Генеральный директор Каспийского института стратегических исследований, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко в интервью «Москва-Баку» дает свою оценку, чем закончится очередная волна протестов против армянского премьера на фоне старта процесса делимитации границы между Азербайджаном и Арменией.
- Игорь Юрьевич, после того, как Азербайджан и Армения объявили о начале процесса делимитации границы и возвращении под контроль Баку четырех оккупированных армянской стороной сёл, в разных частях Армении проходят акции протеста, перекрываются дороги. Оппозиция пользуется сложившейся ситуацией и подливает масло в огонь. Есть ли риск, что ситуация для армянского премьера может вылиться во что-то серьезное?
- Важно отметить: начало процесса делимитации и демаркации государственной границы между Азербайджаном и Арменией, пусть пока и на отдельно взятом участке, — существенный шаг вперед в движении к миру. Речь идет об установлении границ, фиксируемых в Алма-Атинской декларации 1991 года. Это означает, что Армения признает территорию Азербайджана в границах Азербайджанской ССР.
Старт процесса делимитации и возвращение Арменией Азербайджану четырех сел стало очередной победой азербайджанской дипломатии, тактики Баку. Азербайджан додавил. Причем эта победа достигнута без посреднических усилий кого бы то ни было. То, что Азербайджан поставил условие ведения прямых переговоров с Арменией и данный подход соблюдается, – также победа азербайджанской дипломатии. Особенно важно, что Баку удалось этого добиться на фоне жесткого давления на Азербайджан западных акторов. Теперь они потеряли возможность манипулировать процессом.
Начало делимитации границы на данном участке означает и усиление военно-политических позиций Азербайджана. Армения теперь не сможет на нем осуществлять провокации, а если и попытается, то они сразу будут жестко пресечены.
Также теперь высока вероятность и того, что власти Армении исключат из своей Конституции по требованию Баку формулировки, содержащие территориальные притязания на азербайджанские территории
Как мы увидели, начало процесса делимитации приветствовало большинство ведущих стран – как дружественных Азербайджану, так и тех, кто ведет двойственную политику на Южном Кавказе. Это важный, позитивный момент.
Вместе с тем, действительно, ситуацией с началом делимитации границы пытается воспользоваться армянская оппозиция. Мы видели, как на протяжении нескольких дней после объявления о начале процесса делимитации в зону начала данного процесса в Армении съезжались оппозиционные силы. До сих пор в разных частях республики перекрываются дороги, проводятся акции в Ереване. Протестные настроения подогреваются и мировой армянской диаспорой, включая представителей, живущих в России. В протестах активно принимают участие отдельные священнослужители Армянской апостольской церкви.
Пашинян вынужден на это реагировать и чуть ли не ежедневно объяснять, почему возвращение Азербайджану его территорий, как и начало процесса делимитации, важно, что это только укрепит суверенитет Армении в будущем.
При этом протесты не имеют массового и регулярного характера. Очевидно, что люди не хотят выходить на акции, поскольку «карабахский клан» изжил себя. Люди просто от него устали. И оппозиция объективно не может, причем годами, не может реализовать поставленную ею задачу о свержении власти Пашиняна. И если и предпринимает какие-то усилия, то эти усилия не пользуются консолидированной поддержку общества. И сама оппозиция, надо сказать, видя отсутствие этой самой поддержки, действует довольно вяло. У нее в принципе не получается добиться желаемого результата.
Да, мы видим, что ультрарадикально настроенные силы также никуда не исчезли. Видели очередной дикий акт сожжения в Ереване флагов Азербайджана и Турции. Но даже такие радикалы, как показала практика, не могут или не имею достаточного желания свергнуть Пашиняна.
Как известно, действующий министр внутренних дел Армении Ваге Казарян является другом Никола Пашиняна. Лояльность силовиков при сохраняющемся нейтралитете со стороны армии дает премьеру карт-бланш и означает, что принимаемые им политические решения, в том числе о начале делимитации и демаркации границы, будут реализованы.
