Генеральный директор Каспийского института стратегических исследований Игорь Коротченко – в интервью «Москва-Баку» комментирует заявления российского лидера о Карабахе, а также, как прозападные шаги Еревана отразятся на ситуации в армяно-азербайджанском урегулировании.
- Игорь Юрьевич, как можете прокомментировать заявления президента России на ВЭФ о том, что, собственно, все претензии Армении к России вокруг армяно-азербайджанской ситуации невозможны в связи с тем, что армянское руководство само признало Карабах азербайджанским?
- Президент России Владимир Путин расставил все точки над i, еще раз подтвердил, что Россия уважает территориальную целостность Азербайджана, что Карабах – это Азербайджан, и по сути заявил: все обвинения, которые выдвигает армянское политическое руководство, Никол Пашинян к Москве следует адресовать исключительно себе, поскольку действительно на официальном уровне власти Армении признали Карабах азербайджанским.
Учитывая, что власти Армении сегодня усиленно пытаются сделать Россию крайней в своих неудачах, проблемах, Путин в довольно корректной, но жесткой дипломатической форме ответил армянскому руководству.
- При этом Путин заявил, что после ряда провокаций Еревана в отношении Москвы у России с Арменией и лично Пашиняном никаких проблем нет…
- Нужно понимать, что это политическое заявление президента. Оно говорит о том, что, публично мы не собираемся придерживаться той же враждебной риторики, которую демонстрирует по отношению к нам армянское руководство. Путин публично выступил корректно, показал, что Россия не захлопывает дверь перед Арменией, наоборот, дал понять, что ничего не поменялось в российско-армянских отношениях и Москва по-прежнему рассматривает республику в качестве партнера.
Но чтобы понять, как Москва реально оценивает ситуацию вокруг Армении, достаточно посмотреть недавний сюжет на канале «Россия 1» Дмитрия Киселева, это месседж Кремля Еревану. Там публичные оценки абсолютно иные. Поэтому все всё прекрасно понимают. Москва прекрасно понимает, что Пашинян – игрушка Запада и инструмент по отрыву Армении от России. И провокационные, откровенно хамские шаги Еревана по отношению к России, свидетелями которых мы были и, не сомневаюсь, будем и дальше, - это неприемлемо.
Пашинян последовательными антироссийскими шагами решает несколько задач. Он стремится повернуть Армению навстречу Западу, я бы сказал, извините за грубость, «унавозить» почву для того, чтобы отношения Еревана и Запада были максимально благоприятными.
Не будем забывать о политической сути действующего армянского премьера: это продукт «цветной революции», cтавленник американских, западных неправительственных организаций. С его прихода к власти в Армении прошло 5 лет, все это время Запад вкладывал в него деньги, пришло время отрабатывать. Он вкусил все прелести власти и не хочет расставаться с насиженным креслом. Поэтому, с одной стороны, он выполняет свою прозападную миссию. И с другой стороны одновременно, в том числе для реализации поставленной задачи в ситуации, когда в обществе есть много радикалов и реваншистов, пытается возложить ответственность за проблемы Армении на Россию, перекинуть гнев армянского общества с себя, он делает все, чтобы в глазах армянского населения РФ выглядела главным виновником несбывшихся надежд и мечтаний, в том числе и армянских реваншистов.
- Какую тактику на практике применит Москва в отношениях с действующим руководством Армении в текущей ситуации?
- В закрытом режиме совместно вырабатываются решения Администрацией Президента, МИДом России, другими ведомствами, службами. И если в Ереване не понимают, значит нужна новая тактика. И здесь также важна так называемая «мягкая сила». Могу сказать, что если некие пресловутые российские блогеры, совершенно очевидно антиазербайджански, радикально настроенные будут выступать в качестве актива этой самой «мягкой силы» России в Армении, то успехов у нас на этом направлении не будет. Нужны другие персонажи. Не фрики, а люди, которые имеют возможность влиять на армянских интеллектуалов, на армянское общественное мнение. Это серьезная задача, в противном случае, если она не будет решена, мы в Армении получим вторую Украину.
- Перед заявлением Путина были очередные оправдания Пашиняна по антироссийским шагам Армении… Но не слишком убедительные…
- Это такая хитрость, недостаточная продуманная, где-то глуповатая – от отчаяния или наглости, сложно сказать. Как ему в спецслужбах не объяснили, что ну, допустим, ты дай клятвы в верности Франции, Великобритании, Америке в закрытом режиме, что тебе мешает. Но такие публичные выпады в адрес Москвы – это очень серьезный просчет внешнеполитического планирования Армении, который в конечном итоге нанес удар по самому Еревану.
