AZN = 46.72 RUB
USD = 79.43 RUB
EUR = 93.81 RUB
Новости дня

A
Эксперт: Брюссельские переговоры - попытка Запада исключить Россию из переговорного процесса

Эксперт: Брюссельские переговоры - попытка Запада исключить Россию из переговорного процесса

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
16.05.2023 17:46

/upload/iblock/b38/b38afe7a13a35236ae800f33c719980d.jpg

Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников в интервью «Москва-Баку» об итогах брюссельских переговоров лидеров Азербайджана и Армении при посредничестве главы Евросовета.

Дмитрий-Солонников-фото-с-сайта-polit.pro_.jpg- Итоги брюссельских переговоров лидеров Азербайджана и Армении при посредничестве главы Евросовета - сейчас в армянских СМИ озвучиваются тезисы, что формулировки итогового заявления Шарля Мишеля были скорее поданы в более азербайджанской логике, чем армянской. Так ли это? И какие реальные итоги стоят за данной встречей?

- Пожалуй, да. Еревану вновь не удалось протащить свои формулировки, не получилось. Они действительно сформулированы в большей степени в логике позиции Азербайджана. В принципе, когда фиксируются азербайджанские формулировки и размываются армянские – стало уже нормой для переговоров. И Евросоюз вновь публично не пошел на то, чтобы через колено переломить ситуацию и публично пойти наперекор стойкой позиции Баку.

Основным камнем преткновения в переговорном процессе остается вопрос статуса Карабаха. Но мы его в заявлении ни Шарля Мишеля, ни пресс-службы правительства Армении не видим.

При этом, мы прекрасно знаем, что Ереван все время пытается протащит пункт о неком статусе и прописать, что этот «статус» должен быть зафиксирован международными наблюдателями, международными прозападными организациями, Евросоюзом, ОБСЕ. Вокруг этого все время и идут переговоры. Азербайджан совершенно законно и логично говорит, что гражданам страны, независимо от национальности, предоставляются равные права. Представители всех национальностей имеют возможность жить в своих обычаях, разговаривать, помимо государственного языка, на языке своей этнической принадлежности. Представители разных национальностей живут в Азербайджане как дружном многонациональном государстве. Ереван же пытается добиться каких-то особых преференций для армян Карабаха.

Состоявшиеся в Брюсселе переговоры, наверное, сильно какой-то добавленной стоимости армяно-азербайджанскому урегулированию не прибавили. На это указывает общая формулировка в оценке прошедших переговоров со стороны МИД Азербайджана. А звучала она как то, что встреча после девятимесячного переговорного перерыва и попыток негативно повлиять на процесс «имеет важное значение с точки зрения поощрения диалога между сторонами на самом высоком уровне» и что встреча была «полезной и ориентированной на результат с точки зрения продвижения повестки дня нормализации между двумя странами».

То есть переговоры лидеров Азербайджана и Армении 14 мая в Брюсселе при посредничестве главы Евросовета – не более, чем «красивый политес». Говорить о том, что вашингтонские переговоры главы МИД Азербайджана и Армении или брюссельские контакты лидеров дали результат можно будет только в том случае, если мы в перспективе увидим конкретный согласованный текст мирного договора. Все остальное – лишь создание соответствующего для посредника, то есть в данном случае США или ЕС, информационно-политического сопровождения переговоров. Посредник же в своем заявлении по итогам переговоров не будет говорить, что встреча завершилась полным провалом и мы ничего не достигли. Так в дипломатии не делают, даже если ничего сверхъестественно хорошего не произошло. Говорить, что вот, есть осязаемый результат мы не можем. В данном случае речь идет о том, что переговоры – это уже хорошо. Но возобновление переговоров не означает достижение результатов прямо сейчас или в ближайшем будущем. Дипломаты всегда говорят комплементарно во всех ситуациях. Но я не удивлюсь, если через какое-то количество очередных переговоров, с разных сторон прозвучит то, что мы ни о чем не договорились и это была простая трата времени.

В плюс Азербайджану и то, что в заявлении Мишеля вновь, как и в прошлый раз по итогам брюссельских переговоров, фиксируется приверженность сторон Алма-Атинской декларации. Это хорошо для Баку, поскольку фиксирует Карабах в составе Азербайджана и подразумевает признание его в таком статусе со стороны Армении. То есть таким образом, Баку может опираться на данный пункт.