Cлужба национальной безопасности Армении также работает по противникам Пашиняна. Она не только анализирует, что происходит, но и предупреждает о замыслах оппозиции. Власть контролирует происходящие процессы.
Но премьер Армении, судя по всему, все равно решил подстраховаться. Как стало известно, Генпрокуратура страны потребовала изъять у политически и финансово ресурсных оппозиционеров недвижимость, машины, финансовые средства. Речь идет об экс-президенте Армении Роберте Кочаряне, бывшем министре финансов Гагике Хачатряне и экс-депутате Гагике Царукяне. Это показывает, что Пашинян, имея опыт оппозиционной борьбы, понимает, что лишение оппозиции финансовых ресурсов — это путь к ее политическому разгрому. И реализует этот сценарий. Попытки оппозиции в парламенте ставить под сомнение начало делимитации также оказались заблокированы правящим большинством.
Крайне примечательно, что Никол Пашинян за время своего руководства Арменией не один раз выходил из глубочайших политических кризисов, умудрялся выходить сухим из воды и более того – даже политически укрепился и укрепляется. Ни одна попытка оппозиции за 6 лет его свергнуть не увенчалась успехом. Это демонстрирует, что за премьером действительно стоит устойчивое политическое большинство среди избирателей, которые его поддерживают. И сегодня мы видим, как на улицы выходят маргиналы, оппозиционеры, сторонники «карабахского клана», но набрать критически устойчивое большинство для сноса правительства действующего премьера как не получалось, так и не получается. А это означает, что Пашинян – это всерьез и надолго. И это реальность.
Никол Воваевич продемонстрировал феномен своей политической выживаемости и способности встраиваться в политические процессы, и это не может не изумлять. Вспоминается известная поговорка про Анастаса Микояна «От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича». Так и Пашинян. Время идет, он, несмотря на попытки его сместить, удерживается.
Пашинян, как ни странно, на фоне своей некой такой карикатурности, демонстрирует очень интересную политику, политику шокирующих контрастов. С одной стороны, это дрейф Армении от России, что не может не вызывать тревогу. С другой стороны, часто звучащие от Еревана антиазербайджанские заявления обвинительного характера, которые не имеют под собой никаких оснований. Перевооружение Армении. И в то же время мы слышим заявления о готовности и необходимости мира с Азербайджаном. И вот сейчас согласие Армении на возвращение Азербайджану четырех сел и начало делимитации границы. С другой стороны, есть наблюдательная миссия ЕС на границе, которая постоянно расширяется. Такая наполненная противоречиями политика. Никол Пашинян умудряется скользить между струйками «политического дождя». Ноги до сих пор не замочил. Сохраняет свободу политического маневра.
Его согласие на начало делимитации – отражение этой самой политической ушлости. Такая политика: шаг вперед и два шага назад. И это еще раз показывает всю сложность решаемых Азербайджаном проблем для выхода на полноценный мирный договор с Арменией. Ереван продемонстрировал, что готов к мирной повестке с Баку, но успех дальнейшего продвижения по ней зависит от многих факторов, от того, какие силы будут наиболее влиятельными в принятии Ереваном последующих решений.
Радует, что есть позитивные сигналы по миру. В ближайшее время может состояться встреча глав МИД Азербайджана и Армении на территории Казахстана. Важно заявление Астаны, что Казахстан не будет посредником, а просто предоставит площадку для переговоров. Понятно, что Пашинян не хочет ехать в Москву на переговоры. Но было бы конструктивным, если бы премьер Армении приехал в Москву на ближайшие планируемые Кремлем мероприятия. Тогда была бы возможность обсудить с Владимиром Путиным сложные вопросы и, возможно, какие-то из них урегулировать. Возможно ли это с точки зрения нынешней политики Армении в отношении Москвы? Позиция российского руководства – держать окно для диалога и урегулирования всех вопросов открытым. И мы к этому готовы. Воспользуется ли этим окном возможностей Армения – другой вопрос.
