Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников – в интервью «Москва-Баку» комментирует продолжающиеся против власти в Армении митинги оппозиции.
- Дмитрий Владимирович, армянская оппозиция, которую недавно возглавил архиепископ Тавушский, 9 мая сумела собрать на митинге в Ереване против премьера и делимитации армяно-азербайджанской границы порядка 100 тысяч человек. Новоиспеченный глава оппозиции поставил Пашиняну ультиматум, что если он не уйдет в отставку, начнется процесс его импичмента. Но позже признал, что голосов парламентской оппозиции не хватит, чтобы начать процесс.
- Аналогичные схемы работы оппозиции и последствия такой «работы» за последние годы мы видели неоднократно. Схема одна – поиск оппозицией в той или иной степени нового лица, которое бы возглавило движение против властей, поскольку уже стало очевидно, что старые политики не вызывают доверия у населения. То есть схема действия оппозиции одна, только «обложка», «фантик» разный. Затем идут попытки вывести людей на улицы. Акции, как показала практика, носят временный характер и затем сдуваются.
Вот сейчас за неимением других инструментов оппозиция решила прибегнуть к религии как способу вывести людей на улицы. Создать такой красивый образ чуть ли не мученика, который ведет народ в борьбе за свободу, за правду, за веру, за свою историю.
...Поставленный оппозицией в качестве главы «освободительного» движения после долгого пути из Тавуша, где начался процесс делимитации границы с Азербайджана, приходит в Ереван. Ему перебинтовывают окровавленные ноги. Он озвучивает громкие заявления. Мы прекрасно знаем, какое значение для армян исторически имеет их церковь, какую роль она играла в их истории. И архиепископ уже заявляет, что народ должен найти себе нового премьера. И этот новый лидер не должен представлять какую-либо действующую политическую партию. И вот он заявляет, что чуть ли не сам может взять на себя такую миссию. Образ красивый, да и только...
Для того, чтобы осуществить государственный переворот, как это получилось у Никола Пашиняна, у оппозиции должно быть серьезное внешнее курирование, должно быть серьезное внешнее финансирование, должны быть присланы кураторы, которые будут процесс направлять, координировать, организовать этому процессу международную информационную поддержку, политическое давление на руководство страны. А что мы видим сейчас? Что единого организующего центра у новой волны протестов нет. Что массово привлечь к шествию из Тавуша в Ереван людей не смогли. Да, организовали массовую акцию 9 мая в Ереване, но это была только разовая массовая акция. Там подключился и «карабахский клан». Неделя началась – что мы видим: массовость акций опять сдувается. Теперь архиепископ уже с поредевшей толпой по сравнению с субботой ходит по Еревану, заглядывает во дворы, в вузы, в Союз художников вот пришел, чтобы, по его же утверждению, «заставить», как он накануне выразился, выйти людей на митинг. Но если народ сам желал бы выступать с протестами, от него этого не надо было бы требовать и не надо бы было ходить по всему городу и разговаривать с людьми. Если бы у оппозиции был действительно серьезный центр организации данных протестов, масштабы были бы другие, массовость, число привлеченных городов. Был бы подвоз людей на акции, в том числе массово в Ереван. Все это бы спонсировалось. Здесь – ничего такого.
Нет постоянных палаточных лагерей или они были краткосрочными да и то только в Тавуше, нет постоянного давления на власть – попытки штурма здания парламента, правительства. Оппозиция собирается – расходится, собирается – расходится. Уличная активность ради уличной активности – произойти на таком уровне организации ничего не может. Ну поставил новый так называемый глава оппозиционного движения архиепископ ультиматум Пашиняну, что вот он в такой-то срок должен покинуть пост, иначе будет запущена процедура импичмента. Потом тот же архиепископ признается, что не хватает голосов в парламенте для запуска импичмента, потому что правящее большинство в парламенте представляет фракция премьера. Ну смешно же. Не выполнил в очередной раз Пашинян ультиматум, ну и что дальше, что оппозиция будет делать в очередной раз? Да ничего. Можно сколько угодно объявлять о начале такой процедуры. Ну начните. Как начнете – так и закончите. Все это понимают. И Пашинян тоже.
