казалось, что все, его победа обеспечена, то сейчас ситуация изменилась. Вероятнее всего Трамп и Харрис до последнего момента будут идти вровень и все в конце разрешится с небольшой разницей.

Но Трамп, даже если он станет президентом, уйти от темы Армении не сможет. Армянское лобби в США очень мощное, эффективное. И в целом сегодняшняя политика Армении для США выглядит, естественно, как выигрышная. Армения ссорится с Россией, уходит от России, давайте подставим ей руку, говорят они. Зачем тогда ее менять даже при Трампе.

- Президент Азербайджана продолжает все более насыщенно критиковать Запад – и США, и ЕС. Ильхам Алиев дал понять, что Баку не устраивает политика действующей американской администрации в отношениях с Азербайджаном. Он намекнул, что политика при республиканцах в Штатах, в частности, при Трампе была куда лучше по отношению к Баку, конструктивнее, да и в целом тоже.

- Алиев по сути дал понять, что кандидатура Трампа для Азербайджана предпочительнее, в той или иной степени его позитивно оценил. Но Трампа многие хвалят. Проблема в том, что экс-президент США, который говорит сегодня - это не Трамп, который будет говорить завтра. С Трампом тоже все непросто. Это человек, который может наделать много ошибок. Но если изберут Камалу Харрис, для Азербайджана это будет худший вариант.

Президент Азербайджана – человек крайне информированный, умный, тонкий политик, хорошо понимающий, куда катится колесница. Он прекрасно видит и понимает все текущие тенденции. Он прекрасно понимает последствия этих тенденций для Азербайджана. Поэтому наращивая критику Запада – США, ЕС – он делает то, что называется упреждающие политические шаги в отношении Запада. Если колесницу не можешь остановить, то хотя бы положи препятствие на пути этой колесницы. Президент Азербайджана критикой Запада этим последовательно и занимается. Он думает не о текущем моменте, он думает о будущем Азербайджана и понимает все те проблемы, которые могут возникнуть буквально через год, а может быть даже раньше из-за нацеленности Запада на Южный Кавказ. Если дойдет до крайности, на многие процессы, которые вскоре в регионе могут пойти достаточно активно, Азербайджан не сможет оказывать необходимого влияния. На ту же помощь Запада Армении. Поэтому Баку сейчас выкладывает эти «бревна» перед Западом, показывая ему, что колеcница может перевернуться. При этом Ильхам Алиев прекрасно понимает, что совсем ссориться с Западом невыгодно.

Почему раньше со стороны властей Азербайджана не было столько критики в адрес США, хотя по признанию самого официального Баку давление, cанкции со стороны Штатов, Запада начались по сути с самого начала двусторонних отношений – еще в 90-е. И сегодня все громче со стороны Азербайджана звучит критика, потому что мы подходим к возможному радикальному изменению геополитической ситуации на Южном Кавказе. И Алиев не может оставаться в стороне и просто молчать. Если бы это была просто мелочевка – ну и Бог с ним. А когда речь идет о радикальном геополитическом изменении, а уход Армении из всех договоренностей, которые были раньше, уход Армении от России, приход Запада в регион – для Алиева это огромный вызов.

- Как Россия, так и Азербайджан, и многие-многие другие государства продвигают идею развития многополярного, справедливого мира. Мы развиваем идею сближения со странами Глобального Юга, стремимся на этой основе укреплять и развивать БРИКС, ШОС. Сколько займет времени, чтобы это начало реально работать в противовес идее западного влияния?

- Объективно на это понадобится очень много времени и работы по очень многим направлениям сотрудничества. Моя точка зрения непопулярна, но я ее придерживаюсь: в многополярном мире проблем будет только больше. Многополярный мир – это все красиво, хорошо. Но проект небыстрый. Кроме того, Глобальный Юг объективно не может быть объединенным. Там слишком большие разногласия между игроками, например, между Китаем и Индией. БРИКС создавался как экономическая структура. А сейчас начинается процесс ее политизации. Не решив вопросы полноценного экономического сотрудничества заниматься политикой – довольно непростая ситуация. Так что на мой взгляд здесь довольно много подводных камней. Нужно работать.