AZN = 45.74 RUB
USD = 77.76 RUB
EUR = 90.16 RUB
Новости дня

A
Эксперт рассказал «Москва-Баку» о последствиях «взрывной» политики Дональда Трампа в Закавказье

Эксперт рассказал «Москва-Баку» о последствиях «взрывной» политики Дональда Трампа в Закавказье

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
20.01.2026 18:27

Фото: Samuel Corum / Getty Images
Фото: Samuel Corum / Getty Images

Программный менеджер Российского совета по международным делам (РСМД) Милан Лазович в интервью «Москва-Баку» - о том, как «взрывная» политика Дональда Трампа отразится на Закавказье.

цуфым.jpg- Милан Светиславович, хочется разобраться в ситуации. Когда смотришь на текущую политику Трампа, ситуацию, когда он заявлял, что урегулировал 8 конфликтов, более-менее мы поняли. Когда он взялся за Украину – тоже. Но теперь пошла Венесуэла, Гренландия. Возникает ощущение, будто человек взял в ладони много всего и это все из ладоней стало вываливаться ввиду переполненности. Как вы оцениваете такую тактику американского лидера через призму перспектив на Южном Кавказе? Не пытается ли он охватить все и сразу или результативность при такой тактике допускается? Как допустил Дмитрий Песков, может войти в историю?

- Думаю, Трамп действительно хочет войти в историю. И именно в таких своих шагах действующий американский лидер видит национальные интересы США. Он реально так видит и так думает. Решение вопроса с Гренландией, по мнению Трампа, критически важно для национальной безопасности США. Урегулирование ситуации вокруг Украины позволило бы снять напряженность в отношениях с Россией и после этого более интенсивно работать с Евразией. Ведь украинский кризис очень мешает отношениям Штатов с Россией, с Китаем, в некоторой степени с Центральной Азией и так далее. Решение украинского кризиса – это своего рода ворота в Евразию. Просто разрешение украинского кризиса – это тяжелый вопрос, это признает сам Трамп.

Да, кажется, что Трамп слишком много на себя берет и пытается критически важные вопросы вроде как решить одновременно. Но я допускаю, что при тщательных усилиях результат по урегулированию ситуации вокруг Украины может быть достигнyт.

Важно отметить, что Трамп «так много на себя берет» в том числе потому, что в ноябре пройдут промежуточные выборы в Конгресс и необходимо сделать по максимуму.

По большому счету все эти громкие шаги Трампа, которые может быть кого-то шокируют, - это такие пиар-акции, целью которых является показать мощь США. При этом с обязательным бизнес-результатом и имиджевыми бонусами. То же самое касается политики президента Соединенных Штатов на Южном Кавказе. Работа на этом треке была задолго до Трампа проведена Россией, а Трамп просто пришел и снял сливки. Трамп просто по стечению обстоятельств впрыгнул в «вагон поезда». И заполучил ко всему прочему такой бизнес проект в регионе как «Маршрут Трампа». Ведь Армения в результате соглашения по данному транспортному проекту передаст в эксплуатацию США территорию под маршрут на 49 лет с правом дальнейшего продления и получения от проекта выгод, в том числе в виде металлов. Отличающая Трампа тактика - это, помимо пиара, бизнес-стратегия, жесткий прагматизм, и здесь он тоже присутствует. Бизнес, интересы, пиар.

Вместе с тем, Трамп - человек очень импульсивный и бывает сложно предугадать его в дальнейшие шаги. Тем не менее, полагаю, что «Маршрут Трампа» будет иметь в регионе долгосрочную перспективу. Даже если к власти в США придут оппоненты Трампа, вряд ли они захотят упустить выгоду от проекта и нахождения в Закавказье. Для самого действующего американского лидера данный проект – это также имидж, желание продемонстрировать, что США являются медиатором в разных точках мира.

- Хорошо, какими вы видите позиции Азербайджана и Армении в связи с американским участием в регионе?

- Сегодня Сергей Лавров на пресс-конференции процитировал госсекретаря США Марко Рубио о политике Трампа, согласно озвученной Лавровым цитате Рубио, возможно, интересы США и РФ могут не совпадать по многим вопросам, однако если хотя бы по каким-то направлениям они совпадают, - это важно и хорошо. И будет хуже, если несовпадение по тематикам будет превалировать. Полагаю, что в какой-то степени аналогичную позицию в отношениях с США занимает Азербайджан. Известна позиция азербайджанских властей о том, что отношения с Соединенными Штатами на протяжении многих десятилетий у Баку были непростыми. С 1990-х тянется история с 907-й поправкой. Как в последнее время отмечали азербайджанские власти, отношения с США при администрации Байдена были ниже плинтуса. И приход к власти Трампа стал шансом на улучшение отношений. Позиция Баку – что улучшение отношений – это более в плюс, чем сохранение отношений негативных. Безусловно, если есть какие-то точки, где интересы сходятся, этим надо пользоваться. Плюс, мне кажется, еще важным фактором является фактор личностный. Есть хороший контакт, хорошее взаимопонимание между Трампом и Алиевым. Это много значит. Потому что с Байденом было абсолютно не так.

И мы видели, в каком состоянии были отношения Азербайджана с прошлой, демократической администрацией. Очевидно, что Азербайджану необходимо транспортное соединение между основной территорией страны и ее эксклавом Нахчыванской Автономной Республикой. Но Азербайджан не участвует напрямую в проекте «Маршрут Трампа». Это чисто двустороннее соглашение между Ереваном и Вашингтоном. И в данном случае в определенной степени это правильное решение Баку о неучастии в этом соглашении во избежание рисков в будущем. Никто не знает, что и как будет, в том числе в случае ухода лояльных миру в Закавказье властям в США.

У Азербайджана параллельно реализуется проект прокладки транспортного маршрута в Нахчыван через Иран. Однако, на мой взгляд, в связи с регулярной нестабильностью ситуации в Иране, он менее надежен. Но все же допустим.

При этом, если говорить о позиции Армении, считается, что Никол Пашинян – скорее прозападный политик. Но не исключено, что он будет и пытается при этом балансировать в отношениях с Россией. Так что не все так просто.

При всем при этом нельзя не отметить, что роль России в регионе и вовлеченность страны будет неизменно оставаться. РФ выступает важным игроком на мировой арене, в регионе, является соседом закавказских государств. И сотрудничество России с южнокавказскими соседями будет сохраняться, Россия будет безусловно подключаться к различным стратегическим проектам, в том числе транспортным.