- На этом фоне мы видели, что главы МИД Азербайджана и Армении встретились по мирному договору в Алматы…
- Да, пока оппозиция под предлогом свержения Пашиняна в очередной раз пытается откинуть страну назад, в том числе сохранить территориальные претензии к соседу, Баку и Ереван продолжают весьма неплохо выстраивать диалог по миру. И даже с результатами. И это явно лучше и для Армении, и для Азербайджана. Мирный процесс движется. И слава Богу. Хорошо, что Ереван скорректировал в последнее время свои заявления в большей степени в сторону мира с Азербайджаном. Уже не упоминает необходимость третьего посредничества в переговорах, соглашается на прямые переговоры. Меньше выступает с критикой в адрес Азербайджана и все больше говорит о подписании мирного соглашения.
Но заявления о том, что вот готовы скоро подписать документ – тоже слышали от Еревана и ранее неоднократно. И сроки все время сдвигаются. Поэтому точно утверждать, что к ноябрю будет мирное соглашение, как об этом рассуждает Пашинян, пока рано. Пока это остается только словами. Говорить, что процесс идет к завершающей стадии, тоже нельзя. Но сам процесс переговоров не остановлен, процесс происходит, конструктивные подвижки есть.
Азербайджан традиционно выступает с сильных позиций в процессе. Ему удается влиять на армянскую сторону, добиваться выполнения своих требований.
Пашиняну на самом деле нужно как можно быстрее подписать мир с Азербайджаном. Чем дольше он тянет, чем дольше рубит хвост маленькими кусочками, тем больше будут пользоваться этим в оппозиции. Поставить точку в этом процессе и выйти на новый уровень для него было бы позитивно. А пока нового развития нет, а есть ситуация, которую его противники используют для критики и выходов на улицы. И чем больше он тянет, тем больше они будут этим пользоваться.
- Почему он тянет?
- Возможно, считает, что как только он подпишет с Баку мирный договор, даже его кураторы со стороны Соединенных Штатов и ЕС могут посчитать, что он свою задачу выполнил и может уходить.
На самом деле, если ему дадут уехать на Запад с заработанными миллионами – в Париж, Лондон, Майями, - для него все хорошо закончится. Вопрос рисков. Пока он премьер-министр, у него есть определенные гарантии безопасности. Если он уйдет с поста, возникнет вопрос – сохранятся эти гарантии или нет.
- Президент Азербайджана на днях заявил, что Штаты и Франция стали основными странами, которые ополчились на Баку. И предупредил, что если поставки вооружения Еревану превысят красную линию, пусть никто не обижается…
- Южный Кавказ остается в центре внимания США. Они пытаются модерировать ситуацию везде: и в Закавказье, и в Передней Азии, и в других регионах, особенно постсоветского пространства и тех стран, с которыми стремится сближаться Россия. Евросоюз без поддержки Штатов не влезал бы в данные регионы. Старшими в евроатлантическом партнерстве являются Соединенные Штаты.
Для США задача – сделать так, чтобы подписание мирного договора между Баку и Ереваном шло под их диктовку, чтобы гарантом мирного соглашения был определен Вашингтон, чтобы Америка, НАТО ввели в Закавказье через Армению свой контингент, отправили в регион своих политических представителей. Штаты хотят быть главным модератором ситуации на Южном Кавказе. Пока стороны мирного процесса однозначно не примут это условие, Вашингтон будет давить, демонстрировать, что является ключевым игроком и что без его решения, без его прямого вмешательства ничего заключить не получится и без него никакого мира не будет, пока он на это не даст отмашку. Это позиция США. Да, они за мир, но не просто за мир, а за мир под свою диктовку, за мир, в котором они будут главным судьей и арбитром, контролирующим позиции сторон и сохраняющими свой контроль над ситуацией на будущее. Такой мир их устраивает.
Поэтому Азербайджан неожиданно полгода назад и начал последовательно публично и жестко критиковать США и продолжает это делать. Баку совершенно справедливо хочет мирного соглашения, достигнутого с Арменией на двусторонней основе без посредников, без вмешательства в процесс и документ стран и структур, которые, тем более к Южному Кавказу не имеют никакого отношения, которые находятся от него за два океана, на другой части земного шара. Такое вмешательство однозначно деструктивно. Азербайджан об этом совершенно логично говорит, но США, естественно, продолжат гнуть свою линию. Поэтому говорить о том, что мирный процесс между Баку и Ереваном встал на рельсы окончательного завершения, нельзя.