
10 марта на «полях» Дипломатического форума в турецкой Анталье прошли переговоры глав МИД России и Украины Сергея Лаврова и Дмитрия Кулебы. Встреча состоялась при посредничестве министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу и стала возможной после телефонных переговоров Владимир Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана. Как известно, Эрдоган на протяжении нескольких месяцев предлагает турецкое посредничество в урегулировании ситуации между Россией и Украиной.
Сергей Лавров уже после переговоров с украинским коллегой в Анталье там же, на форуме, на встрече с азербайджанским визави Джейхуном Байрамовым очень образно, но «говоряще» отметил, что Анталья – перекресток всех дорог.
После этой встречи глав российской и украинской дипломатий, официальная Анкара заявила: Владимир Путин в беседе с Реджепом Тайипом Эрдоганом отметил, что «не против» встречи с президентом Украины Владимиром Зеленским.
На этом фоне помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев заявил:
«Президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган прилагают усилия для прекращения эскалации на Украине. Мы всегда готовы стать местом для проведения встречи. Ранее в Азербайджане проводились встречи высокопоставленных лиц США и России, а также переговоры НАТО - Россия. Азербайджан не является членом ни НАТО, ни ОДКБ. Страна председательствует в Движении неприсоединения. В связи с этим полагаем, что каждая из сторон может чувствовать себя комфортно", - заявил Гаджиев.
В ситуации вокруг Украины, когда одни западные страны проявляют в отношении России чрезмерную политическую эмоциональность и еще сильнее накаляют обстановку, подливая масла в огонь, а не успокаивая, все больше обращает на себя внимание позиция Турции – спокойная, размеренная и четкая. А с ней и Азербайджана, который тоже посчитал необходимым присоединиться к примирению сторон.
Причины, побудившие Анкару и Баку так реагировать на кризисную ситуацию – для «Москва-Баку» разбирают эксперты.
Директор Института политических исследований Сергей Марков:
- Я не буду отрицать, что Турция при проведении такой политики преследует свои выгоды. Но так можно говорить о любом государстве. С одной стороны, Анкара заявляет, что поддерживает территориальную целостность Украины, с другой стороны, мы видим, как Реджеп Тайип Эрдоган не присоединяется к антироссийским санкциям и публично называет фашизмом нападки на Западе на российских студентов и деятелей культуры.
Таким образом Эрдоган усиливает свои политические позиции. И в Москве такая политика Анкары воспринимается с пониманием.
Президент России Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что Турция для России - важный партнер, а Эрдоган – настоящий мужик и что они всегда найдут общий язык. В ситуации с Украиной в принципе, можно сказать, такая же ситуация. Турция, хотя и является членом НАТО, но играет по своим правилам, что в определенной степени импонирует Москве. Анкара не прогибается под Запад. Хотя от нее и сейчас ждут давления на Россию, каких-то санкций. Турция снова показала, что ведет себя прагматично по отношению к России. И в Москве это видят.
Россия и Турция договорились о том, что сохранят добрые хорошие отношения, несмотря на то, что отношения Москвы с другими членами НАТО драматически ухудшились. Турция оказалась единственной страной-членом НАТО, не присоединившейся к санкциям против РФ. И от таких взаимоотношений друг к другу выигрывают и Россия, и Турция. И Турции это выгодно и политически – она снова показывает, насколько влиятельна на международной арене, с другой стороны, очевидна экономическая выгода – появившиеся у Турции возможности в связи с уходом западных компаний из России. На место западных придут многие турецкие компании. В основном западные, конечно, заменят китайские компании, но и у Турции окажутся огромные преференции. Эрдоган, кстати, уже предложил российскому лидеру расчет в рублях. Поэтому я бы назвал эти действия со стороны президента Турции великолепными с взглядом на будущее. Кроме того, Стамбул сейчас стал главным транспортным хабом.
