AZN = 45.7 RUB
USD = 77.69 RUB
EUR = 91.21 RUB

A
Эксперт Михаил Беляев: Экономика скрепляет отношения между Россией, Азербайджаном и Арменией

Эксперт Михаил Беляев: Экономика скрепляет отношения между Россией, Азербайджаном и Арменией

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
28.12.2025 10:00

/upload/iblock/e38/e38eba1bad092dcefdaf4f2376dbf5f8.jpg

Экономист Михаил Беляев – в комментариях «Москва-Баку» о том, почему на примере Южного Кавказа экономика порой скрепляет лучше, чем дипломатия.

- Михаил Кимович, как представляется, экономика в этом году была преобладающим связующим звеном во взаимодействии России и стран Южного Кавказа. Всегда, можно сказать, вытягивала экономика. Здесь и товарооборот, и стратегические транспортно-логистические проекты, в том числе многосторонние. Даже последние события, такие как запрос Армении к России на восстановление железных дорог на территории республики, перевозка российских грузов через Азербайджан в Армению, и многие другие примеры об этом говорят. Как видите ситуацию?

- Это действительно так. Самой географией предопределено, чтобы соседи между собой эффективно экономически взаимодействовали. То же самое касается Южного Кавказа. Доказано исторической практикой – если какие-то межгосударственные, интеграционные союзы формировались или формируются, и они не подкрепляются экономической практикой, то такие союзы просто распадаются.

Но политика и экономика не всегда подчиняются чистой логике, а зачастую вообще не подчиняются. Если взять, к примеру, сегодняшние власти Армении, то они пытаются продемонстрировать, что занимаются внешнеполитической диверсификацией. Но очевидно, что экономически Армения во многом зависит от России и интеграционных процессов с ЕАЭС, поскольку получает от этого выгоду. Но при этом Армения вроде как взяла вектор на интеграцию с ЕС. Что получается обычно в случаях, когда страна, привязанная к определенной географии, начинает запрашивать более глубокие отношения со странами другой географии, но при этом не выбирает конкретного приоритетного союзника и свой внешнеполитический ориентир. На начинает распыляться, потому что не справляется с ситуацией. И ее экономика не справляется с ситуацией, потому что она маленькая.

Поэтому очевидно, что экономика привязана к географии.

Объективно Москва и Ереван сегодня не идут по пути взаимопонимания. Армения рвется на Запад. Но экономика нас скрепляет. Пусть власти Армении и пытаются использовать и тех, и других, и третьих. Привлечь американцев в Зангезурский коридор («Маршрут Трампа»), заказать у России восстановление железных дорог на своей территории. Понятно, что Пашиняну важно, чтобы чужими руками все это сделать. Но это еще одно доказательство того, что Россия – неотъемлемая часть региона.

Возможно, Пашиняну хватит ума не прекратить этот интеграционный процесс, поскольку мы уже видим сокращение товарооборота между Россией и Арменией из-за сближения республики с ЕС.

Что касается Азербайджана, то в этом году Россия также выходила в отношениях с Азербайджаном в позитиве скорее в экономике. И есть вполне неплохие результаты, в частности, продвигается стратегический проект "Север-Юг", в этом году было подписано несколько многосторонних документов по данному проекту в рамках сотрудничества России, Азербайджана и Ирана, проведен ряд важных экономических заседений. Так что в данном вопросе, по крайней мере, проседаний нет. Есть развитие.Может быть не максимальное из возможного, но все же. И это важный факт. Кроме того, интенсивно экономическое взаимодействие между регионами России и Азербайджана. Это также важно, поскольку отражается на общем уровне экономического взаимодействия.

На Южном Кавказе есть экономическая основа и никуда от нее деться невозможно. Экономика скрепит там, где есть проблемы с дипломатией. И мы видим это в действии на практике. В регионе уже по железным дорогам между Россией, Азербайджаном, Арменией идут грузы. А «Маршрута Трампа» пока нет. А экономика уже работает между соседями. Экономический интерес, какими бы ни были политические отношения, свою дорогу проложит.

На американцев в регионе надеяться не стоит. Потому что Трамп - чистый прагматик, в чистом виде бизнесмен. И он замахивается на один проект, просчитывает. И если видит, что ничего особенного он от этого не получит или потратит больше, чем сможет получить и в экономическом, и в политическом плане, то он такой проект оставляет, причем абсолютно безжалостно.

Поэтому Россия, страны Южного Кавказа, государства глобального Юга в той или иной степени имеют общие устремления и заинтересованы в общих, в том числе торгово-экономических, логистических проектах. И над этим направлением нужно продолжать работать, поскольку оно даст наиболее эффективные как экономические, так и политические результаты.