AZN = 53.61 RUB
USD = 91.14 RUB
EUR = 101.28 RUB
Новости дня

A
Экс-замглавы МИД России Андрей Федоров: Вопрос реализации Зангезурского коридора – это серьезная тема влияния на Южном Кавказе

Экс-замглавы МИД России Андрей Федоров: Вопрос реализации Зангезурского коридора – это серьезная тема влияния на Южном Кавказе

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
16.09.2024 19:22

/upload/iblock/5fd/5fd38e69a9a1d0c60cca865c106eb939.jpg

Бывший заместитель министра иностранных дел России (1990-1991) Андрей Федоров – в интервью «Москва-Баку» озвучил свое мнение, что же происходит между Москвой, Тегераном, Баку и Ереваном по Зангезурскому коридору.

- Андрей Владимирович, что происходит между Россией, Азербайджаном и Ираном вокруг так называемого Зангезурского коридора? В последние недели официальные лица Тегерана очень резко выступают против данного коридора. При этом, как видим, Москва дипломатично отвечает.

- Это связано с концепцией дальнейшего развития региона и места Ирана в этой перспективе, поскольку Тегеран в своей нынешней ситуации хотел бы иметь больше возможностей, в том числе хотел бы через транспортные коммуникации влиять на ситуацию в регионе. Все сводится к тому, что Иран недоволен тем, что Азербайджан и Россия хотят в той или иной степени контролировать данный коридор, договоренность о чем, собственно, зафиксирована в трехстороннем заявлении российского, азербайджанского и армянского лидеров от 9-10 ноября 2020 года. Тегеран чувствует, что при реализации проекта так называемого Зангезурского коридора он потеряет часть своего влияния в регионе. Это один из самых больших вопросов для Ирана, поскольку он продолжает находиться в изоляции. И для него каждый такой момент очень важен.

Вместе с тем необходимо учитывать тот фактор, что у России большие планы на Иран по самым разным направлениям. Это затрагивает и транспортный путь в Индию, и поставки газа, и другие направления. Плюс на повестке Москвы и Тегерана стоит подписание обновленного договора о стратегическом сотрудничестве, заключение которого обсуждается уже несколько лет. Сегодня Владимир Путин, принимая в Санкт-Петербурге на "полях" заседания БРИКС представителя Ирана, отметил, что российские власти ждут нового президента Исламской Республики Масуда Пезешкиана на саммите БРИКС, который пройдет в Казани в октябре.

- Хорошо, но Иран, мы видим, встает на сторону Армении в вопросе Зангезурского коридора. Иранские чиновники транслируют это так, что Тегеран не позволит менять границы соседних государств… А премьер Армении на этом фоне просто берет и публично исключает цитату о контроле ФСБ над транспортным путем, зафиксированную в трехстороннем заявлении Москвы, Баку и Еревана от 9-10 ноября 2020 года. Cейчас в СМИ говорят о неком недопонимании со стороны России и Ирана по Зангезурскому коридору. Так ли это?

- Если говорить о том, что премьер Армении взял и намеренно исказил цитату трехстороннего заявления о разблокировании транспортно-экономических связей, то здесь можно сказать, что в политике это нормально. Любой политик стремится создать картину, которая для него выигрышна. Даже если она не является реальной. И Пашинян – не исключение. Тем более, он чувствует большую поддержку со стороны США, Европейского Союза. Сейчас премьер Армении идет ва-банк. Смена курса Армении на Запад - это реальность, которую необходимо осознавать.

Проект Зангезурского коридора – действительно серьезный проект, который может изменить всю систему транспортных коммуникаций в регионе. Если бы речь шла о какой-то небольшой дороге, это одно дело, но нет, это действительно серьезный проект… И все понимают его значимость, поэтому и идет борьба, которая выливается в публичные заявления.

Вместе с тем, я бы не сказал, что между Москвой и Тегераном в вопросе Зангезурского коридора возникло «недопонимание», я бы сказал мягче – «разночтения». Да, есть разночтения. И вместе с тем, как я и сказал ранее, Россия и Ирана сейчас стоят перед подписанием двустороннего двадцатипятилетнего или вообще бесконечного договора о стратегическом сотрудничестве. И это откровенно важнее для Москвы и Тегерана, чем Зангезурский коридор.

Давайте будем реалистами. Контроль ФСБ России над транспортным путем из Азербайджана в его Нахчыван через армянскую территорию был возможен еще несколько лет назад. Сейчас ситуация полностью изменилась. И она будет меняться еще больше.

