AZN = 40.79 RUB
USD = 69.34 RUB
EUR = 75.41 RUB
Новости дня

A
Эксперт Дмитрий Солонников: Армения весь год пускала в ход инструменты провокации, но это играло не в ее пользу

Эксперт Дмитрий Солонников: Армения весь год пускала в ход инструменты провокации, но это играло не в ее пользу

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
14.12.2022 16:00

/upload/iblock/0ba/0bab6ce58d12bbd0bf320eee30600214.jpg

Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников – в интервью «Москва-Баку» о главных вызовах этого года в армяно-азербайджанском урегулировании.

- Дмитрий Владимирович, подходит к концу второй год после подписания трехстороннего заявления лидерами России, Азербайджана и Армении. С какой ситуацией в армяно-азербайджанском урегулировании мы подходим к концу года?

- Подходим с двумя линиями в урегулировании – частично позитивной и в то же время негативной. С одной стороны, на днях было объявлено армянской стороной, что Ереван и Баку договорились по одному пункту – о необходимости установления дипломатических отношений. Если до конца года страны официально установят дипотношения, это будет позитивным шагом.

С другой стороны, Армения в течение года последовательно устраивала провокации. И из-за них ускоренного позитивного развития ситуации в урегулировании так и не произошло.

Прямо сейчас мы наблюдаем провокацию с армянской стороны, обострение в Лачинском коридоре, организованное сепаратистами. Это незаконная работа на золотых рудниках Азербайджана в Карабахе, вывоз азербайджанских природных ресурсов.

Мы видим, как целенаправленно предпринимается новая попытка столкнуть Россию и Азербайджан, вовлечь в конфликт РФ. Звучат призывы, чтобы Россия вмешалась. При этом азербайджанская сторона законным образом останавливает разграбление своей территории, справедливо требует соблюдения правил использования Лачинского коридора, а как мы видим, армянская сторона и здесь совершает последовательные провокации – использует коридор не в мирных целях. Логично, что Азербайджан реагирует в том числе перекрытием коридора.

Кто стоит за ситуацией в Лачинском коридоре? В этом участвуют разные силы. Подобные провокации, заявления, оправдывающие эти провокации – это не мнение всей Армении. Абсолютно нет.

Позиция России такова – и она ее уже заявляла, что все вопросы решаются в рабочем порядке. Москва понимает и согласна с позицией Азербайджана о том, что необходимо создать систему мониторинга природных ресурсов, установить контроль над тем, что происходит на рудниках, контроль над тем, что вывозится. Вопрос функционирования Лачинского коридора в прежнем режиме, когда через него провозились немирные грузы, должен быть пересмотрен. Должна быть создана таможня.

Таких провокационных действий с использованием самого разного инструментария Армения совершала на протяжении всего года. И это было очень видно. Армянская сторона использовала пункты трехсторонних заявлений в том числе для совершения провокаций или инструмента политического влияния на урегулирование.

Это и вопрос так называемого статуса Карабаха, когда на протяжении всего года официальный Ереван с одной стороны смягчил позицию, сменив формулировку со «статуса Карабаха» до обеспечения «прав и безопасности армян Карабаха». И премьер Пашинян говорило том, что международное сообщество ждет от Армении снижения планки по статусу Карабаху. И заявление Сергея Лаврова о том, что пражские договоренности премьера Армении и президента Азербайджана подразумевают то, что Ереван признает Карабах в качестве азербайджанской территории.

При этом Ереван в последние месяца также продолжает манипулировать риторикой о так называемом готовящемся со стороны Азербайджана «геноциде» армян Карабаха.

Это и блокирование со стороны Армении начала работы по делимитации границы с Азербайджаном. При этом в течение года армянская сторона неоднократно использовала неурегулированность данного вопроса для осуществления серьезных провокаций на границе с провоцированием боевых действий и следующими за этим попытками привлечь на защиту ОДКБ. Как мы знаем, эти попытки закончились тем, что страны ОДКБ не стали оказывать военную помощь Армении и та использовала ситуацию как повод для привлечения на свою территорию западных наблюдателей.

