AZN = 60.2 RUB
USD = 102.34 RUB
EUR = 106.54 RUB
Новости дня

A
Эксперт: Планы Франции поставить Армении вооружение – элемент большой геополитической игры

Эксперт: Планы Франции поставить Армении вооружение – элемент большой геополитической игры

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
26.10.2023 19:50

/upload/iblock/cd7/cd7d38f6a85141e7eeef1ee4a58e96e2.jpg

Глава Минобороны Армении и министр вооруженных сил Франции Сурен Папикян и Себастьян Лекорню сегодня подписали в Париже «документы о двустороннем сотрудничестве». 

Министр вооруженных сил Франции Лекорню на пресс-конференции по итогам переговоров заявил, что заявил, что стороны подписали контракт на поставку Армении трех радиолокационных радара GM200 от Thales. Также будет подписано письмо о намерениях с европейским производителем ракет MBDA относительно систем типа Mistral. Лекорню добавил, что Франция также будет проводить обучение армянских военных в области ПВО. По его словам, также запланирован визит армянской делегации в школу ВВС Франции. Кроме того, министр отметил, что Париж будет помогать Еревану с аудитом противовоздушной обороны.

Накануне Лекорню в интервью заявил, что Армения приобретет "ряд вооружений у французских промышленников", в частности, "для защиты неба". По словам Лекорню, Франция поможет Армении "защитить свое гражданское население и обеспечить защиту своих границ". Лекорню заявил, что соглашение будет подписано во время визита его армянского коллеги в Париж.

В парламенте Армении уточнили, что это будет исключительно оборонительное вооружение. 

Примечательно, что ранее власти Армении заявляли о том, что Ереван ищет нового партнера по безопасности, поскольку, по их утверждению, было ошибкой полагаться в этом вопросе на одну страну – Россию.

При этом в Ереване озвучили довольно противоречивую логику, дескать цель получения французского вооружения» – якобы «защищаться и остановить амбиции Азербайджана, потому что финальная цель – жить в мире с нашим соседом».

Кроме того, недавно власти Франции решили назначить военного атташе в свое посольство в Ереване.

Ситуацию «Москва-Баку» комментирует военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная обороны» Игорь Коротченко.

Без названия (26).png- Игорь Юрьевич, Франция намерена начать поставки Армении вооружения и, судя по всему, документ уже подписан в Париже…

- Данное соглашение носит абсолютно антироссийский и антиазербайджанский характер и находится в тренде политики Никола Пашиняна с вектором на свертывание и поэтапный разрыв отношений с Москвой, выход из ОДКБ и стремление спрятаться под западный «зонтик» безопасности.

Выбор Парижа в качестве основного стратегического партнера – это уже мейнстрим политики Еревана. Руководство Армении делает ставку на Францию не только как на страну, которая политически поддерживает Ереван, но и как на партнера, который будет вносить существенный вклад в укрепление военного потенциала республики.

Ереван уже открыто заявил, что нашел себе в лице Франции партнера по безопасности вместо России.

Очевидно, что вслед за подписание министрами обороны Армении и Франции соглашения о поставках вооружения, которое, по-видимому, сегодня произошло, последуют контракты. Вопрос - кто и из каких ресурсов будет оплачивать эти поставки. Я с трудом представляю, что Франция, известная своей скупостью в плане внешней военной помощи, будет осуществлять крупные поставки оружия за счет своего бюджета. Это означает, что Армения станет тратить средства из собственного бюджета, либо это будет кредитная схема оплаты - правительство Армении возьмет кредит у французов либо у европейских структур.

- Ереван периодически поднимает вопрос, что Россия должна была поставить Армении вооружение на 400 млн долларов и якобы не поставила. При этом есть информация, что Россия заказ подготовила, но армянская сторона не стала его перевозить…

- Единственное, что могу сказать по этому поводу: любые вопросы военно-технического сотрудничества носят конфиденциальный характер. Если какие-то вопросы у армянской стороны и возникали, она могла по каналам связи в вопросах военно-технического сотрудничества обсудить проблематику с российской стороной и получить исчерпывающие разъяснения, и решить вопрос. В данном случае из этого и исходим.

- Что можете сказать о вооружении, которое Франция поставит Армении?

-Как известно, это радиолокационные радары GM200 от Thales. Также будет подписано письмо о намерениях по Mistral. Франция также будет проводить обучение армянских военных в области ПВО и помогать Еревану с аудитом противовоздушной обороны.

На самом деле, можно только условно считать, что средства ПВО - это оружие оборонительное. Если, например, Ереван решит совершить вооруженную провокацию, то назвать это оборонительным оружием уже вряд ли будет можно. Франция как производитель вооружений входит в первую тройку основных мировых поставщиков по итогам завершающегося года. Номенклатура оружия у Франции очень широкая. Она практически не ограничена. Это самостоятельный центр европейских производств всех основных видов вооружений. Но возникает вопрос: как Армения будет французское вооружение состыковать с советскими системами, которые у нее находятся. Также поставка оружия подразумевает и приезд в страну иностранных военных специалистов, которые должны на месте обучать армянских военнослужащих эксплуатации и боевому применению поставленной военной техники. То есть вслед за оружием в Армении появится французский военный компонент, который сначала может быть представлен в виде военных советников и специалистов общей численностью до 100 человек. В дальнейшем уже на базе наработанных вариантов взаимодействия, как только сложатся необходимые условия, в республике может быть оформлено и полномасштабное военное присутствие Франции. И объявлено об этом может быть внезапно и одномоментно.

