После прихода к власти в Армении Никола Пашиняна российско-армянские отношения заметно усложнились. Об этом свидетельствуют периодически выплескивающиеся в публичное пространство взаимные обвинения. После определенного затишья и, казалось бы, смягчения ситуации, мы наблюдаем очередной виток взаимного недовольства, на который обращают внимание эксперты как в России, так и в Армении.
Так сначала в Ереване категорически не согласились с прозвучавшим со стороны главы МИД России Сергея Лаврова заявлением о наличии на столе переговоров по нагорно-карабахскому конфликту плана о его поэтапном урегулировании, в который входит в том числе и передача Арменией Азербайджану территорий вокруг Нагорного Карабаха. В Ереване данное заявление категорически опровергли. При этом МИД России даже после несогласия армянской стороны с данной позицией переподтвердил наличие такого плана.
На этом же фоне неприятные дискуссии возникли и по теме запрошенного в очередной раз со стороны Еревана понижения цены на российский газ. Ранее правительство республики направило запрос в «Газпром» о возможности понижения цены на "голубое топливо". Пресс-служба премьер-министра Армении Никола Пашиняна сообщала, что данный вопрос обсуждался и в ходе недавних телефонных переговоров главы армянского правительства с президентом России Владимиром Путиным. Вместе с тем, пресс-служба Путина данный вопрос в повестке по итогам переговорам не зафиксировала. Сейчас армянские СМИ активно пишут, что российский лидер всячески пытается избегать обсуждения этого вопроса. Ведь официальный Ереван в лице Пашиняна в течение двух лет власти в Армении так и не смог вызвать доверия у Путина, а скорее наоборот, отношения так и не стабилизировались. Очевидное недовольство России позицией своего стратегического союзника подтверждает и недавний комментарий Лаврова по ситуации с потенциальным понижением Россией для Армении цены на газ. Так глава российской дипломатии назвал неуместным вспоминать о союзнических отношениях с РФ только в определенных ситуациях. "Когда цена, которая сейчас действует для Армении, Беларуси, была в два-три раза ниже рыночной, это воспринималось как данность, и никто не говорил о том, что это – политика. Все говорили, что нам так положено", - сказал Лавров. Здесь вышла и еще одна больная мозоль в двусторонних отношениях. Лавров коснулся ситуации с «дочкой» РЖД и обратил внимание на то, что "судебные процессы, которые за последние пару лет начались в Армении в отношении совместных предприятий, включая Южно-Кавказскую железную дорогу, будут урегулированы без попыток внести туда вещи, которые не подобает отношениям между союзниками". В Ереване снова ответили несогласием. Так вице-премьер Армении Григорян заявил: мысль о том, что Армения, исходя из ситуации, пользуется падением цен, не столь уместна. А что касается «дочки» РЖД, так по словам Григоряна, «правительство не потерпит, чтобы, исходя из каких-либо обстоятельств, какая-либо компания действовала вне закона».
Сегодня же МИД Армении, комментируя вопрос подписания Меморандума о взаимопонимании между республикой и Россией по биологическим лабораториям и допуска в них российских специалистов, дал понять, что такой допуск нежелателен.
Почему Россия и Армения вновь вышли на уровень, когда приходится публично говорить о проблемах, «Москва-Баку» комментируют эксперты:
Политолог Евгений Михайлов считает данные «словесные дуэли» очередным сигналом того, что Армения почти напролом идет в сторону Запада, хотя и пытается все еще усидеть на двух стульях, при этом порой совершенно уже не церемонясь ни в заявлениях, ни в действиях.
«Очередной отказ Армении допустить российских специалистов в биологические лаборатории двойного назначения, построенные и курируемые Соединенными Штатами Америки, является продолжением линии начатого республикой движения в сторону Запада. Мы помним, как в ноябре прошлого года во время визита главы МИД России Сергея Лаврова в Армению Москва ожидала, что будет подписан Меморандум о допуске российских специалистов в биолаборатории. В итоге в Ереване сказали: "Да-да, но потом".
Очевидно, что это четкая линия, которая была задана Армении западными партнерами: не допускать российских специалистов на данные объекты, что подтверждает подозрения о разработке в этих лабораториях определенных вирусов, биологического оружия.
Это «потом-потом» Еревана по сути превращается в конкретный отказ в допуске. Ничем иным, кроме как прямым плевком на союзнические отношения с Россией со стороны Армении это считать нельзя. То есть получается, мы гарантируем Армении безопасность, защищаем от внешних угроз, она входит в ОДКБ, ЕАЭС и за это вот такая своеобразная «благодарность». Такая позиция может говорить прежде всего о том, что нынешнее руководство Армении взяло стратегический курс на разрыв отношений с Россией.