Кстати, на фоне сложностей в отношениях Москвы и Еревана нельзя не обратить внимание на распространенные на днях видеокадры общения лидеров России и Азербайджана в российской столице: искреннего, непринужденного. На них также Владимир Путин лично поздно вечером вышел проводить азербайджанского коллегу до автомобиля в конце его визита в РФ. Лидеры обнялись при прощании, в очередной раз было видно, что между президентами есть особая химия. Это сильные, говорящие кадры. Путин и Алиев – фигуры одинакового политического, исторического масштаба. Они понимают друг друга, доверяют друг другу, полагаются друг на друга как в формальных, так и неформальных договоренностях. Мы понимаем, что в большой политике случайностей не бывает. И если на госканале выходят такие кадры, это демонстрирует, что российско-азербайджанские отношения находятся сегодня на подъеме, что Азербайджан для нас – настоящий стратегический партнер и союзник.
- Ввиду того, что вы сказали о противоречивой политике Армении, на днях появилась информация, что представители Минобороны Чехии приезжали в Ереван для обсуждения вопросов сотрудничества. А сегодня появилась информация, что Венгрия блокирует документ о предоставлении помощи Армении на треке безопасности по линии Фонда мира ЕС.
- Виктор Орбан как ответственный и эффективный политик прекрасно понимает происходящие геополитические события. Венгрия, будучи наблюдателем в Организации тюркских государств, ответственно относится к выполнению своих обязанностей.
Не секрет, что цель накачивания Западом Армении оружием – это ее превращение в натовский плацдарм. В Чехии есть неплохие компетенции в области вооружения. Это артиллерийские системы, системы залпового огня, авиация. С точки зрения военно-технического потенциала Чехия – это серьезный игрок. Сегодня Пашинян максимально диверсифицирует источники приобретения оружия. Можно сказать, что для западных стран теперь поставлена галочка - помогать Армении. Пашинян становится армянским Зеленским. Мы помним утечки в СМИ по итогам встречи премьера Армении с госсекретарем США и главой Еврокомиcсии в Брюсселе 5 апреля. В СМИ появилась «дорожная» карта по военно-технической интеграции Армении в западное сообщество. Откровенные данные по превращению Армении в западный плацдарм, в Троянского коня на постсоветском пространстве. И мы видим визиты, переговоры по данному направлению Армении и Запада. Процесс идет. Нельзя в этой связи не обратить внимание на очень жесткие слова президента Азербайджана в адрес тех, кто пытается накачивать Армению оружием. И это серьезный сигнал, который Баку направляет как Еревану, так и его западным покровителям, что не стоит раскачивать лодку, ответ будет дан и ответ очень жесткий.
Довольно занятно, что посол Франции после краткого демарша и вызова Макроном для консультаций по отношениям с Азербайджаном была вынуждена вернуться в Баку. То есть попытки Парижа продолжить давить на Баку снова заканчиваются фиаско. Франция сдувается. Это еще раз показывает, что твердая позиция, в данном случае властей Азербайджана, заставляет оппонентов ее принимать. Четкая, жесткая политика по отстаиванию своих национальных интересов дает Азербайджану существенные преференции. В том числе на треке армяно-азербайджанского урегулирования.
Что касается того, как Азербайджан справляется с давлением США, то нужно отметить, что Вашингтон как правило играет вдолгую. Администрация Байдена никогда не забудет, как жестко Баку отреагировал на создание в стране американской пятой колонны. Такие вещи Вашингтоном обычно не прощаются. Поэтому Азербайджан не должен расслабляться. Уже идут попытки ввести санкции против представителей политической и силовой элиты Азербайджана. За этим могут стоять не только проармянские лоббисты, но и влиятельные круги, которым не нравится усиление Азербайджана.
В мире, в том числе в регионе Южного Кавказа, идут сложные многоуровневые процессы. В меняющемся турбулентном мире многие вещи разрушаются, создаются новые. Но когда меняется миропорядок, очень важно жесткое, четкое следование политике отстаивания своих национальных интересов, что и демонстрируют и Ильхам Алиев, и Владимир Путин.