Вместе с тем, мы видим, что Турция и Азербайджан здесь действуют в некой связке. И готовность Азербайджана предоставить Баку в качестве переговорной площадки для российской и украинской сторон – это очень правильный шаг. Мы знаем, что Баку несколько раз выбирался в качестве места встречи руководителей Генштабов России и США, России и НАТО. И такого рода предложения Баку на украинском треке показывают высокую ответственность Азербайджана как международного игрока. Если такого рода переговоры реально состоятся, то вероятность, что они пройдут в Баку даже выше, чем в Турции. Потому что Азербайджан – одна из немногих стран, которая сохраняет настоящий нейтралитет. Турция – все-таки член НАТО. Например, российские силовики могут в Турцию и не поехать. А вот в Баку – да.
У России и Азербайджана прекрасные отношения. Лидеры в феврале подписали Декларацию о союзническом взаимодействии. И очевидно, что Россия и Азербайджан союзники и в будущем. Отношения двух стран будут только укрепляться.
В перспективе мы можем увидеть формат сотрудничества Россия – Азербайджан – Турция. Мы давно говорим о таком потенциале стран. Такой формат усилил бы позиции всех трех стран.
Политолог, руководитель портала PolitRUS Виталий Арьков:
- На самом деле, я считаю, что в случае с украинским кризисом, фактор Азербайджана может оказаться даже более значимым и влиятельным, чем турецкий. Начнем с того, что у Азербайджана уже есть хороший опыт посредничества - между Россией и Турцией после сбитого самолета. Участие Баку в восстановлении отношений Москвы и Анкары во многом способствовало снижению напряженности между странами и преодолению кризиса. Баку показал, что он может, хочет и умеет подобные вопросы успешно решать. Поэтому я не исключаю, что опыт Азербайджана и в ситуации с Украиной будет востребован. Тем более, для России, как и Украины Азербайджан ближе, чем Турция по многим моментам. Это жизнь в одном государстве, русский язык.
Миротворческая деятельность Азербайджана заметна. Баку сейчас не поддержал ни одну из сторон – ни Россию, ни Украину. Как и не выступил против одной из сторон. Тем более конфликт очень серьезный и Баку придерживается дипломатичной позиции, а не включает эмоции, как это делают некоторые западные страны, которые сейчас многих порой чрезмерно захлестывают. На мой взгляд, Баку сегодня выступает одной из приоритетных посреднических площадок как для Москвы, так и для Киева по тем причинам, которые я обозначил выше – это близкие отношения между Россией и Азербайджаном, Азербайджаном и Украиной. И это здравая и мудрая позиция самого Баку плюс опыт работы в подобном направлении.
Активность Баку на украинском направлении – это продолжение политики Алиева, когда Азербайджан за последние годы семимильными шагами идет вперед, набирает обороты и выходит за рамки своего регионального влияния переходит на влияние на процессы международные. Алиев при посредничестве Москвы и Анкары решил нагорно-карабахский конфликт и сейчас эти страны формируют новое мирное пространство на Южном Кавказе, пространство конструктивного сотрудничества.
Что касается фактора Турции, то при всей своеобразности отношений Москвы и Анкары (и эти отношения действительно непростые, между странами есть много противоречий – по Сирии и т.д.), тем не менее лидеры наших стран всегда показывали, что они в любой самой сложной ситуации могут договариваться. И правительство Эрдогана показывает это и сейчас.
Почему реакция официальной Анкары на события вокруг Украины именно такая, почему она показала именно такое отношение к России? Потому что Реджеп Тайип Эрдоган за годы своего пребывания у власти зарекомендовал себя как очень сильный с точки зрения влияния на международные процессы лидер. Турция – вторая по численности армии страна НАТО, но при этом мы знаем, что у Анкары есть много разногласий, и достаточно серьезных, и с НАТО, и с ЕС, и с США. Сегодняшняя Турции ведет независимую ни от кого политику. Власти Турции чувствуют то же самое в России. Именно поэтому Путин и Эрдоган находят общий язык.