Крайне нужно, чтобы Армения и Азербайджан подписали договор о границе. Вся оставшаяся часть Карабахского района вернулась под контроль Азербайджана. Далее Азербайджан в рамках своего законодательства обеспечит армянам Карабаха права, равные правам остальных азербайджанских граждан, независимо от их этнической принадлежности. Азербайджан – многонациональное государство. Здесь на равных правах живут в мире и согласии представители совершенно разных национальностей – азербайджанцы, русские, лезгины, аварцы, евреи, армяне и т.д. Задумайтесь, Россия же не предъявляет Азербайджану каких-либо требований о том, что русские в Азербайджане должны иметь некую свою культурную автономию. Наоборот, всегда подчеркивает, что в рамках мультикультурного государства в Азербайджане русскому языку, русской культуре живется хорошо. Все полностью удовлетворены, как решается межнациональный вопрос на территории Азербайджана. Можно даже сказать, что Азербайджан – лучший пример того, как в государстве постсоветского пространства решен национальный вопрос. И решен он в рамках политики мультикультурной модели. Поэтому у армян в Азербайджане не будет никаких проблем, как бы кто ни запугивал.

Также в течение года Армения показывала, что не желает идти на реализацию проекта Зангезурского коридора. Ереван постоянно повторял и повторяет постоянный тезис о том, что Армения никогда не разрешит «коридорное» прохождение по своей территории транспорта. Да, это болезненный вопрос. Это болезненный вопрос и для России, поскольку для нее принципиально важно открытие коридора, которое позволит обеспечить РФ выход на порты Турции в Средиземном море. Также Зангезурский коридор позволит Армении иметь прямое сообщение с Россией и Турцией через Азербайджан. Для России данный маршрут был важен и до 2022 года, но в этом году важность его потенциального открытия еще в большей степени повысилась в связи с потерей РФ традиционных логистических цепочек, ориентированных на Запад.

Запад в этом году воспользовался южнокавказским направлением после эскалации, обострения конфликта между Россией и Западом, вылившимся в острую фазу. Запад этим воспользовался. Западу очень хочется где-нибудь открыть второй фронт. Например, на Южном Кавказе или в Центральной Азии. В течение года наблюдались попытки коллективного Запада раскачать ситуацию на границах бывшего Советского Союза, на границах СНГ. К сожалению, это происходит. Надеемся, что с этими вызовами удастся справляться и дальше.

И в этом содержались и вызовы для России в качестве посредника в армяно-азербайджанском урегулировании.

Активно пыталась вклиниться в процесс Франция. Но потерпела громкое фиаско. Париж с огромной ревностью относится к тому, что Россия выдавливает Францию с африканского континента, что африканские государства все больше переориентируются на РФ, понимая, что Париж – ненадежный партнер и не тот союзник, который может помочь в решении их вопросов.

Поэтому Франция решила попытаться в пику России влезть на Южный Кавказ. Но ничего реального для урегулирования она предложить не смогла. Напротив, довольно быстро попала в разряд нерукопожатных посредников, поскольку четко и последовательно показала, на чьей стороне выступает.

Пашинян попытался выдвинуть для переговоров с Алиевым условие в виде обязательного присутствия на них президента Франции. В итоге Франции президент Азербайджана сказал «до свидания» как посреднику. Но есть еще ЕС в целом и США. Соединенные Штаты имеют крупнейшее посольство за пределами своей страны в Армении. И, конечно же, участие американских НКО, американских фондов, в том числе Фонда Сороса, в Армении огромно. И мы видим их влияние на ситуацию на Южном Кавказе. Сам приход к власти Пашиняна, как известно, - это результат деятельности некоммерческих организаций и информационных компаний, которые модерировались из посольства США.

При этом в течение года наблюдались очень активные контакты между Россией, Азербайджаном, Арменией по армяно-азербайджанской нормализации на самых разных уровнях. Буквально вчера состоялись телефонные переговоры между Путиным и Алиевым, после них – переговоры Путина и Пашиняна. В пятницу, 9 декабря, президент России на «полях» саммита Высшего евразийского экономического совета также встречался с армянским премьером.

Также на саммите прозвучало предложение Владимира Владимировича Путина провести традиционный неформальный саммит СНГ в Санкт-Петербург в конце декабря. Есть надежда, что на нем пройдет трехсторонняя встреча лидеров РФ, Азербайджана и Армении.

- Но ведь Армения и дальше может продолжать манипулировать пунктами трехстороннего заявления. Что Россия должна делать для того, чтобы таких вызовов более не было?

- К сожалению, больше Россия вряд ли может что-то сделать. Она организовала свое военно-политическое присутствие, использует экономические рычаги. Дальнейшее давление приведет к тому, что Армения еще больше будет тяготеть к Европе, Франции, США и тогда уже войска НАТО появятся на территории Армении. К примеру, миссия наблюдателей ЕС на территории Армении на границе с Азербайджаном подходит к концу, но по всей видимости, как заявил глава европейской дипломатии, на армянской территории будет организована гражданская миссия Евросоюза. Дальше могут быть другие формы присутствия. А в этом случае, если сценарий будет развиваться негативно, близ границ Азербайджана не исключены военные провокации с участием НАТО. Так что нужно быть очень аккуратными.

