Директор Института политических исследований Сергей Марков – в интервью «Москва-Баку» дает прогноз о перспективах развития ситуации на Южном Кавказе в 2025 году.
- Какие Южный Кавказ в следующем году ждут вызовы, риски, ну и новые возможноcти?
- Полагаю, очень многое в следующем году на Южном Кавказе и в целом в геополитической ситуации будет зависеть от отношений России и США, от того, какую позицию по международным делам займет избранный президент Дональд Трамп.
Для Трампа Южный Кавказ будет периферийным с точки зрения приоритетов. На Закавказье он активно влиять не будет. Он попытается улучшить отношения с Россией. И если ему удастся способствовать урегулированию ситуации вокруг Украины, то у Москвы во многом окажутся развязаны руки для большей активности на Южном Кавказе. А это значит, что в регионе будут усиливаться позиции Азербайджана, поскольку у РФ де факто в регионе с Баку союзнические отношения. И в той или иной степени у России продолжатся кризисные отношения с Арменией.
Известно, что президент Франции Эммануэль Макрон пытается проводить активную политику в Закавказье. Но у Трампа довольно критическое отношение к французскому президенту. И конфликтные отношения между ними могут привести к снижению активности французского президента на Южном Кавказе.
Вместе с тем нужно учитывать тот факт, что в окружении Трампа достаточно много армянских лоббистов. И это может способствовать проармянским провокационным активностям «на периферии» администрации Трампа. То есть кто-то из чиновников в администрации Трампа может что-то за его спиной придумать в Закавказье то, что с ним даже не согласовывалось.
При Трампе можно ожидать, что вот эта диалектика: давайте перейдем на Южный Кавказ, перетащим Армению от России, чтобы сделать Москве гадость, а для этого будем ссориться с Азербайджаном, она вряд ли будет продолжаться, по крайней мере может очень существенно ослабнуть.
Нужно понимать, что на политику будут влиять и отношения США и Турции, Трампа и Эрдогана. Трамп и Эрдоган – крутые мужики. Они друг друга уважают. Но в конечном счете американо-турецкие отношения либо примут форму дружественности, либо разборок и конфликтов. Но поскольку и Трамп, и Эрдоган выступают за суверенитет, и оба критически относятся к евробюрократии, скорее основ для взаимопонимания Трампа и Эрдогана больше, чем недопонимания.
Кроме того, сюда добавляется ситуация на Ближнем Востоке. Трамп, очевидно, поддержит жесткие действия Израиля против Ирана. А это может привести к военным действия Израиля в отношении Исламской Республики.
- Но что будет делать Пашинян, если поддержка Соединенными Штатами Армении значительно снизится при Трампе?
- Пашинян может сделать паузу. А может разочароваться в попытках получить поддержку на Западе и сесть за стол реальных переговоров с Баку по мирному соглашению.
Таким образом, следующий год может по прогнозам стать позитивным в установлении мира в глобальных и региональных конфликтах, годом возможностей. Здесь будет играть много факторов. Но превалирующий посыл – положительный. И в частности он дает предпосылки для подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией.
Не нужно забывать, что президент Азербайджана в мягкой форме, не вмешиваясь во внутренние дела США, перед американскими выборами очень позитивно высказывался о Трампе. И это подразумевает, что Трамп позитивно относится к Азербайджану.
Вместе с тем Пашинян в большей степени находит общий язык с демократами. И в паре Ильхам Алиев – Никол Пашинян Трамп предпочитает иметь дело с президентом Азербайджана и уважает его.
В следующем году также есть возможность подписания мирного договора между Баку и Ереваном. Но оно упирается в исключение Ереваном из армянской Конституции территориальных претензий к Азербайджану.
- Продолжит ли Пашинян прозападный вектор?
- Это точно неизвестно. Он продолжит прозападный вектор по своим идеологическим взглядам. Пашинян все ждет получить реальную поддержку со стороны Запада.
С приходом Трампа есть вероятность, что у России уменьшатся проблемы с Западом. И тогда Пашиняну придется разочароваться в поддержке ему Запада. Премьеру Армении таким образом ничего не останется, как продолжить вилять между Москвой, Вашингтоном и Брюсселем.
Кроме того, скорее всего Армения не будет выходить из ОДКБ, ей это не выгодно.
Запад не за то, чтобы Армения вышла из Организации Договора о коллективной безопасности, он за то, чтобы Ереван был его агентом и разрушал ОДКБ изнутри.
Азербайджан на этом фоне остается единственным стабильным государством на Южном Кавказе. И в следующем году в этом плане ничего не изменится. И Баку останется в позиции продвигающего свою повестку государства, а также реагирующего на внешние, не зависящие от него вызовы.