AZN = 52.84 RUB
USD = 89.82 RUB
EUR = 99.72 RUB

A
Эксперт: Россия сохраняет посредническое доминирование в армяно-азербайджанском урегулировании

Эксперт: Россия сохраняет посредническое доминирование в армяно-азербайджанском урегулировании

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
30.11.2022 19:50

/upload/iblock/2cf/2cf681132047e7ff4a66e18a701ec637.png

Директор Института политических исследований Сергей Марков – в интервью «Москва-Баку» о том, что сулит срыв брюссельской встречи лидеров Азербайджана и Армении и причем здесь предстоящий визит главы азербайджанской дипломатии в российскую столицу.

82918135-680591.jpg- Сергей Александрович, встреча лидеров Азербайджана и Армении в Брюсселе сорвалась из-за условия Еревана об обязательном участии Макрона в переговорах. Как известно, участие президента Франции в посредническом процессе для Баку стало неприемлемым. Теперь глава МИД Азербайджана едет в Москву на встречу с Лавровым. Как можете прокомментировать такую последовательность?

- Недавние провокационные заявления президента Франции Макрона парализовали участие Парижа в качестве посредника по армяно-азербайджанской нормализации. Ильхам Алиев проявил политическую волю, категорически отказав французскому лидеру в участии в брюссельской встрече. Понятно, что этой встречей и премьер Армении, и президент Франции решали свои задачи – Макрон в очередной раз хотел показать, какой он активный в посреднических переговорах на Южном Кавказе, это также было частью плана Запада по дезавуированию усилий России, ее роли в качестве главного посредника в урегулировании между Азербайджаном и Арменией. Пашинян же собирался в очередной раз воспользоваться поддержкой Франции и таким образом попытаться продвинуть антиазербайджанские тезисы. Сегодня Париж совершенно откровенно стал вести радикальную проармянскую политику. Макрон по сути стал армянским политиком. Для Алиева встречаться в Брюсселе в таком формате означало бы все равно, что встречаться с двумя армянскими политиками. Поэтому президент Азербайджана проявил настоящую политическую волю и категорически Парижу в этом отказал. 

Таким образом, на мой взгляд, Баку в некотором роде блокирует европейских формат переговоров. Полноценная реализация европейских переговоров сейчас маловозможна. Если эта площадка не ликвидирована, можно считать, что ее возможности значительно пошатнулись. Полагаю, что и на предстоящем Совете министров иностранных дел ОБСЕ в Польше мы услышим не только антироссийские, но и антиазербайджанские тезисы. Отстранение европейской площадки (хотя может быть и временное, и будут найдены какие-то другие форматы с участием ЕС) означает, что урегулирование будет больше развиваться на российском треке. Предстоящий визит министра иностранных дел Азербайджана в Москву как раз «читается» в том числе в этой связи. Россия остается доминирующим посредником в нормализации отношений между Баку и Ереваном. На Россию возлагается в этом вопросе большая ответственность. Франция же подорвала возможности Евросоюза быть переговорщиком.

Поэтому актуальные вопросы повестки армяно-азербайджанского урегулирования и будет обсуждать главы МИД России и Азербайджана – это будет сверкой часов – в целом – как складывается ситуация с выполнением трехсторонних заявлений, особенно с учетом последней встречи лидеров РФ, Азербайджанской Республики и Республики Армения в Сочи, обсуждения параметров мирного договора. В том числе, естественно, речь по-прежнему будет идти о подходах к реализации Зангезурского коридора, когда Ереван проект блокирует, о подходах к началу процесса делимитации границы.

Также на переговорах не обойдется без обсуждения острых вопросов – у азербайджанской стороны сохраняется вопрос, касающийся невывода армянских вооруженных формирований из Карабаха. Данный вопрос поднимался Баку неоднократно. Вопросы есть у Азербайджана и в связи с использованием российским миротворческим корпусом в Карабахе в своих бюллетенях армянских названий при фиксировании населенных пунктов вместо азербайджанских. Это беспокоит Азербайджан. Поскольку Карабах – это часть Азербайджана, законными являются исключительно азербайджанские названия. Поэтому официальный Баку активно поднимает эту тему.