Да, Турция с одной стороны, не приняла позицию России по спецоперации глобально, но при этом она в определенной степени встала на защиту России, осудила нападки Запада.
Конечно, Эрдоган хочет сделать позиции Турции на международной арене еще более мощными. Он понимает, что эта западная кампанейщина, эти западные санкции только нанесут ущерб Турции и Европе. Жителям Европы эти санкции уже наносят вред. И Турция поступила мудро. На самом деле позиция Турции, позиция Эрдогана может стать примером для европейских политиков. Они должны учиться у него, как работать в интересах своего народа, в интересах своего государства. Кстати, думаю, многие должны и перенять опыт президента Ильхама Алиева, который также действует в интересах своей страны, своего народа.
Мы не будем отрицать, что и коммерческая жилка в позиции Турции тоже работает. Турция не присоединилась к антироссийским санкциям. Как на днях заявил один бывший советский политический деятель, тем самым Турция оставила окно возможностей, в том числе на налаживание отношений при ее посредничестве между Россией и Западом.
Турецкие компании заменят выпадающие из российского рынка товары и услуги западных компаний. Тем более, что турецкая продукция известна российскому потребителю как очень качественная. Уход западных компаний будет очень выгоден турецкому бизнесу.
Сейчас некоторые лоббисты стали запускать тезис о том, что Турция проявляет слишком большую активность и что Россию в скором времени ждет война с ней и Азербайджаном. Это просто смешно и дико. Пропаганда. Я бы просто не обращал на это внимание. Как и делают здравомыслящие люди.
Анталийский форум сейчас очень многие процессы показал в срезе. Была и встреча глав МИД России и Азербайджана после переговоров Лаврова с Кулебой при посредничестве Чавушоглу. На ней министр иностранных дел Азербайджана заявил, что Баку очень беспокоит украинский вопрос. А Лавров обозначил ему итоги переговоров с украинским визави. Была также отдельная встреча Лаврова с Чавушоглу и еще отдельная – с главой МИД Армении. А также переговоры главы МИД Турции с армянским коллегой. То есть выстраивается такая интересная картина. Урегулирование на Южном Кавказе. Урегулирование вокруг Украины. Есть завязки. Пересечение акторов. В принципе и здесь можно усмотреть последовательность шагов. Это формирование евразийского пространства. Евразии пора стать самостоятельным континентом, а не зависеть от Вашингтона. И сегодняшние событий вокруг Украины показывают, кто будет создавать тенденции в этом новом мире. Это показывает независимая позиция Турции, независимая позиция Китая.
На фоне формирования нового мира перспективы плотного взаимодействия в нем России, Азербайджана и Турции очень большие. Мы видим сейчас, как проявляются настоящие партнеры России, настоящие ее союзники. Отношения между Москвой и Баку – это отношения очень крепкие, партнерские, союзнические. Хотя Азербайджан не входит ни в ОДКБ, ни в ЕАЭС, отношения между лидерами двух наших стран гораздо ближе и глубже, чем отношения, к примеру, между Путиным и Пашиняном. Казалось бы, Россия и Армения должны быть ближе. Но мы видим, что Азербайджан ближе к России по целому ряду направлений. И азербайджанские политики не кричат об этом на каждом углу, а показывают на деле.
И подписание между Россией и Азербайджаном Декларации о союзническом взаимодействии, если складывать своего рода паззл на фоне всех происходящих событий, то его детали встают друг к другу прекрасно. Когда ситуация вокруг Украины уже была накалена, у президента Азербайджана была возможность перенести визит в Москву. Но он не стал этого делать и таким образом показал свою мудрость и свою дальновидность, показала, что на него всегда можно полагаться. Владимир Путин говорил, что с Алиевым трудно договориться, но если договорился, то можно быть уверенным, что он будет держать слово, что договоренности будут выполнены.