Ильхам Алиев хочет вывести отношения с Россией на новый союзнический уровень. Об этом президент Азербайджана говорил с главными редакторами ведущих российских СМИ на встрече в ТАСС. Одним из собеседников президента на этой встрече был и главный редактор «Независимой газеты», журналист и политик Константин Ремчуков. В интервью порталу «Москва-Баку» он рассказал о своих впечатлениях от общения с первым лицом государства, что осталось за кадром встречи, и какую уникальную миссию, по его мнению, возложил на себя Азербайджан во взаимоотношениях с Россией.
- Если подводить итоги встречи с президентом Азербайджана, что можете выделить главное?
- Главным для меня, по крайней мере, было то, что мы увидели многогранного президента Азербайджана. Потому что все-таки руководитель государства очень часто является какой-то одной стороной, чаще парадной, когда что-то происходит: заявления, улыбки, открытия, закрытия. А здесь, поскольку встреча длилась долго и вопросы задавались самые разные, мы увидели многогранного президента. Как алмаз, у которого очень много граней. Грань, в случае с президентом, это конкретное направление компетенции. Этих граней очень много, и по каждому вопросу, который возникал, президент демонстрировал и компетентность, и компетенцию рассуждать на этот вопрос, глубину понимания проблемы. Это производит сильное впечатление, потому что он знает детали, он знает нюансы. И это для меня самое сильное впечатление от общения с президентом Азербайджана, потому что это говорит о том, как он проводит свое время. Чтобы столько знать, знать все детали, нужно все время эти детали изучать, собирать, систематизировать, типологизировать, квалифицировать. Я под этим углом зрения смотрел, и очень порадовался, что у Азербайджана руководитель такого качества.
- Все ли вопросы удалось задать президенту Азербайджана? Насколько открыт он был в общении?
- У нашей встречи с президентом был очень хороший формат, то есть мы могли общаться столько, сколько потребуется, чтобы ответить на вопросы всех приглашенных. Не было дедлайна. Президент приехал и был готов слушать всех. Не было никакого табу на тему. Никто не сказал, что мы можем обсуждать только определенные темы, а, например, темы Турции, Армении или конфликт в Карабахе не обсуждаем. Обсуждалось все. Он всех выслушивал. Если в вопросе уже содержался подвох, либо не точность, либо провокационный смысл, президент говорил: «Вы знаете, мне кажется, вы искажаете смысл того, что там происходит», или «в вашем вопросе есть неточности или диффамация». Отвечая на такие вопросы, он был спокоен. Да, по глазам было видно, что он собирался с ответом, потому что любой человек, когда слышит, что в вопросе есть диффамация, он напрягается. Он понимает, что вопрос может подаваться не с целью узнать что-то, этот вопрос направлен, как говорил Шукшин, чтобы срезать кого-то. Ильхам Алиев все выслушивал, говорил и потом, по ходу ответа, если, допустим, тема была отдаленная, он вспоминал какие-то детали, нюансы, и усиливал свои аргументы. Общее ощущение было, что его позиция базируется на наборе логических аргументов – «почему это надо делать так и не так». То есть там не было капризности. Очень часто руководители в каком-то смысле капризны. И аргументируют свое решением одной фразой: «потому что я так решил, у меня есть компетенция решать». И все, на этом вопрос закончен. А президент Азербайджана аргументирует свое решение, отвечая: «я так решил, потому что есть первое, втрое, третье и четвертое». Во время нашего общения не было ни одного вопроса, чтобы он ответил просто: «я так решил», или «я так хочу», или «мы так хотим». Нет. И когда ты общаешься с человеком такого ранга, как президент, и видишь, что он руководствуется логикой и понятными рациональными мотивами, которые ты можешь транслировать другим людям, то понимаешь, что решения таким руководителем, скорее всего, принимаются обоснованные. У президента Азербайджана принятые решения - это производные больших дискуссий, аргументы за и против. И уже когда ты принял решение, ты помнишь почему ты его принял, зачем ты его принял, и какие риски были бы, если было бы по-другому. Для меня это был очень интересный опыт общения с человеком, с точки зрения принятия этим человеком решения, за которым скрывается очень хороший информационный бэкграунд.
- Что-то осталось за кадром встречи, общались с президентом без камер?
- Нет, не было нужды (улыбается). Кто-то подходил к нему, и они общались уже в кабинете. Мы с главными редакторами, уже уходя, обменивались впечатлениями. Общение с президентом Азербайджана оставило у всех сильное впечатление, он очень крупный человек. Это всегда приятно. Иметь недалеко от себя в соседях страну, которой руководит умный и мудрый человек, всегда спокойнее. Так как знаешь, что с этой стороны не прилетит какая-нибудь глупость.
- Если говорить о культурных, экономических и других связях, то насколько сегодня, по вашему мнению, связь между Россией и Азербайджаном крепка, и чем она подкрепляется?
- Эта связь очень крепка, и подкрепляется она сегодня тем фактом, что Ильхам Алиев приезжал в Россию, чтобы вывести отношения с Россией на новый союзнический уровень. То есть не просто на уровень партнёрства, а на уровень союзнический. И это очень важно, поскольку у Азербайджана союзнические отношения с Турцией, и у Азербайджана теперь союзнические отношения с Россией по многим вопросам. И сегодня возникает потенциал более тесного сотрудничества этих стран уже втроем. Это вопрос возможно будущего, но тем не менее - это вектор того, что Азербайджану удастся сшить в один союз, или более тесные отношения, одну страну НАТО, как Турция, и другую страну лидера ОДКБ, Россию. Этого сейчас не удается никому в мире, так как это организации, которые состоят из разных членов. И то, что сегодня у Азербайджана союзнические отношения и с членом НАТО, и с лидером ОДКБ – это само по себе уникально. Я думаю, что это самый главный критерий того, что Азербайджан нацелен на сотрудничество, а не на блокировку, изоляцию и конфронтацию. Мне показалось, что это очень важная философия сосуществования с разными странами, в этом сложном, раздираемом противоречиями мире.
- Учитывая сегодняшнюю обстановку в мире, может ли что-то отрицательно повлиять на взаимоотношения России и Азербайджана?
- Обстановка всегда может влиять, но я думаю, что Ильхам Алиев очень мудрый, опытный, квалифицированный и компетентный руководитель, поэтому никто под воздействием сегодняшних сложностей и конфликтности не будет отказываться от той стратегической линии, которую выработали. Такие решения могли бы соответствовать другому типу характера человека. Когда характер у человека вспыльчивый или импульсивный, тогда можно ожидать таких же решений, как, например: «вчера мы были братьями, а сегодня враги, вчера вы были хорошими, а сегодня я понял, что вы плохие, и разочаровался в вас». Это есть, и такое поведение сегодня присуще некоторым харизматичным лидерам импульсивного, холерического типа. Лидер Азербайджана - это совершенно другой тип характера. Решения он формирует на основании тяжелых размышлений, анализа, дебатов. И, как мне кажется, еще и через призму национальных интересов Азербайджана. А национальные интересы Азербайджана они чисто по времени более продолжительны, чем любой конфликт. Пообщавшись с президентом Азербайджана, и насколько я считал его, мне кажется, что, скорее всего, он еще больше убедится, что в этом сложном мире нужно преследовать национальные интересы Азербайджана. А они состоят в том, чтобы иметь союзнические отношения и с Турцией, и с Россией.