AZN = 49.92 RUB
USD = 84.87 RUB
EUR = 91.96 RUB
Новости дня

A
Игорь Коротченко: Армения фактически занимается подрывной антироссийской деятельностью

/upload/iblock/0ed/0ede86d66f81cb2931532b66a5dd470b.png

Генеральный директор Каспийского института стратегических исследований (Россия) Игорь Коротченко – в интервью «Москва-Баку» о визите Сергея Лаврова в Азербайджан, характеристике Москвой отношения Запада к Южному Кавказу и последних событиях вокруг армяно-азербайджанской нормализации.

- Официальный представитель МИД России Мария Захарова сегодня назвала "хамством" попытки Запада вклиниться в ситуацию на Южном Кавказе.

- Консолидированная реакция российских элит на то, что Армения пригласила для развертывания на своей территории так называемую наблюдательную миссию Евросоюза – резко негативная. Это касается не только МИДа, но и других структур, причастных к выработке и принятию внешнеполитических решений в Российской Федерации. Разумеется, крайне негативное отношение и непосредственно Кремля. Комментарии официального представителя МИД России лишь подтверждает этот факт.

Почему резко отрицательное отношение – потому что в условиях, когда наблюдается острая фаза геополитического конфликта между Евросоюзом и Россией (введен уже 10-й пакет санкций), Армения, фактически приглашая к себе наблюдательную миссию Евросоюза, солидаризируется с позицией «коллективного Запада».

Так называемая «гражданская» наблюдательная миссия ЕС является лишь прикрытием для подрывной деятельности иностранных разведок стран-членов Евросоюза на Южном Кавказе. «Наблюдатели» - преимущественно кадровые сотрудники специальных служб, которые будут заниматься вытеснением России из региона и разрывом союзнических отношений между Ереваном и Москвой. Армения фактически занимается подрывной антироссийской деятельностью.

- Накануне на пресс-конференции в Баку Сергей Лавров заявил, что ранее сказанные премьер-министром Армении слова о том, что военное присутствие России в республике не гарантирует безопасность, а наоборот является угрозой безопасности, пусть остаются на совести самого Пашиняна…

- Это такая обтекаемая дипломатическая формулировка министра. Если перевести с дипломатического языка на политический месседж – это еще один резко-негативный отклик на деятельность армянского руководства

- Председатель парламента Армении Ален Симонян внезапно заявил, что вопрос Карабаха в соглашении между Арменией и Азербайджаном не должен быть отражен каким-либо образом". Что произошло с позицией Еревана, который так активно пытался данный пункт включить в мирный договор? Или это все также игра на публику?

- Комментировать метания окружения Никола Пашиняна бессмысленно. Карабах – это Азербайджан. Заявление Алена Симоняна не имеет никакого значения, оно политически ничтожно. Он может что угодно говорить. Карабах – это Азербайджан.

Сегодня было объявлено о назначении Азербайджаном представителя по контактам с армянской общиной Карабаха. Сегодня в Ходжалы при посредничестве командования российского миротворческого контингента прошли прямые контакты азербайджанского представителя с представителями общины.

Несколько я понимаю, процесс экологического мониторинга месторождений в Карабахском регионе, на которых осуществлялась армянской стороной незаконная добыча полезных ископаемых, приближается к стадии практической реализации. И в ближайшее время соответствующие надзорные инстанции Азербайджанского государства смогут провести необходимые меры.

Сообщается, что на встрече началось обсуждение вопросов интеграции представителей армянской общины, проживающей в Карабахе о том, как, собственно, их дальше надо интегрировать. То есть начинаются конкретные практические действия по интеграции армянского населения Карабаха в правовое поле Азербайджана. Кто этого не захочет – им предстоит релокация. Либо в Армению, либо в США, либо во Францию, либо куда-то еще. На территории Карабаха останутся только те армяне, которые будут согласны принять азербайджанское гражданство и жить по азербайджанскому законодательству.

- Не могу не спросить, вчера тот же Симонян назвал реакцию Москвы на критику Ереваном российской позиции по ситуации вокруг армяно-азербайджанской границы «преувеличенно нервной», добавив, что «Россия должна была решить эту проблему», поскольку является гарантом обеспечения безопасности, территориальной целостности Армении и если она не может этого сделать, то нужно публично об этом заявить.

- Я уже обозначил свою позицию: если какие-то политические деятели возомнили себя вершителями судеб мировой цивилизации – это очень смешно и глупо. В России все решения в области внешней политики принимает президент Владимир Путин. Поэтому какие-либо заявления о «нервной» реакции никто всерьез не будет рассматривать.

- Какую важность имеет визит Сергея Лаврова в Баку, что главное выделите по итогам?

- Декларация о союзническом взаимодействии, подписанная лидерами России и Азербайджана год назад - знаковый документ. Россия, российский политический класс, Кремль, безусловно, рассматривают Азербайджан в качестве одного из ключевых наших партнеров, союзников, даже не на постсоветском пространстве, а на глобальном поле мировой геополитики. Как отметил в своей речи Сергей Лавров, президент России лично уделяет пристальное внимание развитию союзнического взаимодействия с Азербайджаном. Союзнические отношения Баку и Москвы - это стабилизирующий фактор как в региональном, так и в международном плане

И сейчас в визит Сергей Лаврова в Баку стороны подтвердили те взаимные обязательства, которые были определены в Декларации. Визит главы российской дипломатии был призван отдать дань уважения, признательности официальному Баку за то, что в столь непростой период глобальной геополитической турбулентности остался верен своей позиции, нацеленной на развитие союзнических отношений с Москвой.

Президент Азербайджана на встрече с главой МИД России особо отметил, что Россия – брат, союзник и сосед для республики.