Также, я уверен, Лавров и Байрамов затронут ситуацию в ОДКБ, спровоцированную Арменией. Азербайджан не входит в Организацию Договора о коллективной безопасности, но ситуация, которую спровоцировал в организации Ереван касается непосредственно Баку, поэтому данный вопрос российская и азербайджанская сторона проговорят.

Будут, естественно, затронуты и вопросы реализации двустороннего сотрудничества, исходя из подписанной в феврале этого года Декларации о союзническом взаимодействии. Российско-азербайджанские контакты на высоком и высшем уровнях за последние месяцы были крайне активными в условиях в условиях новой международной ситуации, мировой экономической ситуации. Это и Каспийский экономический форум, и Веронский евразийский экономический форум, и Азербайджано-российский межрегиональный форум, а также состоявшиеся визиты в Баку премьер-министр России Михаила Мишустина, а ранее – председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина. Все эти контакты, активное сотрудничество и обсуждение взаимодействия России и Азербайджана в новых геополитических и геоэкономических условиях еще раз показывает, что Москва и Баку выходят на новый уровень отношений в практическом плане и реализуют конкретные задачи, отвечают совместно на поставленные вызовы. В частности, главы МИД России и Азербайджана, полагаю, также обсудят в Москве реализацию транспортного коридора «Север-Юг».

- Какие у России на сегодняшний день в принципе есть способы подтолкнуть стороны к подписанию мирного договора.

- Основной способ давления – это доводить до Пашиняна осознание той объективной мысли о том, что если он не будет выполнять трехстороннее заявление, через три года, когда закончится срок размещения российских миротворцев в Карабахе, Москва даст зеленый свет на возвращение Азербайджаном своих территорий военным путем. Понимание этой перспективы может подтолкнуть Пашиняна к заинтересованности в мире и согласие на условия Азербайджана.

В целом же, нужно продолжать подталкивать стороны к конкретному переговорному процессу и обсуждению всех сложных вопросов.

Сегодня все же наблюдается определенная стагнация в вопросе выполнения трехстороннего заявления. Два года прошло с его подписания, но результатов нет. Не думаете ли вы, что, может быть России стоит пересмотреть подход к нормализации?

- Не думаю. Подписантам заявления по-прежнему стоит опираться на трехсторонние заявления, из них и исходить, выполнять. Думаю, такая основа для урегулирования является правильной.

- Сейчас, после срыва брюссельской встречи лидеров Азербайджана и Армении мы снова видим визиты европейских и американских чиновников в Армению и Азербайджан, звонки. В информационном плане ощущение, что они делают это нон-стоп.

- Таким образом продолжают пытаться вытолкнуть Россию из процесса. Видим всплески митингов прозападных сил в Армении, которые уже призывают снести памятники российским деятелям, как на Украине. Вот сегодня были призывы снести памятник Пушкину. Это смесь прозападных тенденций и национализма. И это нехорошая почва. Другое дело, объективно, такие тенденции в Армении менее сильные, чем пророссийские. Людям не нужна новая эскалация, призывы к реваншу, все то, что еще больше повергнет Армению в хаос.

При этом я уверен, что Никол Пашинян продолжит пытаться провоцировать конфликты между Арменией и Россией, провоцировать информационную бурю и смещать общественное мнение в ту логику, что Москва нам что-то не додала, не защитила. Армения останется в ОДКБ, при это будет продолжать провоцировать. Постепенно еще в больше степени станет сближаться с Францией и США. Правда в этом случае не исключаю сценарий, что в конце концов при таком подходе власть в Армении будет смещена на более пророссийскую.