К тому же, в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) действует совместная система противовоздушной обороны. Армения также член этой системы. Это единые стандарты передачи и обработки информации странами-членами структуры, совместные решения задач противоракетной обороны. Сотрудничество Армении в военной сфере с государством членом-НАТО подразумевает разрыв союзнических отношений в военной сфере и выход Армении из всех соглашений ОДКБ. Рано или поздно это произойдет.

Очевидно, для Армении будет адаптирована система опознавания "свой"/"чужой", поскольку разрыв отношений Республики Армения с Россией и другими странами ОДКБ будет означать, что воздушные объекты государств Организации Договора о коллективной безопасности должны быть маркированы для Армении как «чужой». Значит, скорее всего, будет введена лёгкая адаптированная натовская система государственного опознавания.

Важно понимать, что Армения будет переходить на стандарты оружия НАТО. И это принципиальный момент. Это значит, что республика откажется от всех предыдущих лет военного строительства, в основе которого было использование российского вооружения.  

Это практическая реализация разворота Армении на Запад. Это уже не слова, а реальные решения. И это только самое начало процесса. Этот разворот будет всё кардинальнее и в конечном итоге произойдет разрыв с Россией. Когда он произойдет, на каком этапе, очевидно, в ближайшие годы. А может быть и гораздо раньше. Сейчас события в мире очень скоротечны. Всё может произойти внезапно. 

- То есть ни Армения, ни Франция не будут направлять специалистов под видом кого-то другого… Например, тех же сотрудников «мониторинговой миссии» ЕС на армяно-азербайджанской границе.

- Поставка военной техники других стандартов, нежели находятся на вооружении конкретной страны, подразумевает обучение и конфиденциальность всего процесса. Поэтому он и так подразумевает гриф «секретно».

Идет попытка подрыва безопасности в регионе. Набирающие обороты процессы имеют негативный характер. Франция ведь не просто озабочена оказанием Армении военной поддержки, Париж заинтересован в том, чтобы войти в регион, развернуть здесь свои военные компоненты, масштабировать свое военное присутствие. А самое главное, что происходящее – элемент большой геополитической игры. Понятно, что Франция играет, с одной стороны, против России, с другой стороны, против Турции и Азербайджана вместе взятых.

- Президент Армении Ваагн Хачатурян довольно своеобразно пояснил военное сближение с Францией тем, что таким образом Ереван хочет «остановить амбиции Азербайджана, чтобы жить с ним в мире»… На этом фоне и некоторые западные страны продвигают страшилку о потенциальном «нападении» Азербайджана на Армению – для чего?

- Президент Армении – это абсолютно номинальная фигура. Это человек-функция. Это человек, который исполняет свои обязанности, но за которым нет никаких рычагов исполнительной власти.

Азербайджан придерживается норм международного права и не планирует никаких операций военного характера против общепризнанной территории Армении. Другое дело, что между Баку и Ереваном так и не подписан мирный договор и границы не делимитированы и не демаркированы. И это не идет на пользу. Азербайджан уже приступил к реализации проекта транспортного коридора через иранскую территорию.

Сегодня идёт глобальное геополитическое противоборство. Страны, союзы государств противоборствуют друг другу. Каждый отстаивает свои национальные интересы. Одним из элементов такого противоборства является не только проецирование военной силы, но и использование технологий информационной, гибридной или когнитивной войны. Демонизация своего оппонента, приписывание ему самых коварных замыслов и намерений – это часть противоборства между государствами. Недавние победы и восстановление своей территориальной целостности Азербайджаном многим не по душе, поскольку пропала возможность выступать модератором и как-то «рулить» в регионе. Поэтому в ход идет такой инструмент как демонизация оппонента. Это характерно для сегодняшней системы международных отношений, особенно в период острой военно-политической турбулентности, в которой сегодня находится мир.

- Если убрать политическую составляющую, эти французские системы ПВО могут «сделать погоду» армянской армии в случае масштабного конфликта?

- Вопрос так не стоит – сделают или нет погоду. Любые типы вооружения при наличии профессионально подготовленных боевых расчетов, способных эксплуатировать и применять, - это оружие. В конечном итоге, чтобы делать какие-то прогнозы, необходимо знать, насколько масштабными будут поставки Франции Армении, каковы общие параметры контракта. Нужно смотреть, какой будет степень готовности боевых расчетов ВС Армении применять их.

Мы не знаем, насколько масштабной окажется поддержка Армении Западом. Если будет поддерживать как Украину, это один расклад. Если это будет дозированная постепенная поставка оружия – это другое. В любом случае, на каждую систему оружия есть контроружие.

Надо исходить из того, что сегодня в регионе Южного Кавказа и не только в нем вооруженные силы Азербайджана – одни из лучших. На фоне вооруженных конфликтов, которые сегодня в мире происходят в ряде регионов есть азербайджанский пример – когда за 44 дня удалось достичь победы и подписать выгодный для себя мир на условиях военной капитуляции противника. А позже на втором этапе решающих боевых действий – достичь политической и военной победы. Современная история не знает таких прецедентов.

Как минимум, пример Азербайджана демонстрирует, что военное строительство, которым Баку занимался все последние годы, привело к появлению одной из лучших армий современного мира. Если кто-то может лучше – посмотрим, продемонстрирует ли на практике. Поэтому военное усиление Армении не даст возможности Еревану добиться качественного превосходства над Азербайджаном. Этого не произойдет ни при каких условиях, несмотря на любую накачку Западом Армении военной помощью.