Стороны также обратили внимание на свою нацеленность на реализацию мегапроектов, которые будут иметь не только двусторонний, но и региональный и даже где-то глобальный характер. Лавров отметил, что это свидетельство того, насколько перспективно взаимодействие в этом регионе с лидирующим участием России и Азербайджана. Это и транспортный коридор «Север-Юг», это транскаспийские маршруты, совместное освоение ресурсов Каспия. Это сотрудничество в сфере топливно-энергетического комплекса, кооперация в промышленном производстве.

Считаю очень важным развитие экономического фундамента. Я убежденный сторонник того, что экономика первична. Важна интеграция региональных экономик, поскольку сегодня глобализация показала свою уязвимость, а зачастую и ненужность. А вот выстраивание региональных союзов – экономических, политических - то перспективный и эффективный путь движения вперед. Поэтому стороны в том числе обсуждали, какие возможности для сотрудничества с ЕАЭС может для себя найти Азербайджан, отмечено, что председатель азербайджанского правительства снова приглашен на саммит структуры. Россия и Азербайджан совместно нацелены на усиление взаимодействия в международных структурах - в частности в Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии, которую планируется довести до статуса организации.

Безусловно, одна из ключевых, центральных, важнейших тем – региональная безопасность, то есть урегулирование армяно-азербайджанских отношений. Мы здесь выступали с общих позиций – констатировали неконструктивную позицию Армении, ее нежелание выполнять трехсторонние обязательства. Россия поддержала мнение президента Алиева, который выразил надежду на то, что 2023 год станет прорывным в армяно-азербайджанской нормализации и мирный договор на основе пяти базовых принципов, которые были сформулированы президентом Ильхамом Алиевым, будет подписан.

Нужно также добиваться открытия Зангезурского коридора, который станет локомотивом совершенно новой экономической ситуации в регионе. Как отметили в Баку российская и азербайджанская стороны, открытие Зангезурского коридора обеспечит выход для «Севера-Юга» на Турцию.

Важно, что Москва подчеркнула – залог мира и безопасности на Южном Кавказе – выполнение трехсторонних заявлений.

Армения, блокируя все процессы нормализации, просто стреляет себе в ногу и таким образом тормозит свой социально-экономический прогресс. Видим, что вопрос открытия Зангезурского коридора очень политизирован. Крикливое армянское лобби в России просто захлебывается слюной, когда речь идет о данном коридоре, идет демонизация Турции. Все эти вещи окрашены в цвета национального эгоизма.

- Что показал визит Лаврова для Армении?

- По сути мы не хотели что-то там показывать Армении. Просто визит отразил, какие отношения сегодня у России с Азербайджаном, и какие – у Армении - с Россией, скажем так. Армения пока остается союзником России, членом ОДКБ, но с ее стороны мы наблюдаем абсолютно хамские масштабные русофобские митинги в Ереване. Тенденция приобретает четкий устойчивый характер.

А теперь Армения может еще раз убедиться, что она остается на обочине истории, превращаясь в государство, перспективы которого туманны, неясны и абсолютно нерадужны.

Попытка сейчас разыграть западную карту для того, чтобы попытаться оказать какое-то давление на Россию абсолютно бесперспективна. Если уж ни США, ни «коллективный Запад» не могут заставить изменить те или иные принятые Россией решения, то что уже говорить об Армении. Она не в том статусе, чтобы диктовать Кремлю.

Армения еще раз увидела, что ее неконструктивная позиция никаким образом не сможет оказать влияние на Россию. Мы присутствуем в регионе Южного Кавказа и будем оставаться в регионе ключевым геополитическим и военным игроком.

Армянское лобби в России хотя и сильно, но за прошедший год потеряла в своем влиянии.

Дело в том, что если раньше в сфере подготовки принятия тех или иных политических решений в ситуации по Южному Кавказу доминировала армянская точка зрения (и частично продолжает доминировать), то за последнее время ключевые акторы, причастные к выработке внешнеполитического курса России, в том числе в регионе Южного Кавказа, смогли опереться и на другую аналитику – сбалансированную и основанную в значительной степени на российских национальных интересах. В этой связи активно работал в минувшем 2022-м году Каспийский институт стратегических исследований, который также представил свою аналитику и в виде служебных записок, и аналитических докладов в ключевые центры принятия решений РФ. Изменения, которые мы наблюдаем (имеется в виду и заявления представителей власти по Южному Кавказу – прим.ред.) – в их основе понимание того, что реально происходит в регионе, отсутствие монопольной точки зрения в тех или иных институтах российской власти и навязывания тех или иных решений. Поэтому решения сейчас принимаются более сбалансированные, более осознанные. Это очень важное обстоятельство. Более здравый, прагматичный взгляд на российские национальные интересы в конечном итоге и обусловил те изменения, которые произошли даже на уровне риторики.

Если раньше можно было по пальцам пересчитать экспертов, которые давали объективный взгляд на происходящие на Южном Кавказе события, то теперь, к примеру, тезисы, которые я озвучивал на политических ток-шоу, озвучивают министр иностранных дел, председатель Государственной думы. Это говорит о том, что были сделаны правильные оценки. И в этих оценках – защита российских национальных интересов. Исходя из этого мы развиваем и будем развивать дружественные эффективные отношения с Азербайджаном и прагматичные отношения с Арменией. В отношениях должны превалировать не навязанные идеологические клише, которыми прошивали мозг тех или иных политиков, какую политику они должны проводить, а практические дела. И судить нужно партнеров по практическим делам. Это самое главное. Российские национальные интересы первичны. Исходя из этого, мы видим, что визит министра иностранных дел России Лаврова в Баку – прежде всего следование российским национальным интересам. И заявления – озвученные министром в Баку – тому подтверждение.