Сегодня мы видим другую Армению нежели она была несколько лет назад. И как бы нам ни хотелось, но прежние договоренности в рамках трехстороннего заявления лидеров России, Азербайджана и Армении де-факто сегодня больше нет, потому что меняется система безопасности Республики Армения. И меняется система безопасности Южного Кавказа. Ее через Армению меняет Запад. То, что Пашинян подписал четыре года назад трехстороннее заявление, не значит, что он был готов выполнить каждый его пункт. Это мы и увидели в связи с разблокированием транспортно-экономических связей между Азербайджаном и Арменией. Пункт не выполнен. Более того, он сознательно искажается Ереваном. Вносятся некие новые смыслы. 

- Азербайджан и Иран два года назад начали реализацию проекта альтернативы Зангезурскому коридору через иранскую территорию. Какие в итоге реальные перспективы у Зангезурского коридора, если он нужен Баку и Москве?

- Пока сложно сказать. У Ирана своя позиция. Тем более, в ИРИ поменялся президент. Есть много разных сложных моментов. Но важно понимать, Иран играет на своей, а не чьей-то стороне. И, в том числе, не на стороне Армении. Из этого и нужно исходить, оценивая ситуацию.

Армения уверенно дрейфует на Запад. Сейчас Пашинян ждет завершения выборов в Молдавии, чтобы потом провести такой же референдум у себя. Выборы в Грузии также могут очень сильно изменить ситуацию в Закавказье. Если к власти в Грузии придут прозападные силы (а это примерно 60 процентов вероятности), тогда у России и Азербайджана в регионе будут другие задачи. Тогда все договоренности, которыми мы с вами оперируем сейчас, договоренности по трехстороннему заявлению со стороны Армении, растворятся в истории, поскольку на Южном Кавказе можно будет говорить о прозападном союзе Грузии и Армении. 

Кроме того, еще ожидаются выборы в Америке, на которых с высокой долей вероятности победит Камала Харрис. И тогда ожидать ничего хорошего не стоит ни для России, ни для Азербайджана, в отличие от варианта победы Трампа.

- Власти Армении, как видим, организовали первый «Ереванский диалог». Это попытка Еревана перетянуть самые разные силы из разных точек мира на свою сторону в рамках армяно-азербайджанского процесса? Видим, как много было озвучено Пашиняном на "Ереванском диалоге" своих интерпретаций в связи с армяно-азербайджанским процессом, интерпретаций, далеких от реальности...

- «Ереванский диалог» - это попытка со стороны Еревана продать новую Армению, Армению, которая позиционируется как страна, с которой нужно работать, дружить. И да, естественно, это очередная попыткак представить миру свою интерпретацию событий в армяно-азербайджанском процессе. По аналогии с тем, как Пашинян опустил важную фразу из пункта 9 трехстороннего заявления от 9-10 ноября 2020 года. Это попытка внушить свое видение зарубежным партнерам.

- Пару месяцев вы говорили, что Пашинян сейчас выжидает, как будут развиваться события. Сейчас он предложил Азербайджану подписать мирное соглашение без четырех пунктов, по которым стороны не пришли к согласию. Причем эти пункты включают очень серьезный вопрос – это исключение из Конституции Армении территориальных претензий к Азербайджану. Баку категорически против такого сокращенного варианты подписания...

- Это политическая игра со стороны премьера Армении. Пашинян представляет все так, дескать: я-то готов все подписать. Это Азербайджан упирается, а я – хороший, добрый, конструктивный. Это обычная политическая игра, которую нужно воспринимать именно как игру, в которой армянский премьер ставит задачу измотать Азербайджан. Чем это все закончится – давайте подождем пока конца этой осени.

- Владимир Путин посетил Азербайджан с госвизитом. Они обсуждали с Алиевым и армяно-азербайджанское урегулирование. Реально о чем говорили Путин и Алиев по данному вопросу?

- Я уверен, что Владимир Владимирович заинтересован в том, чтобы все было реализовано в той схеме, которую он продвигал и продвигает. Это трехстороннее заявление. Ему очень не нравится то, что происходит в Закавказье с точки зрения игры Запада и Армении. Но выкручивать руки Армении Москва сейчас тоже не может. Полагаю, данный вопрос и был на повестке переговоров Путина и Алиева по армяно-азербайджанскому процессу