Примечательно – логично, чтобы Шарль Мишель традиционно сослался бы и на трехстороннее заявление лидеров России, Азербайджана, Армении от 10 ноября 2020 года, в котором зафиксировано, что Ереван взял на себя обязательства, которые, правда, более двух лет не выполняет. Но что мы видим: в заявлении Шарля Мишеля по итогам брюссельских переговоров лидеров Азербайджана и Армении нет уже никаких отсылок к этому документу, подписанному при посредничестве России. То есть если раньше ссылки на данный основополагающий для окончательного армяно-азербайджанского урегулирования документ Евросоюз делал, то теперь уже нет. Это демонстративная политика исключения России из процесса. То есть когда делается вид, что Россия здесь вроде как вообще ни при чем. Попытка со стороны Запада представить все так, будто именно он начал с нуля переговорный процесс и добивается в этом успеха. Ведь мы слышали и от Госдепа после вашингтонских четырехдневных переговоров глав МИД Азербайджана и Армении и после состоявшихся брюссельских переговоров азербайджанского и армянского лидеров о неких чуть ли не невероятных подвижках, что договор чуть ли не за горами. Но это скорее попытка показать свое превосходство и единственную роль в процеcсе урегулирования.

Документы с участием России, Владимира Путина Запад пытается дезавуировать. То, что делает Россия, то, какие она предприняла усилия – для Запада закрытая тема. Для них уже – этого нет. Недаром в Вашингтоне уже обычными стали формулировки на соответствующие вопросы об участии Москвы в процессе – дескать, нас это не волнует, не беспокоит, нам неинтересно.

- Еще один момент – Мишель говорил о том, что обсуждался процесс делимитации, разблокирования транспортно-экономических связей и обмена задержанными лицами. Сегодня армянская сторона, спустя пару дней, уже говорит – нет, никакого Зангезурского коридора не будет, что говорить об обмене задержанными военнослужащими рано. То есть начинает дезавуировать все то, что было зафиксировано на брюссельских переговорах.

- К сожалению, вся дипломатия Еревана сводится к тому что Ереван сначала документ подписывает, как это было с трехсторонними заявлениями, достигнутыми при посредничестве Москвы, а потом реализует такую тактику: давайте думать, как мы будем или не будем выполнять то, что подписали. Это такая схема, созданная Западом: неважно, что ты подписал, ты можешь свои обязательства не выполнять, а имеешь возможность договариваться после подписания, как ты это будешь выполнять и таким образом вести бесконечные переговоры. Это та же схема Запада, которая реализовывалась Евросоюзом по Украине в рамках Минских договоренностей. Подписали, но теперь будем бесконечно обсуждать, как нам это выполнять и будем ли выполнять вообще, и что мы за это попросим и т.д. А потом подпишем другие документы по этому направлению и также будем бесконечно обсуждать, как выполнять и делать вид, что ведем переговорный процесс и хотим мира. Типичная европейская дипломатия.

- Как Россия будет маневрировать в этой ситуации. Сейчас ведь ожидается встреча глав МИД Азербайджана и Армении в Москве 19 мая.

- Позиция России – реализовывать то, что возможно здесь и сейчас. А возможное здесь и сейчас зафиксировано в трехстороннем заявлении от 10 ноября 2020 года и последующих заявлениях, подписанных при посредничестве российской стороны.

- Ну ведь не заработала такая тактика за более чем два года. А не заработала, потому что есть заинтересанты в лице Армении и Запада, чтобы не работала.

Думаю, пока ситуация находится в переговорной стадии, всегда есть возможность для нашего маневра.

- На днях на границе Азербайджана и Армении была эскалация. И азербайджанские СМИ со ссылкой на видеофиксирование атак стали говорить, что удары наносились по азербайджанским позициям французскими беспилотниками.

- Весьма вероятно. В настоящее время Франция активно снабжает Армению вооружением, что является фактором внешнего давления на Азербайджан в переговорном армяно-азербайджанском процессе. Позиция такая: если вы не соглашаетесь на наши условия, значит мы будем усиливать военное давление.

- Антироссийские заявления Еревана не то, что снижаются, а почти безостановочно нарастают. Секретарь Совбеза Армении заявил, что в Карабахе, где проживает армянское население, нет Сороса, западных миротворцев, но там формируются антироссийские настроения. И что виновата в этом сама Россия. В эти же дни официальные лица в Ереване вновь заявляют, что Армения обсуждала выход из ОДКБ. Приплюсовывается к этим муссируемым заявлениям новое – что Армения закупила у России вооружение, а она ему его не передает. И об этом в последние дни в Ереване говорило не одно официальное лицо.