Армения старается усилить отношения с НАТО, она уже согласилась на участие в учениях НАТО в Грузии. Чего можно ждать от Армении для России в перспективе? Ничего хорошего. На мой взгляд, Москве уже сейчас, не затягивая, надо делать определенные выводы и не церемониться. Американцы не церемонятся, а почему мы должны? Почему Россия должна идти на какие-то уступки, когда Армения, на мой взгляд, открыто предает интересы своего стратегического союзника. Я считаю, что нужно делать выводы и жестко ставить свои условия, пока не сели на шею или еще того хуже.
Пока Москва не критически сильно давит, она еще терпит младшего брата и настоятельно предупреждает. А Ереван огрызается. Причем за последнее время трижды. Но если мы не дадим четкого, жесткого ответа, не потребуем выполнения определенных союзнических обязательств, то нам и дальше будут садиться на голову, а то и того хуже. Мы просто можем получить удар в спину. Такой медлительностью мы уже потеряли братскую Украину. Мы долго смотрели, как они что-то там формировали, как туда заходили американские лоббистские структуры. Мы думали, что мы навеки братья, а получили откровенно враждебное государство, не народ, а именно государство. И подобные же может произойти и с Арменией и оно уже происходит. И нужно принимать срочные меры для того, чтобы ситуация не ушла из-под контроля.
Лавров стал рупором позиции Москвы в отношении Армении по самым разным направлениям сотрудничества. Очевидно, что Москве надоело терпеть такую двоякую политику Еревана. Она абсолютно не доверяет сегодняшнему руководству Армении Все эти сладкие речи со стороны Еревана - лишь дипломатическое прикрытие. Кажется, стоит только посмотреть на улыбку Никола Пашиняна, чтобы понять, что все это блеф. Мне кажется, что мы в скором времени можем ожидать большого предательства со стороны Армении. Раньше никто не мог предположить, что Лавров станет так жестко настаивать на усилении переговорного процесса по возврату территорий в рамках нагорно-карабахского урегулирования. Или что он будет так жестко разговаривать. Заявления Лаврова по газу – это тоже намек: ребята, вы заигрались. Россия сейчас получила отказ по допуску специалистов в биолаборатории и думаю, вскоре мы услышим российскую ответку. Дальше будет хуже и в первую очередь для Армении, я уверен.
Да, России не хочется терять еще одно государство на Южном Кавказе. Но в принципе, зачем бояться терять Армению, если, например, Азербайджан уже 20 лет показывает свою определенную лояльность по отношению к России, независимость и состоятельность в том, чтобы выстраивать великолепные взаимовыгодные отношения. Если Ереван пользуется отношениями с Россией и показывает некую предательскую политическую линию, то Азербайджан показывает только позитив: стратегическое партнерство, совместные экономические проекты, «дорожные карты» по самым разным направлениям, военно-техническое сотрудничество, партнерство на мировой арене, партнерство по региональной безопасности. Что дала Армения на этом фоне? Ничего полезного. По крайней мере, на данном этапе. И на мой взгляд, то, что Лавров сейчас стал жестко говорить о необходимости Армении помнить о том, что она союзник всегда, а не когда ей удобно и предъявлять претензии и давить, пытаться найти выгоду, а также соблюдать договоренности по нагорно-карабахскому урегулированию, это уже четкий намек Армении, что ребята, вы заигрались. В принципе в этой связи Москва может экономически повлиять на Ереван.
Да, у Москвы было больше доверия к прежней власти в Армении, потому что она была более гибкой и предсказуемой в отношениях с Россией, но это не значит совершенно, что больше любила Россию. Она была в большей степени в русле стратегических интересов России и не нарушала никаких договоренностей. А сейчас у власти в Армении абсолютные прозападники, выкормыши соросовских фондов, которые просто пользуются Россией, а одной ногой на Запад хотят.
Многие в Армении и диаспора понимают, что если Республика вильнет хвостом и отвернется от России, ничего хорошего с ней не будет. Кроме того, если Армения хочет экономического развития, она должна вернуть оккупированные территории Азербайджану и тогда республика будет разблокирована, начнется экономическое сотрудничество, участие в глобальных проектах. При помощи России идти на договоренности по Карабаху, урегулировать отношения с соседями и жить гораздо лучше. Если Армения намерена стать форпостом НАТО – это не выход. Ее просто сожрут. Западу она не нужна. Так, просто, для давления на Россию.
