Российские политологи продолжают обсуждать новые «тезисы» по Карабаху, которые прозвучали в начале этой недели в Ереване на ежегодном собрании армянского дипломатического корпуса. Там премьер-министр Никол Пашинян внезапно предложил новое толкование «этимологии» этого конфликта.
«Все забыли об одном: как Азербайджан вышел из состава СССР, и ничего странного в этом нет, так и Нагорно-Карабахская автономная область вышла из состава Азербайджанской ССР, и это также не должно считаться чем-то странным», – подчеркнул Пашинян. «Чрезмерно огорчен тем наследием в переговорном процессе, которое досталось мне при избрании премьером», – заявил глава армянского кабмина.
«Господин Пашинян передергивает и лукавит. Согласно советской конституции, союзные республики – Азербайджан, Армения, Россия, Украина и так далее – действительно могли выйти из состава СССР. Но автономии, автономные области не имели такого права. Это был уже в чистом виде сепаратизм», – заявил по этому поводу «Москва–Баку» руководитель портала PolitRUS Виталий Арьков.
«Когда СССР разваливался, то Азербайджан покинул его в законном порядке, и это было признано всеми сторонами, – и другими республиками, и международным сообществом, и ООН. А пусть господин Пашинян покажет договор между Азербайджаном и Нагорным Карабахом о выходе. На основании каких документов Карабах вышел из состава Азербайджана?», – риторически спросил Арьков.
На съезде дипломатического корпуса вслед за Пашиняном выступил и его подчиненный, глава МИД Зограб Мнацаканян, чья речь была переполнена выпадами в адрес Азербайджана. «Армяноненавистническая политика Баку» создает угрозу для существования жителей Карабаха», - заявил министр и потребовал сохранить «военно-политическое равновесие» в регионе.
«Попытки нарушить это равновесие со стороны Азербайджана, которые до сих пор проявлялись, в том числе в применении силы, являются угрозой для мира и безопасности», – сказал Мнацаканян.
Армения не может пойти на решение, которое поставит под угрозу безопасность людей в Карабахе и ограничит рамки реализации права на самоопределение, заявил министр. Ранее, напомним, Мнацакаян повторял прозвучавшие в начале августа на митинге в Степанакерте (армянское название оккупированного Ханкенди – прим. ред.) слова Пашиняна о том, что «Карабах – это Армения и точка».
В международном праве действительно есть право народов на самоопределение, напомнил в этой связи Виталий Арьков.
«Но разве в Нагорном Карабахе есть титульный этнос? Нет такого народа, как «карабахцы». Там жили, в основном, два народа – азербайджанцы и армяне. Но для самоопределения армянского народа уже есть Республика Армения. Тогда о каком самоопределении в Карабахе может идти речь? Речь идет лишь об «отжатии» территории другого государства», – отмечает российский политолог.
«Давайте сейчас азербайджанцы заселят компактно одну из приграничных провинций Армении, лет через сто выгонят оттуда оставшихся армян и объявят эту территорию суверенной республикой и еще одним азербайджанским государством, – предложил аналогию Арьков. – А именно такая ситуация произошла в Карабахе, только сделали это армяне».
Ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков не стал подробно оценивать сами тезисы Пашиняна и Мнацаканяна, а предложил разобраться в подоплеке их появления.
«Публичные выступления первых лиц государств на совещаниях дипломатического корпуса, как правило, адресованы не только внешней, но и внутренней аудитории, – пояснил он «Москва-Баку». – Насколько можно судить, на Никола Пашиняна такая внутриполитическая мотивация оказала очень заметное влияние. Например, упоминания о диаспоре могут быть месседжем для сторонников премьера в собственной стране. Вероятно, он стремится укрепить в них оптимистические ожидания, – ожидания того, что обращаясь к диаспоре, Ереван сможет найти новые ресурсы для решения внутренних проблем».
Однако общественность Армении, скорее всего, оценит такие перспективы скептически, предрекает эксперт.
Зограб Мнацаканян сам в четверг сообщил, что его встреча с коллегой из Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым планируется в ближайшее время. На этом фоне премьер и глава МИД Армении, казалось бы, должны были бы минимизировать неприемлемые для Баку тезисы в своей риторике. Но Пашинян и Мнацаканян поступили бы так лишь в том случае, если бы им понадобилось продемонстрировать максимальную готовность к диалогу с Азербайджаном, отмечает Нейжмаков.
«Напротив, сезонный рост активности таких посредников, обычный для конца августа – сентября, несет внутриполитические риски для Никола Пашиняна – ведь чем больше Ереван вовлекается в переговоры, тем чаще в оппозиции обвиняют премьера в намерении вести закулисный торг об уступках Азербайджану. В преддверии хотя бы ситуативной актуализации переговоров по Карабаху премьеру и его команде важно демонстрировать внутренней аудитории как раз позицию максимально неудобного для Баку переговорщика», – объяснил политолог.
Наблюдатели не исключают, что новый разговор глав МИД Армении и Азербайджана состоится в Нью-Йорке в рамках сессии Генеральной Ассамблеи ООН.