- Таким образом Ереван оказывает постоянное давление на Россию и такими заявлениями обосновывает выдавливание РФ из коммуникационных отношений на Южном Кавказе, создает соответствующее отношение к России у населения внутри Армении, отношения к России в международном сообществе. Создает соответствующий информационный фон для этого. Поэтому такие далеко недружественные критические формулировки в адрес Москвы все время вбрасываются Ереваном везде, где только это возможно, причем практически без остановки, чтобы на них обращали внимание. Такие сигналы, откладывающиеся в подсознании. Тактика используется как обоснование для все меньшего взаимодействия с Росcией.

Мы наблюдаем объективную реальность: Армения постепенно выходит из ОДКБ. Курс Еревана - разрыв с ЕАЭС и ОДКБ и активное последовательное движение в сторону НАТО и ЕС. То же самое мы наблюдали с Украиной: в свое время одни силы говорили, что нужно быстро разорвать отношения с Россией и срочно идти на Запад с жестким сценарием, другие придерживались позиции, что нужно сохранять отношения с Россией, но медленно идти на Запад, как можно больше получая в это время от РФ и оплачивая переход на Запад российскими деньгами. В Армении реализуется именно такой сценарий: действуют силы, которые идут по пути движения на Запад и постепенного разрыва отношений с Россией. При этом Ереван продолжает максимально получать выгоду от российских контактов, чтобы за счет них оплачивать переход на Запад.

При этом, на мой взгляд, время играет на Азербайджан. Азербайджан начал самостоятельные переговоры с армянской общиной Карабаха. Через 2,5 года российские миротворцы завершат свою миссию в Карабахе. И за эти 2,5 года либо между Азербайджаном и Арменией будет достигнут мирный договор, либо через это время российские миротворцы уйдут, а азербайджанские силы придут.

- Но мы ведь видим такое же активнейшее наглядное западное давление на президентские выборы в Турции. И здесь наглядная борьба турецкие национальных интересов в лице Эрдогана и западного ставленника в лице оппозиционера Кемаля Кылычдароглу.

- Таких направлений влияния Запада много. Турецкое – одно из них. В ближайшие две недели Турции ждет непростое время, это исторические выборы, определяющие в том числе, на стороне каких сил окажется до этого момента одно из сильнейших государств и останется ли оно влиятельным, реализующим свои национальные интересы и влияющим на международную повестку, или полностью перейдет на сторону Запада и станет инструментом в его руках. Важно, какой мобилизационный ресурс будет у Эрдогана и его оппонента. Действующему президенту Турции в первом туре не хватило порядка 24 тысяч голосов для победы, на самом деле, это жалкое количество. Эрдоган – очень сильный лидер своей страны, отстаивающий национальные интересы, независимый лидер и влияющий на международную ситуацию. Лидер, с которым хорошие отношения у России и, тем более, Азербайджаном. И его победа, естественно, выгодна и России, и Азербайджану.

Если бы не было западной пешки – Кылычдароглу, если бы не было мощного западного давления на процесс выборов в Турции, Эрдоган бы, безусловно, с огромным отрывом выиграл уже в первом туре. Мы видим провокации, которые устраиваются против него, смешные сценарии, заявления Кылычдароглу о якобы вмешательстве России в выборы. Совершенно дикая калька на то, что делали демократы в Соединенных Штатах, когда президентские выборы выиграл Трамп. У них тогда получилось протащить эту тему. Сейчас прокурор США объявила, что никакого вмешательства не было и это все придумано ФБР. Но тогда же получилось, раскрутили эту тему. И сейчас считают, зачем менять технологии в Турции, методику, если в прошлый раз хорошо сработали.

В турецкой оппозиции не скрывается свою прозападность, там даже к Азербайджану подход, мягко говоря, не как к партнеру. Кылычдароглу прямо говорит, что он будет ориентироваться на единый курс стран НАТО. А кто это? Это Франция, это те миротворцы, которые сейчас находятся в Армении. Турция в случае победы оппозиционера возобновит переговоры о вступлении в ЕС, а дальше будет делать шаги в сторону общеевропейского единства, то есть начнет вводить санкции против России, а на Южном Кавказе – со стороны Турции будет поддерживаться Армения и в обход Азербайджана налаживаться отношения с ней. Если Кылычдароглу победит на выборах в Турции – это будет новой опасностью для региона. Если его поставят, задачей Запада руками Турции станет провоцировать горячие точки, нестабильность вокруг России. Будет новая дестабилизация в Сирии, везде, где Россия и Турция взаимодействовали.