Власти Армении сейчас совершают грубейшие ошибки. И к чему это приведет? На мой взгляд, сейчас есть два сюжета. Первый сюжет, очень высок процент, что люди просто в определенный момент выйдут на улицу и сметут власть Пашиняна. Потому что ничего хорошего народу Армении он не дает. Второй вариант, на улицах Еревана заинтересованные в раскачивании ситуации на Южном Кавказе начнут раздавать печеньки – а-ля Нуланд. Тогда сценарий для самой Армении будет еще худший. Она, думая, что идет на Запад, повергнется в пучину зависимости и нестабильности. Армения идет к политическому cамоубийству», - полагает эксперт.
Эксперт Российского совета по международным делам Алексей Фененко придерживается того мнения, что в армянском политическом классе возобладала идея необходимости движения страны на Запад, сближения с НАТО и ЕС при параллельном использовании России с дальнейшим разрывом отношений с ней.
«Та ситуация, которую мы сегодня видим с допуском российских специалистов в биолаборатории в Армении, по сути является нарушением союзнических обязательств. Просто возникает вопрос: если мы имеем комплекс обязательств друг перед другом на случай внешней агрессии, как тогда согласуется отказ допустить своего союзника на территорию соответствующих биолабораторий.
Просто в армянском политическом классе возобладала идея, что Армения будет постепенно двигаться на Запад, сближаться с НАТО и ЕС, но при этом использовать Россию, а потом в один момент от нее откажется как союзника. В Армении есть четкое, правда ничем не оправданное ощущение, что США и Франция будут ее защищать в рамках НАТО, достаточно просто создать на своей территории американскую или французскую базу. Насколько это реалистично, это уже другой вопрос. И такая идея постепенно становится преобладающей политической идеей власти Армении.
Мы видим, как на протяжении двух лет с момента прихода к власти в Армении Никола Пашиняна Сергей Лавров выступает таким ретранслятором позиции Москвы и делает предупреждения. Хотя на самом деле проблемы в отношениях России и Армении стали нарастать задолго до прихода к власти Пашиняна. Но я уверен, что точка кипения в российско-армянских отношениях еще не настала. Сам факт критики Москвой Еревана показывает: у российского руководства есть надежда, что с уходом Пашиняна может быть как-то удастся развернуть ситуацию в российско-армянских отношениях с минуса на плюс.
Вместе тем, естественно Москву не устраивает политика Еревана: его взгляд в сторону Запада, кризис вокруг ОДКБ, невыполнение договоренностей по нагорно-карабахскому урегулированию. С момента подписания петербургских соглашений по нагорно-карабахскому урегулированию прошло 4 года и каков результат? Соглашение не выполняется и не денонсируется. А меж тем именно Россия была его гарантом. И саботируется реализация соглашения, надо признать, именно армянской стороной. То есть Россия оказывается подставлена Арменией. Получается, что Москва выступила гарантом карабахского урегулирования, но ее же собственный якобы союзник договоренности не соблюдает. Сюда сейчас приплюсовалась проблема с биолабораториями. Что мы видим: союзник по сути отказывается подписывать соглашение и посещать биолабораторию российскими специалистами, давать информацию о них, при этом сотрудничая с потенциальным противником. И все это на фоне неурегулированного до конца кризиса вокруг власти ОДКБ. Все это в комплексе показывает российской стороне, что полагаться на Армению как союзника нельзя.
Сейчас, думаю, последует обмен очередными жесткими заявлениями между Москвой и Ереваном, после чего Ереван скажет, что все нормально, мы партнеры и готовы идти на уступки, а затем все продолжится, как и было: Армения продолжит сближаться с НАТО, усиливать программы совместных военных учений, что, естественно, будет вызывать раздражение у России.
В итоге Армения добьется разрыва с Россией, своего выхода из ЕАЭС. События будут развиваться по аналогии отношений России и Грузии в период Шеварнадзе. Считается, что такому разрыву должен помешать факт нахождения в России большой армянской диаспоры. Но это миф. В 90-е годы говорили про гигантскую грузинскую диаспору в России. Ну и что? О взаимосвязи экономик России и Грузии. Ну и что? Это не спасло отношения. А уже как были взаимосвязаны Россия и Украина, даже на бытовом, семейном уровне. И что? Это ничуть не помешало разрыву».