- Сепаратисты в Карабахе вновь выбрали своего главаря. При этом Пашинян заявил, что поздравлять «новоизбранного» не с чем, так как на него легла огромная ответственность. То есть и в Ереване, и сепаратисты чувствуют, что судьба сепаратистского образования предрешена? C учетом текущей ситуации, заявлений Путина, поведения Еревана, какие перспективы у армяно-азербайджанского урегулирования?
- Любые так называемые выборы в Карабахском экономическом районе Азербайджана, на суверенных азербайджанских территориях – не более, чем самодеятельность местечкового уровня и попытка сепаратистов, Еревана ухватиться за последнюю соломинку. Ни одна страна традиционно не признала эти «выборы» законными. Поэтому изменение фамилий в «руководстве» армянских сепаратистов по большому счету ситуацию не меняет. Да, Ереван хочет оставить за сепаратистами эту часть Карабаха. Но необходимо понимать, что итоги Второй Карабахской войны перевернули страницу многолетнего карабахского конфликта. И сейчас на практике стоит единственно объективный вопрос: о темпах, сроках реинтеграции карабахских армян в правовое пространство Азербайджана.
Карабах – это Азербайджан. Временно там действует незаконный сепаратистский режим, по сути удерживающий население в заложниках. И вполне вероятно, что сегодняшняя политическая ситуация будет только способствовать скорейшему возвращению Азербайджаном под свой контроль всего Карабаха.
Но, не сомневаюсь, что в ближайшее время вооруженные вылазки, провокации в отношении Азербайджана со стороны сепаратистов, а также ВС Армении продолжатся. Поэтому Азербайджан, по всей видимости, продолжит сочетать дипломатическую работу с точечными силовыми операциями ответного характера. Путь тернистый, но в конечном итоге логика истории неумолима и противостоять ей Армении бессмысленно. С точки зрения исторической логики, политических процессов не существует других путей и вариантов, кроме реинтеграции армянского населения в Азербайджан.
- На прошлой неделе в Администрации президента Азербайджана заявили, что Баку и Ереван согласовали 70 процентов мирного договора. Что думаете об этом?
- К сожалению, какой объем согласован на сегодняшний день не имеет значения. Это отнюдь не означает, что завтра будет подписан мирный договор. Поскольку мы не раз становились свидетелями того, как Пашинян может перевернуть фигуры в партии, в которой он не выигрывает. Ереван, как мы увидели, может в любой момент по своей прихоти отказаться от своих обязательств. Премьер Армении уже отказался от обязательств, которые брал на себя по трехстороннему заявлению, хотя на документе стоит его подпись и хотя Россия спасла 30-тысячную армянскую группировку войск во время Второй Карабахской войны от полного уничтожения.
Время идет и Пашинян пользуется этим, чтобы менять правила игры. Можно согласовать и 99 процентов договора, а потом он скажет: «Извините, мы ничего подписывать не будем». Не нужно абсолютизировать процентное составляющее согласованных пунктов мирного договора. Это ни о чем не говорит. Ведь видимых результатов нет: делимитация и демаркация границы не началась, все карты минных полей не переданы, незаконные армянские вооруженные формирования из Карабаха не выведены, вооруженные провокации сепаратистов продолжаются каждый день. Я сторонник realpolitik.
В Армении есть часть общества, требующая реванша, и она может стать горючим для новой войны. Поэтому Азербайджан должен быть готов к чему угодно, к любым выходкам Армении. Знаете, как говорится, доброе слово эффективно, но с пистолетом оно эффективнее…
Для России важна реализация транспортного коридора «Север-Юг», разблокирование транспортных коммуникаций на Южном Кавказе, важна реализация Зангезурского коридора. Это отвечает российским национальным интересам. Это было для России актуально в ноябре 2020 года, когда российский, азербайджанский и армянский лидеры подписывали трехсторонний, cейчас для Москвы разблокирование в Закавказье стало еще более важным. Поэтому будем ждать позитивных результатов для всех.
- Накануне российская гуманитарная помощь карабахским армянам все же проехала по дороге Агдам-Ханкенди, хотя сепаратисты и фуру из России «помариновали» несколько дней, не давая ей «зеленый свет».
- На самом деле, в моем представлении это первый шаг на пути практической реинтеграции карабахских армян в правовое юридическое пространство Азербайджана. Дорога Агдам-Ханкенди открыта. Тем самым демонстрируется, что Карабах – это Азербайджан. Со всеми вытекающими. И Азербайджан этот вопрос дожмет.