Никто не гарантирует, что Россия вдруг через колено переломит Армению, чтобы она выполняла трехсторонние заявления. Ломать она никого не будет, но станет использовать возможности для позитивного решения ситуации для всех сторон. Мы много раз говорили, что для Армении позитивное будущее – это прекращение изоляции страны, система открытой торговли с Турцией, Азербайджаном, установление логистических коридоров, благодаря которым Армения будет экономически развиваться. Донесение этой информации до Еревана и есть стратегический курс России. Не конфронтация, а позитивные решения для мирного существования государств и народов на Южном Кавказе. В этом объективно заинтересованы все – и сами народы, и соседи. Над этим Россия и работает.

Чрезмерным давлением можно добиться усугубления ситуации и обратной реакции.

Вместе с тем, если негативный сценарий еще большего отдаления Армении от России в сторону Запада будет реализовываться, вполне допускаю, что Москва не отреагирует негативно, если Азербайджан начнет возвращать оставшуюся часть своей территории. Речь о том, что Азербайджан имеет право на полный контроль над своей международно-признанной территорией никогда не снимался. Вопрос в том, что хотелось бы, чтобы это решалось в рамках совместных мирных договоренностей, в рамках дипломатии.

Есть трехсторонняя договоренность о временном присутствии в Карабахе российских миротворцев, через 3 года Россия покинет данную территорию, Азербайджан самостоятельно будет решать вопрос с возвращением территорий. Я не думаю, что в интересах Армении затягивать до данного момента.

Срок истечет, Россия покинет территории и Армения проиграет очередной этап. Никаких других вариантов нет, и в Армении должны быть реалистами, воспринимать реальность здраво. В настоящий момент Армении одной не удастся противостоять современным технически оснащенным, имеющим прекрасный опыт боевых действий вооруженным силам Азербайджана. Поэтому Армении нужно договариваться быстрее. Когда она затягивает процесс, время играет не в ее пользу. Нужно договариваться сейчас.

Никакой конфликт между Россией и Азербайджаном, кто бы как ни провоцировал или пытался активно создать негативный фон в информационном пространстве, невозможен в принципе. Для России это принципиально невозможно, она наоборот, стремится максимально расширять взаимодействие с Азербайджаном в комплементарных тонах. Для Москвы в новых международных и экономических условиях укрепление отношений с Азербайджаном крайне важно. Мы вместе работаем над реализацией проекта мультимодального транспортного коридора «Север-Юг», сотрудничаем на Каспии. На регулярной основе по этой тематике идут переговоры. «Север-Юг» - глобальный стратегический проект соединения российских портов на Балтике с портами Ирана в Персидском заливе. Роль Азербайджана в этом стратегически важном для России проекте огромна. Разблокирование транспортно-экономических связей на Южном Кавказе – это проект, инициированный Россией, важный для России. Стратегическое партнерство между РФ и Азербайджаном, в том числе многоформатное, перспективное развитие союзничества в условиях сегодняшней международной ситуации и развития многополярного мира - это будущее наших отношений. Все это подкрепляется общей историей, дружескими связями, культурным обменом, общим отношением к Великой Отечественной войне. Никаким образом представить себе противостояние России и Азербайджана невозможно.

- Уже сейчас мы видим оценки, что в следующем году Запад будет еще в больше степени эскалировать ситуацию вокруг России. В случае реализации таких сценариев, ситуация не может не затронуть еще в большей степени Южный Кавказ. Так ли это, на Ваш взгляд?

- Никаких сомнений нет, что Запад будет провоцировать эскалацию вокруг нас. Вопрос в том, как быстро и чем закончится специальная военная операция. Пока она идет, Запад будет считать, что он должен победить военным путем, военным давлением на Россию. И это военное давление может быть организовано в разных частях мира. Такие планы Запада никуда не делись. Будут применяться попытки реализации данного сценария в любых концах света, где это возможно, в том числе и на Южном Кавказе.

При этом будет укрепляться сотрудничество России со своими партнерами по строящемуся многополярному миру. Мы видим, что большая часть мира не поддерживает жесткую антироссийскую политику Запада, она не присоединяется к санкциям, продолжает активное сотрудничество с Россией. Но активность Запада и давление никуда не денутся.